Литература

Странствия конкистадора

Тема конкисты по-прежнему привлекает латиноамериканских писателей. Пожалуй, одним из основных мотивов становится сожаление об утерянной культуре.

Такие книги должны были появиться именно в наше время, время глобализации с одной стороны, и как ответ на вызовы глобализации, роста национального самосознания с другой. Время толерантности, время признания инакости других культур.

Замечательно эту тему раскрыл аргентинский писатель и дипломат Абель Поссе. В России он известен в обеих своих ипостасях, поскольку работал в Москве в качестве дипломата. В переводе на русский язык выходили пять его романов. Теме конкисты посвящен роман «Долгие сумерки путника». Главным героем романа стал необычный конкистадор Альвар Нуньес Кабеса де Вака. Его необычность в том, что с минимальным отрядом он прошел огромный путь от Флориды через Техас до Мехико не сделав ни единого выстрела, практически голый, босиком. Потерпев кораблекрушение, конкистадор попал к индейцам, которые, вопреки ожиданиям, не убили его, хотя уже были наслышаны о злодеяниях европейцев.

Индейцы Абеля Поссе уже не испытывают иллюзий по поводу «бородатых людей», не считают их богами. Напротив, многие относятся к ним с презрением, увидев, как попавшие в беду европейцы выживают, поедая своих более слабых товарищей.

Индейцы помогают конкистадору в его нелегком путешествии и даже считают его достойным увидеть их сокровенные города, которые оказываются мечтой, видением, а не реальными поселениями, наполненными золотом.

Кабеса де Вака успешно завершил свое путешествие и даже был поощрен, назначен аделантадо (правителем) Рио-де-ла-Плата в Парагвае. Но оттуда он попадал в Испанию в трюме, закованный в колодки. Попытка остановить разложение среди европейцев, даже священники которых имели в Парагвае гаремы индианок, натолкнулась на дружное сопротивление. На аделантадо был состряпан донос, он потерял звание, родовой замок, имущество. Годы потребовались на то, чтобы получить крышу над головой — маленький домик и скудную помощь, обеспечивающую жизнь.

Конкистадор написал о своем путешествии книгу, в котором о многом умолчал, чтобы не рисковать окончить свою жизнь на костре инквизиции. Эти умолчания ощущались читателями, и даже король Испании считал, что Кабеса де Вака скрывает некую тайну. Тайна действительно была, она заключалась в понимании ошибочности Конкисты. «Как некоторое откровение, меня осенило чувство, что мы, христиане, несчастнейшие из несчастных, истинные наследники Адама, изгнанного из Рая. Наши церкви, наша религия — не более, чем лазареты для глубоко больных душ. И мы, больные, уничтожаем целые народы во имя спасения их душ, — пишет старик в тайной книге, которую он адресует потомкам, таит от других людей. — Впереди нас идет дьявол, что бы мы ни делали. Будем ли мы действовать, как Писарро, или попытаемся — к примеру, как я, — отстаивать истину, что «только добро побеждает»».

И на склоне лет жизнь старого конкистадора нелегка. Ему довелось увидеть запертого в клетку, словно животное, своего сына, рожденного в Америке от индианки. Кабеса де Вака сумел освободить сына, лишившись последнего пристанища, но тот не выжил. Он не мог жить в иной цивилизации, не хотел этого.

Абель Поссе написал грустный роман о разочарованиях. Но эта же книга говорит и об умении отстаивать свои принципы до конца, о верности жизненным целям и идеалам.