Дом актёра

Ему было, о чём поведать зрителям

Константин Пилипенко
Константин Пилипенко

Памяти большого артиста

15 июня исполнилось 90 лет со дня рождения народного артиста России Константина Владимировича Пилипенко. Это значительный повод, чтобы вспомнить о нём. Нам повезло жить с ним в одном городе, видеть и слышать его на сцене.


Константин Пилипенко родился в 1926 году в Ленинграде. Он жил совсем рядом с Московским вокзалом, на Лиговке, в доме Перцева. В 1942 году, пережив первый год блокады, добровольцем ушел на фронт и всю Великую Отечественную войну прослужил на Балтийском флоте.

В 1959 году, по окончании Ленинградской театральной студии, Константин Пилипенко приехал работать в Русский театр драмы Петрозаводска и буквально с первого сезона стал ведущим актёром театра. Так бывает очень редко, чтобы приезжего актёра сразу приняли и по достоинству оценили и актёры труппы, и коллеги из других театров, и зрители. «Два цвета», «Шестой этаж», потрясающий «Человек со звезды» — первые же петрозаводские роли показали одаренность и самобытность артиста, его широкий актёрский диапазон. С 60-х годов почти каждая роль Константина Пилипенко становилась событием, его работы многократно отмечались всероссийскими и республиканскими премиями, дипломами, грамотами. За большие достижения в театральном искусстве России и Карелии Константину Владимировичу Пилипенко было присвоено почетное звание народного артиста Российской Федерации.

На творческом счету Константина Владимировича – сотни ролей в постановках классических и современных авторов. Среди его лучших работ – образы русской классики в спектаклях «Ревизор» Н. Гоголя (Городничий), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (Крутицкий), «Маленькие трагедии» А. Пушкина (Сальери), «Свадьба Кречинского» и «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (Муромский, Тарелкин), «Последние» и «Зыковы» М. Горького (Якорев, Шохин), Неуеденов в «Женитьбе Бальзаминова» А. Островского. Артист много играл в постановках современной драматургии (А. Арбузов, Э. Володарский, А. Дударев, С. Панкратов и др.) и в спектаклях по произведениям современных зарубежных драматургов – Вилли Ломен в «Смерти коммивояжера» А. Миллера, Амилькар в «Месье Амилькаре» И. Жамиака, Алан Люс в «Бродвейском блюзе (Два весельчака)» Н. Саймона, Альфред Илл в «Визите старой дамы» Ф. Дюрренматта, Бардолф в «Эликсире любви (Леттис и Лавидж)» П. Шеффера, Мегрэ в «В подвалах отеля «Мажестик»» Ж. Сименона и многих-многих других. За этими именами – ярчайшие сценические образы, которым аплодировала публика не только Карелии, но и множества российских городов, где бывал на гастролях наш Русский театр драмы.

Как актёр Константин Пилипенко был непревзойдённым мастером психологического рисунка. Он обладал редким в наши дни умением насыщать образы гуманистическим пафосом, и ему особенно удавались роли значительного социального обобщения. В каждой роли для Константина Пилипенко наиболее важной была гражданская и человеческая позиция героя, выражение моральных ценностей. И главным актёрским выразительным средством артист всегда считал слово, его эмоциональную насыщенность.

В Русском театре драмы основным партнёром Константина Владимировича Пилипенко во многих постановках была Людмила Филипповна Живых. Они были равновелики и хорошо понимали и чувствовали друг друга. Когда «Творческие мастерские» отделились, актёрский дуэт распался: у неё в труппе не оказалось такого партнёра, как Пилипенко, и у него не оказалось партнёрши, равной Живых. Они оба были герои. Главные герои. И для героя огромное значение имеет – есть ли понимающий и равный по масштабу личности партнёр, есть ли кому сказать: «Ксанф, выпей море!»

Константину Пилипенко стало тесно и неуютно в мелком репертуаре, потому он в последнее время работы отказывался от бессмысленных ролей. Театр для него был кафедрой, и артист выходил на сцену, чтобы поднять значимую мировоззренческую проблему, чтобы поделиться со зрителями своими мыслями о человеке, его чести и совести, его месте в мире. Одной из его последних больших ролей была роль Эзопа в одноимённом спектакле по пьесе Г. Фигейреду «Лиса и виноград». А к 45-летию творческой деятельности Пилипенко готовил моноспектакль по «Кроткой» Ф. Достоевского.

В последние годы жизни творческая жизнь Константина Пилипенко протекала не только в театре, но и за его пределами. Ветеран Великой Отечественной войны, кавалер множества орденов и медалей, переживший Ленинградскую блокаду, Константин Владимирович не на словах, а на деле поддерживал общественные организации. В течение многих лет Константин Пилипенко постоянно сотрудничал с Обществом ветеранов войны и труда «Красная гвоздика», Обществом инвалидов, организацией «Жители блокадного Ленинграда». Артист разработал несколько авторских программ разнообразной тематики: «Живые души», «Эх, жизнь наша!», «О, милая моя среда…», в которых на материале произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Миллера, А. Островского и многих других авторов выстраивал диалог с залом с высокой гражданской позиции. Ему был необходим выход к зрителю на камерных площадках, ему было, о чём поведать зрителям. Ежемесячно на благотворительных началах народный артист России выступал со своими программами перед социально незащищенными слоями населения: ветеранами и инвалидами, педагогами и студентами…

Для коллег Константин Пилипенко всегда был примером высокого мастерства, профессионализма и ответственного отношения к делу. Человек энциклопедических знаний, любознательный, с отличной тренированной памятью и великолепной театральной насмотренностью (он старался смотреть все премьеры не только Петрозаводска, но и Ленинграда и Москвы), Константин Владимирович Пилипенко был летописью не только Русского театра драмы, историю которого он знал со дня основания, но и целой эпохой в истории карельского сценического искусства, хранителем российских театральных традиций. С невероятной готовностью он делился своим огромным сценическим опытом, обширными знаниями истории театра, основами театральной этики с каждым, кто умел его услышать.

Константин Пилипенко был действительно редким человеком и редким артистом. Убеждённый в том, что настоящий Артист должен своим словом пробуждать души людей, он был трагически несозвучен сиюминутности, слишком мелкой для этого титана. Он плохо слышал суетный шум нынешнего времени и весь был обращён в прошлое, в великую историю великого театра.

Самоучка, блокадник, моряк, за годы работы в театре он стал знатоком истории театра, её хранителем, он помнил и знал всех актёров прошлого, держал в памяти даты всех премьер – даже тех, в которых ещё не участвовал. Он по крупицам восстанавливал утраченную людскую память, заставляя своим примером подтягиваться всех вокруг. Его требования к другим были так же высоки, как к себе.

У Константина Владимировича было правило, которому он следовал неукоснительно: в любой день, как бы он ни был загружен работой, читать не менее ста страниц. Он подчёркивал каждую прочитанную страницу, впитывал её в себя – с тем, чтобы запомнить навсегда. И он мог легко подарить драгоценную прочитанную книгу, так как её содержание оставалось с ним навечно.

Константин Пилипенко ушёл от нас осенью 2004 года. Мы не успели увидеть его «Кроткую».  До сорока пяти лет работы на сцене Русского театра драмы Константин Владимирович не доработал всего семнадцати дней. Семнадцати мгновений насыщенной и посвящённой творчеству жизни…