Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI
О книге Олега Мошникова «Солнечные письма»
Объять современную литературу практически невозможно, в основном в силу феодальной раздробленности литературных средоточий страны. Москва давно уж не является объединяющим и испытующим центром, а межрегиональное взаимодействие ограничено естественным образом. Московские толстые журналы не вмещают и не пытаются вместить разноголосицу провинции, отчего и не имеют былого общероссийского пиетета.
Значительно усложняет картину российской культуры мировоззренческая трещина, столетиями разверзнутая в пропасть и определяемая понятиями славянофильства и западничества. Развитие этих взглядов привело к противостоянию либералов и почвенников, традиционалистов и новаторов, войне критиков, журналов, литсоюзов, обычному уже расстрелу оппонентов и инакомыслящих всеми залпами многопушечных СМИ. Поэты-почвенники, писатели-деревенщики, авторы крестьянского направления былинной межой, как железным занавесом, отделили от змея глобализации и потребления свое духовное, национальное поле, заодно приватизировав понятие традиционности, и оставив многим формально традиционным политическим и культурным оппонентам нишу новаторства.
Сколь бы ни был талантлив стихотворец, не зная своих координат на литературной карте мира, не ощущая корней и истоков своего ремесла, не предвидя и не предвосхищая будущих своих шагов в творчестве, торящих неисхоженные еще пространства, он обречен на труд этнографа или бытописателя своего лирического «я».
Литературный бум по-карельски – это когда писатели пишут, на собственные кровные выпускают книжки, чтобы на выступлениях, почитав по кругу, книжками с автографами обменяться. В идеологической и житейской шелухе бывают трудно различимы зерна таланта, не ангажированного маскарадом действительности, литератора с внутренним духовным стержнем, с собственной правотой. Той одинокой фигурой, что и в литературной толкучке способна заглянуть за горизонт.
Один из таких авторов – знакомый читателям поэт и прозаик Олег Мошников, замечательно талантливый и вместе с тем мало известный публике и критике за пределами окоема. Поэт сильного лирического дара, предмет своей поэзии он сначала объемлет чувством, окрашивает переживанием и лишь затем понимает мыслью. Его стих ярок, контрастен, стихиен и в силу внутренней близости с народным стихом напевен и мелодичен. Это тот случай, когда стихотворение скреплено не семантическим ритмом, а музыкальной фразой, мелодией.
Олег Мошников формировался под сильным влиянием почвенных идей и поэтов, но оттолкнувшись от них, первоследом обозначил тропу по нейтральной полосе. Лирический герой стихотворной книги Олега «Солнечные письма» (издательство «Периодика», Петрозаводск, 2009 г.) – не крестьянин и не переселенец из деревни в город, а горожанин, чьи корни обрублены, связи потеряны. Палым листом закрутил и понес того ветер. И вот тогда пробуждается «душа осеннего листа» и перед внутренним взглядом ее вихрем проносятся воспоминания о детстве, о всех любимых, духовному оку открыты трагические моменты истории, зигзаги судьбы. Хочется вернуться в детство, в огромный крестьянский дом, где скрип половиц и запах лип, и баба Паша допекает сканцы. Только нет уже дома, ушли родители… Мир детства распадается и даже память не может остановить распада. Какая же сила скрепляет мир человека? Кому адресует поэт свои «солнечные письма»?
Любовь к дому, к сыну, к родителям, воспитательнице Марье Ивановне, к сказкам для маленьких, где побеждает добро, к женщине, к родине, ко всему необъятному миру. Любовь, о которой поэты-почвенники старались промолчать, храня в душе ее святые мощи, в стихах Олега Мошникова звучит в полный голос, от нутра, не разрушая ни такта, ни гармонии стиха. Но взгляд поэта не отрешен, любовь ко всему не заслоняет беды, чувствуется и нарастает диссонанс, окружающий мир далек от идиллии.
Велика сила хаоса, разрушающая человеческую душу. И велик народ, преодолевающий испытания. Великая Отечественная война, репрессии, Афганистан, Грозный, унижение ветеранов, покаянные дни России – голос поэта не чурается сатиры и громкой публицистичности. В такой ситуации не до споров о правильности и традиционности написания, о «чистоте» поэтических школ. Пока художники спорят о почве и призывают к твердыне духа, народ – по-прежнему народ – и городской, и деревенский тушит пожары, стоит в карауле, в запаянном гробе возвращается на родину.
К сему числу и брага уготована:
Откроют штоф и молча будут пить…
Под грустную мелодию Антонова
Неласковую родину любить.
Душа дрожит, страх, а не надежда наполняют душу. Что же это: на бога надейся, а сам не плошай, или отчаяние найти последнего праведника. «Волнуют душу купола… Но нет в душе былого храма». Автор обращается к мифологии, к сказке, к языческой силе земли. Пусть обрублены вепсские корни поэта, забыт древний язык – в душе живут народные поверия, малой родиной становится исчезающий народ вепсов. Олег Мошников занимается переводами с финского, карельского, вепсского языков – пишет замечательные искренние стихи, многие из которых ложатся на музыку.
И все же судьба малого народа не отделена от судьбы народа большого, а судьбы народов не отделены от судьбы человека. Поэт ищет ответ на вызовы времени в себе, в душе малого человека, включающей весь мир, всю ойкумену. Он предлагает принять жизнь такой, какая она есть, преодолеть страх силой любви и прощает все зло огромным сердцем романтика.
Сегодняшнее творчество многих провинциальных поэтов, различных по возрасту и поэтической манере, вместе с тем, имеет общее идейное основание и единый духовный посыл. Перевести спор о путях России от бесплодной идеологической перепалки литераторов к взвешенному поэтическому и философскому размышлению лирического героя о своем собственном месте в мире. Не о коллективно-бессознательной, а о личной духовной ответственности индивида за происходящее.
Творчество Олега Мошникова демонстрирует способность провинции к развитию, изменению укоренившихся взглядов, к синтезу либеральных и державных подходов в литературном творчестве. Новое почвенничество ломает стереотипы, отказывается от удобных клише, приглашает на диалог.
Условия Конкурса книжных рецензий #PROкнигу_XXI здесь