В центре книги борьба двух бандитских кланов. Эта борьба, скорее война, начинается, когда Нандо Барраган, ослепленный огромным количеством спиртного и призывным телом разбитной вдовушки, убил своего двоюродного брата из семьи Монсальве.
Нандо сам сожалеет о случившемся, но тот самый «закон, написанный ветром на песке», диктует дальнейшую судьбу семей. Барраганы и Монсальве становятся смертельными врагами. Кровная месть должна настичь Нандо и его братьев. За гибель Монсальве должен быть убит Барраган и наоборот — до бесконечности.
Пожалуй, в объяснении причин этой кровавой борьбы у Рестрепо видны отголоски латиноамериканского магического реализма, далее мы читаем вполне традиционный семейный роман. Роман с острым сюжетом, неординарными характерами, о котором Габриэль Гарсиа Маркес сказал, что он «возвращает почти забытую радость увлекательного чтения».
Конечно, кровная месть, это варварство. Но оказывается, что «ветер» пишет более справедливые законы, чем те, по которым предпочитают жить люди. Месть совершается в определенный день в году, за одного убитого можно лишить жизни только одного противника. Более того, нельзя стрелять в спину и без предупреждения.
Варварские законы дикарей уступают место новым правилам, которые диктует цивилизация. Но цивилизация в условиях Колумбии — это грязные деньги, «наркодоллары», коррупция, та же кровь, только упрятанная от взглядов общества. Убийства двоюродных братьев, превращавшиеся в шоу, не соответствуют образу жизни Мани Монсальве, который «хочет войти в урбанистический мир, в котором беззаконие и жестокость подобны сточным водам, текущим по трубам глубоко под землей, в то время как на поверхности — блестящие приемы в смокингах, взаимовыгодные сделки с высшими чинами военного командования, капиталы, вложенные в акционерные общества…».
Братья Монсальве принимают решение нарушить правила многолетней войны с Барраганами. Они нанимают киллера, для которого не писаны традиционные законы. Его жертвой становится один из Барраганов, молодой повеса, герой-любовник, поэт. Начинается бой без правил.
Внимание автора сосредоточено на двух героях. Это Нандо Барраган, которого можно сравнивать с диким зверем, живущим по традициям, установленным самой жизнью, хоть традиции эти кровавы и жестки. Второй персонаж — Мани Монсальве, пытающийся даже прекратить братоубийственную войну, но подчиняющийся в итоге преступной цивилизации, которая не просто допускает нарушение традиций, а презирает их, считая глупыми, несоответствующими цели достижения богатства и власти. Барраганы в этой борьбе обречены. Как в уличной драке, побеждает тот, кто более низок, кто нападает всемером на одного, кто бьет лежащего, кто готов ударить сзади, готов убить.
Роман Лауры Рестрепо напоминает лучшие образцы романов о покорении Америки, в нем прослеживается та же тема благородства и справедливости изначальных, традиционных устоев, гибнущих под коварными циничными ударами цивилизации.