«Welcome to hell!» — эти слова крутятся в голове, когда читаешь первые страницы романа Родриго Рей Росы «Зачарованные камни».
«Гватемала. Маленькая страна, где никогда не отменяли смертную казнь, где люди никогда не объединялись добровольно ни для какой цели, кроме как для суда Линча», — нагнетая обстановку мрачными описаниями, начинает автор рассказ о рядовом вроде бы происшествии, которое перерастает почти в катастрофу.
На дороге случайно сбит ребенок. Малыш попадает в больницу, виновный скрылся с места происшествия.
Этой историей начинают заниматься полиция и журналисты. Постепенно выясняется, что человек, сбивший ребенка, сам не ожидая этого, спас ему жизнь. Поскольку именно в момент аварии в мальчика уже целился убийца. Кому нужна смерть мальчишки, усыновленного обеспеченной гватемальской семьей? Приемному отцу, расставшемуся с женой? Конкурентам приемного отца, желавшим отомстить ему? Вариантов много, но Родриго Рей Роса оставляет этот вопрос без однозначного ответа. Скорее, он пытается разобраться, почему мальчик ощущает себя в Гватемале, словно в окружении врагов. «Да и все здесь на самом-то деле были врагами. Нужно уничтожить их всех, думал Сильвестре. Если останется хоть один, он не сможет чувствовать себя спокойно».
Гватемальский писатель рисует портреты различных людей, от циничных юристов, представителей «элиты» до мальчишек-оборванцев, живущих на улице и зарабатывающих на жизнь мелким воровством. Им противопоставлены не то чтобы положительные герои, но люди, в которых человеческие чувства побеждают. Люди, не желающие проходить мимо, когда могут оказать помощь. Потому пострадавшему мальчику помогает инспектор Растелли, хотя сам о себе он придерживается невысокого мнения: «В сущности, он любил свою страну, хоть она и была заштатная, однако, если бы ему дали волю, он избавился бы (максимально гуманными способами) от двух третей ее населения. Для блага нации…».
В центре романа образ Хоакина Касасолы, человека, так же, как и Растелли, не испытывающего иллюзий по поводу устройства жизни в своей стране. Он некоторое время жил в Испании, но в силу обстоятельств вынужден был вернуться. Его мечтой остается переезд в другую страну, но здесь его держит любовь к журналистке Элене. Хоакин Касасола невольно оказывается замешанным в истории с мальчиком. Ему хочется поскорее избавиться от необходимости предпринимать какие-либо действия в связи с этим, он не хочет говорить правду, хотя первое побуждение именно такое. Принять верное решение его побуждает Элена, может быть, в силу своей молодости и характера, не успевшая закоснеть, засушить свою душу.
Вопрос, который решает Родриго Рей Роса в своем очень небольшом по объему романе, могут ли в Гватемале жить люди, не утратившие человечность, не превратившиеся в «зачарованные камни». Финал романа дает положительный ответ на этот вопрос.
По мере того, как продолжается чтение, впечатление от первых страниц, о котором я сказал в начале этой заметки, рассеивается. Невольно сравниваешь жизнь в латиноамериканской республике с жизнью в России. И понимаешь, что отличий, во всяком случае в эпизодах, описанных в романе, не так уж много. И у нас расслоение общества чрезвычайно велико, и у нас цинизм богатых вызывает неприятие, и мы, так же как гватемальцы, не спешим заявлять об этом, а просто смиряемся, делая вид, что за красивыми фасадами не видим ужасающей нищеты. И объединяться на борьбу с таким положением не собираемся, возможно, помня уроки начала двадцатого века и то, к чему привела революция. Не таким уж адом выглядит Гватемала, раз мы можем жить почти в тех же условиях…