Литература

Писатель тоже хочет есть

«Бедность я не люблю за то, что от нее пропадает жизнь в мускулах и цвет на коже, показывается скелет человека и его подзаборное «я». Михаил Пришвин

Дорогие коллеги, не мне вам объяснять ситуацию по поводу авторских прав и оплаты писательского труда. Ни прав, ни оплаты. Кто-то вынужден идти в печники, кто-то в грузчики… А уж литературе что останется.

Правда, Михаил Михайлович Пришвин, будучи убежденным однолюбом (по крайней мере такова легенда), утверждал, что безнравственно делить себя на «до» и «после». Уж если ты решил стать писателем, считал он, нужно отдаваться этому делу полностью и до конца. Кто ж будет спорить! Только как и на что жить в той ситуации, когда у нас в России литературный труд, кажется, и вовсе не считается за труд (за труд ведь принято платить!), а эксплуатация писателя такова, что ни одному печнику и грузчику не приснится. Вот типичное интернет-объявление:

«Предоставляя текст литературного или изобразительного произведения для его воспроизведения в интернет-журнале «В квартире 44», автор предоставляет журналу неисключительное имущественное право на территории всех стран мира в течение срока действия авторских прав воспроизводить, сообщать и доводить до всеобщего сведения с помощью средств электронной коммуникации, включая передачу по кабелю и беспроводным сетям, литературное или изобразительное произведение в составе интернет-журнала таким способом, при котором оно будет доступно неограниченному кругу лиц, обладающих индивидуальным или коллективным доступом к ресурсам сети Интернет. Факт публикации произведения является достаточным вознаграждением за предоставленные права.

Присылая текст для публикации в Интернет-журнале «В квартире 44», автор соглашается с условиями настоящего договора и с правилами, действующими на сайте журнала.

Редакция Интернет-журнала «В квартире 44». 11 января 2010 года

На простом языке это называется выкручивание рук. И таким выкручиванием занимаются не только интернет-издания, но и бумажные. А куда писателю деться: не для себя же он пишет в конце концов. А стоит заикнуться насчет гонорара, показывают на дверь: мол, и без вас желающие найдутся. Оно, конечно, найдутся. Но не сужается ли в таком случае сама возможность конкуренции, отбора наиболее интересных для читателя текстов, и, значит, роста и самого издания?

Наверное, вопрос назрел. Потому что на прошлой неделе ему было посвящено два сообщения: по ТВ «Культура» («Культурная революция» от 9.02) и в Интернете.

Один из главных действующих лиц «Культурной революции»  профессор МГУ утверждал, что авторские права — это безнравственно, так как бесплатный доступ к плодам культуры, искусства, а также к образованию, медицине… должны иметь все. И приводил в пример себя. Дескать, он пишет учебники и очень рад, что в Интернете их может скачать каждый желающий. Профессору культурно возражали, объясняли значение  авторских прав. Но почему-то никто не сказал прямо, что писатель, художник, композитор… тоже есть хочет. Как и профессор, получающий зарплату за свой труд и выпускающий учебники на средства гранта.

И вот какое решение проблемы предложил писатель Сергей Магомет:

«ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ — это актуальный прогрессивный проект. Он стал возможным только сейчас, благодаря Интернету. Его цель — раз и навсегда покончить с отвратительным явлением новейшего времени — абсолютной монополией издателей, много лет считавших не только писателей, но и читателей своими крепостными!

Вот суть проекта:

«В настоящий момент книг автора нет в продаже. Такова культурная ситуация. К счастью, они есть на Прозе.ру. Кстати сказать, на данном ресурсе, в отличие от пиратских библиотек, выложены тексты «аутентичные». То есть уточненные, выверенные автором.

Словом, если вам по душе произведения автора и вы купили бы его книгу в магазине (при этом лишь малая часть потраченных вами денег дошла бы до автора), поддержите понравившуюся публикацию, сделайте перечисление непосредственно на счет писателя».

Конечно, трудно представить, что читатель или читательница вместо обращения к Гуглу уверенно записывают номер счета на клочке бумаги или на мобильник, потом спокойно идут-едут по морозцу или в слякоть, разыскивают единственный работающий в районе платежный терминал и добросовестно… Однако даже если кому-то это покажется странным, такие замечательные люди есть. И становится их всё больше!

Таким образом, как это и должно быть в идеале — автор-читатель общаются без посредников. Только по Гамбургскому Счету. Свобода от издательского рабства, навязывания стереотипов, вечного «безрыбья», выкручивания рук и зомбирования. Становление жанра Авторская Литература — это свобода выбора.

Кстати, насколько помнится, прямая индивидуальная творческая деятельность не облагается налогами.

Уважаемые читатели и коллеги-авторы! Считайте этот пост основополагающим манифестом нового движения, а также нового литературного СООБЩЕСТВА.

Рабочее название сообщества «Клуб Гамбургский Счет». Предполагается условное и действительное членство. Прием заявок открыт. Окончательное название и подробный устав предполагается опубликовать позднее, после предварительного обсуждения. Но концепция изложена. Какие будут мнения, предложения, замечания — в т.ч. общего, программного, идеологического, творческого, юридического и иного характера? Подробности можно найти здесь: http://www.proza.ru/2012/02/07/1469

P.S. Должна заметить, что автор не открывает Америку: подобная практика давно существует в развитых странах.