«В сетях Твоих» – первая книга Дмитрия Новикова, изданная в Карелии.
Много странностей в нашей карельской культуре. Самый известный на сегодня писатель Карелии до сей поры издавался лишь за пределами республики – в Москве и Петербурге. Да и эта книга вышла, по словам председателя Карельского союза писателей Марата Тарасова, со скандалом. Каким – он не стал уточнять. Хотя известно, что проблем с одобрением членов экспертного совета Минкультуры при получении республиканской субсидии на книгоиздание не было: «В сетях Твоих» Дмитрия Новикова получила больше всего голосов.
Публикации Дмитрия Новикова
Презентация сборника рассказов прошла вчера в научной библиотеке Петрозаводского государственного университета. Как сказал сразу писатель, это презентация – академичная, будут еще – нескучные, с артистами и песнями. Впрочем, скучно не было и вчера.
Дмитрий Новиков, Виктор Васильев и Марат Тарасов (слева направо)
Президент ПетрГУ Владимир Васильев назвал Новикова одним из брендов университета, наряду с Рождественским и Евтушенко. Будущий писатель учился здесь на медфаке, но в молодости не окончил и сейчас обучение решил завершить.
– Я перед ним преклоняюсь, он идет против литературы, где главное – игра словами, образами и где не чувствуется жизни, которая идет на окраине России, – выступление Марата Тарасова было, как всегда, эмоциональным. – Новиков как писатель вырос сам по себе, в этом его великое преимущество.
Председатель Союза молодых писателей Карелии Яна Жемойтелите говорила об отличии «Вожделения» от «В сетях твоих»:
– Там собственная самость, напористость – городская проза. Это – другое. Ответ на вопрос, почему с ним произошла метаморфоза и он повернулся к Северу, есть в его собственном тексте. Как там бутылочка, опустошаясь, сливается с пейзажем, так и писатель, когда опустошается, врастает в пейзаж. Север наполняет его, становится не страшен. Север – это ты сам. Особенность нашей северной прозы – она делается, растет год за годом как дерево, наращивая кольца.
Яна Жемойтелите, Дмитрий Новиков и Марат Тарасов
Дмитрий Новиков поздно стал ездить на Север и убежден, что надо начинать в юности. Север для него – территория от Мурманска до Южной Карелии. Не скрывал:
– Люблю ездить с прозаиками – поэты на Севере сходят с ума, потом ловишь их…
Шутил он по обыкновению много, будто все сказанные высокие слова относились к кому-то другому. С юмором, однако откровенно, не отделываясь общими фразами, отвечал на записки студентов, довольно острые и не банальные.
«Какие фишки используете, чтобы привлечь современного читателя?»
– Не использую фишки, не торгую вдохновением. Не хочу писать на модные темы – о революциях, Пусси Райот… А фишки появляются потом – вот диск к книге выйдет через две недели, презентация большая будет. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…»
«К какому жанру и стилю тяготеете?»
– Для меня вопрос стиля – больной. Это самое сложное, его никто не может определить, никто не может научить. Литература как музыка, растет из меня, ею не нужно управлять.
«Ваши последние рассказы – пересказ будней вашей жизни. Нужно ли это литературе Карелии?»
– Пусть литература и скажет, нужно ли. Не люблю держать нос по ветру, хочу писать о чем хочу.
Отвечая на другие вопросы, Дмитрий говорил о том, что он человек религиозный, к вере шел долго, что вторичности в сравнении с великими (речь шла о «Царь-рыбе» Астафьева) не боится, что перестал баловаться нецензурщиной, что статус литературы и писателя снизился – «наелись дешевой журналистикой». В завершение часовой встречи сказал:
– Есть ощущение, что сейчас литература становится более востребованной. У нас зарождается северная школа – Ирина Мамаева, Александр Бушковский, появляется молодежь. Легкая доля оптимизма у меня есть.
В разделе «Дм. Новиков» на нашем сайте опубликованы некоторые рассказы, вошедшие в книгу.
Фото Ирины Ларионовой