Литература

В поисках любви

Роман «Анатом» сделал имя аргентинского писателя Федерико Андахази знаменитым. Скандально знаменитым.

Первой книге ныне популярного писателя жюри аргентинского Фонда Амалии Лакроче де Фортабат в 1996 году присудило главную премию.

Однако ее вручение не состоялось, поскольку книга вызвала скандал. Годом позже роман вышел в Испании и с тех пор победно шествует по миру, переводится на различные языки, выпускается во многих странах. В России книга за короткий срок выдержала несколько изданий.

Федерико Андахази написал уже около десятка романов. Все новые и новые читатели открывают для себя эпатажного автора и подсаживаются на его книги. Сайт в Интернете, посвященный его творчеству, полон восторженных высказываний.

На мой взгляд, романы Андахази имеют все составляющие, необходимые для того, чтобы заинтересовать читателя, привлечь его внимание.

Он из тех писателей, чье творчество издатели в рекламных аннотациях характеризуют словами: «Автор пишет о таких вещах, о которых не принято даже говорить в обществе». Остается вопрос, стоит ли затрагивать темы, о которых не принято говорить. Однако это обеспечивает коммерческий успех, поскольку запретный плод всегда сладок. Если чего-то нельзя, то этого сильно хочется.

Кроме того, книги аргентинского писателя строятся на любопытном историческом материале. Видно, что для написания «Анатома», о котором мы сейчас говорим, автор хорошо изучил средневековье, господствовавшие тогда в медицине, философии, теологии взгляды. Действие развивается настолько динамично, что даже теоретические богословские пассажи читаются на одном дыхании.

В «Анатоме», помимо всего прочего, очень ярок фон, на котором развивается действие. Мы перемещаемся по итальянским городам: Флоренции, Венеции, Падуе, Риму, вслед за главным героем отправляемся в Грецию. Краткие, но очень емкие описания позволяют представить место действия:

«Однажды зимним утром 1558 года, незадолго до того, как между двумя гранитными колоннами, доставленными из Сирии и Константинополя, появилось солнце и оказалось между крылатым львом и Сан-Теодоро, а механические фигуры мавров на Часовой башне были готовы отбить первый из шести ударов…»

Аромат эпохи позволяют почувствовать и образы, которые использует Андахази. Так окружность соска женщины он сравнивает с размером окружности золотого флорина.

Время действия романа выбрано не случайно. Именно тогда, в жестких условиях, европейские ученые изучали человеческое тело, делали открытия, позволявшие двигать медицину вперед. Им приходилось преодолевать сопротивление католической церкви. Достаточно упомянуть, что существовал закон, исключавший хирургов из Королевской коллегии врачей и обязывавший их вступать в Гильдию цирюльников.

Именно тогда теологи вели бесконечные споры о том, есть ли у женщины душа, может ли вообще женщина считаться человеком.

Но не исторические факты, не описание эпохи, не реалии средневековья в большей степени захватывают читатели. Андахази вряд ли можно сравнивать с великим медиевистом Умберто Эко. У Андахази на первый план выходит запретная тема.

Хирург Матео Колон, известный на всю Европу, подобно своему великому однофамильцу, открывшему Америку, открывает свою terra incognita. Испытывая страстную любовь к самой красивой путане Венеции Моне Софии, он желает добиться ответной любви. И думает, что ему это удалось.

Однажды, будучи приглашенным лечить одну женщину, отличавшуюся добродетелью, почти святостью, он обнаруживает у нее орган, названный им Amore Veneris. Если верить Андахази, прежде этот орган — клитор — не был изучен учеными и докторами. Никому просто не приходило в голову, что женщина может получать удовольствие, когда тесно общается с мужчиной.

Матео Колон, имевший руки «тонкие и белые, а пальцы длинные, изяществом не уступавшие женским», считает, что нашел секрет влияния на женщин. Доставляя им удовольствие, он добивается влечения со стороны противоположного пола. Отказывая женщинам в существовании у них души, Колон полагает, что нашел именно источник женской любви, ибо любят они не по велению души, а по произвольному велению Amore Veneris.

Открытие хирурга чуть не привело его на костер. Чудом он сохранил жизнь, чтобы реализовать свою мечту. Но ученому пришлось испытать горькое разочарование. Отвергнув любовь достойной благочестивой женщины Инесс де Торремолинос, он сумел убедить ее, что она не любит его, а лишь слушается своего тайного органа. Потрясение Инесс было столь велико, что она сама лишила себя Amore Veneris и отказалась от какой бы то ни было любви, став путаной и окончив жизнь на костре.

Но и Колон погиб, так и не добившись любви от Моны Софии. Даже умирая от сифилиса, несмотря на старания Колона, думавшего, что он открыл секрет женской привязанности, путана напомнила: «Твое время истекло!». Знание анатомического секрета не помогло ученому. Загадка поведения женщин осталась не разгаданной, какой остается и до сих пор.