Литература

Месть реальности

«Благодаря рекламе демократия помогала создавать более прочные диктатуры, чем диктатуры прошлого, державшиеся на силе оружия».

Реальность меняется, хотим мы того или нет. Когда я прихожу на улицу, где когда-то стоял дом, в котором я вырос, вижу совсем другие дома. Мне надо закрывать глаза, чтобы вновь увидеть улицу такой, какой была она много лет назад.

Реальность меняется, независимо от наших желаний. Но все же, как иногда хочется поменять ее под себя!

Меняют реальность под себя герои романа боливийца Эдмундо Пас Сольдана «Цифровые грезы». Мэр города, в котором развиваются события книги, меняет наименования улиц, строит новые кварталы. Эти перемены производятся и с целью заставить людей забыть предыдущие годы, и с целью позаботиться о собственном благополучии.

Меняет реальность президент страны Монтенегро, прототипом которого стал бывший военный диктатор, избранный все же президентом в результате демократических выборов. Президент меняет реальное прошлое. Компьютерные гении, среди которых и главный герой романа Себастьян, перелицовывают прошлое, убирая лишних людей со старых фотоснимков и кинопленок, купируют записи прежде произнесенных речей, создавая новый образ президента, чтобы никто не мог вспомнить о годах диктатуры, не сумел доказать его связь с криминалом. «Благодаря рекламе демократия помогала создавать более прочные диктатуры, чем диктатуры прошлого, державшиеся на силе оружия», — пишет Пас Сольдан.

Себастьян получает удовольствие от своей работы, его захватывает иллюзия власти. Герою хочется быть закулисным режиссером отражаемой журналом, где он работает, реальности. «Ему бы хотелось скользить по коридорам издательства в три часа ночи, проверять и перекраивать по своему усмотрению фотографии с обложки, со страниц международного отдела и новостей спорта — создавать новую реальность для читателей «Тьемпос Постмо». Он… жаждал контроля над городом, но чтобы никто, даже его жена не догадывались об этом».

Один из коллег Себастьяна скрывается от жизненных трудностей в он-лайн игре, выбрав для себя далекий от реальности образ. «Потом создадут игру длиною в жизнь. И настанет день, когда ты забудешь, кто ты на самом деле — Пиксель или Зена — Королева Воинов, творческий работник конца второго тысячелетия или средневековая шлюха». Он тяжело переживает смертельную болезнь отца и пытается сохранить его в своей жизни, моделируя с помощью новых технологий отсутствующие изображения, записывает голос, но технологии не заменят живого человека.

От реальности пытается уйти жена Себастьяна Никки. Правда, для этого она не обращается к компьютеру. Забыть прошлое Никки старается в браке с Себастьяном.

Талант Себастьяна оценили правительственные структуры. После того, как его коллажи, состоящие из изображений голов и тел различных известных людей, стали столь популярны, что на их основе дельцы начали изготавливать даже кукол, Себастьяна приглашают к работе на Монтенегро.

Нравственные мучения героя, не способного найти баланс между необходимостью зарабатывать деньги и отвращением к лживой власти, боязнь потерять жену в конце концов изменяют его сознание. «Магический реализм» латиноамериканской литературы находит отражение и у Пас Сольдана. Однажды Себастьян обнаруживает, что его изображение исчезло со всех семейных фотографий. Вокруг героя пропадают люди. Он теряет Никки. Исчезает женщина, пригласившая его к работе на правительство. Наконец, возвращаясь домой, он не обнаруживает на обычном месте своего дома. У героя остается один выход — он вычеркивает из реальности себя…