Литература

Конец времён

{hsimage|Идешь, не зная куда, — придешь, не зная куда ||||} Инвалиды, марширующие по радуге. Их грустный марш наблюдает из окна съемной квартирки Барбара — героиня романа Клаудии Маркучетти Пасколи «Инвалиды». Этот роман представлен как открытие мексиканской писательницы, родившейся в Италии, жившей в Мексике и Париже. Действие романа в Париже и происходит, куда приезжает Барбара в надежде найти вдохновение для создания романа.

Она снимает квартиру на площади Инвалидов, знакомится с соседом, знаменитым французским писателем. Между ними устанавливаются странные взаимоотношения, Барбара подозревает его в убийстве невесты. Ее подозрения не беспочвенны, но разобраться в том, где правда и где ложь в этой книге и в размышлениях героини, довольно трудно. Вымысел настолько плотно соединен с реальностью, что практически они уже не отделимы. В первом финале книги жертва становится палачом, в последней части становится ясно, что истинная героиня романа не вымышленная Барбара, а сама Клаудия (то есть ее героиня — автор романа, который мы читаем), не покидавшая Мексику, пленившая в буквальном смысле человека. И наконец эпилог говорит о том, что преступление реально было совершено.

Сплав вымысла и реальности составляет ткань романа. В нем не находится места для привычных устоев морали и нравственности, нет направления, нет четко обозначенной понятной цели, а потому он воспринимается как причуда больного воображения.

Время действия я бы определил как эпоху конца времен, то есть наше время. Однако, предположив, что события будут развиваться по сценарию, отличному от сценария «Апокалипсиса», могу определить эпоху как постхристианскую. Христианство, предложив нравственные ориентиры, помогало человечеству выживать две тысячи лет. Отказываясь от него, отказываясь от ориентиров, человек легко может заблудиться в изгибах больного, лишенного чего-то важного воображения. Впрочем, можно не привязываться к христианству, можно говорить о религии как о связи с Богом, вообще. Важно, что герои Пасколи не имеют морально-нравственных критериев, а потому события, происходящие с ними, неизбежны.

Роман воспринимается как картинка современного общества, переживающего последние времена, закат. Аналогичные картинки предлагают сейчас многие европейские авторы. Воздержусь от перечисления имен, их слишком много, тех, в чьих книгах действуют бесполезные герои, не видящие смысла в жизни. Если идешь, не зная куда, то и придешь, не зная куда.

Поскольку приемлемых ориентиров нет, жизнью героини романа Пасколи управляют то защитные, то саморазрушительные реакции на вызовы среды, а они определяются комплексами, приобретенными еще в детские годы. Трудно было бы не приобрести комплексы, потеряв мать, имея отца, которого порой хочется задушить, вступаясь за героиню, когда он откровенно издевается над дочерью, хотя о физическом насилии с его стороны речи не идет.

Физическое насилие применяет к ней сосед-писатель, которого она заподозрила в убийстве другой девушки. Убийство, если оно было, физическое насилие по отношению к Барбаре нужны писателю для того, чтобы увидеть, почувствовать реакцию жертвы, понять, какие чувства испытывает убийца. И сама Барбара стремится перерабатывать свои ощущения в создание книги.

Клаудия Маркучетти Пасколи не совершила открытия своей книгой. Еще в начале 60-х годов Пьер Гамарра написал роман «Убийце — Гонкуровская премия», в котором поднял эти вопросы. Разве что, видно, что Гамарра оказался провидцем. Все больше извращенный внутренний мир героев, не сдерживаемый общепринятыми принципами безопасности, привлекает различных авторов. А когда воспринимаешь их вымысел как отражение реальности, становится страшно.

 

Купить эту книгу на OZON.ru — Книги | Инвалиды | Клаудия Маркучетти Пасколи | Los invalidos