23 февраля Игорю Михайловичу Румянцеву, участнику Великой Отечественной войны, старейшине Русского театра драмы, исполняется 95 лет! Человек потрясающей внутренней выправки, умный, тонкий, порядочный, скромный. Отличный актёр — за полвека в нашем театре у него не было ни одной неудачной роли! За долгую и безупречную актёрскую службу он не получил ни одного звонкого актёрского звания, остался просто Артистом.
А стать актёром Игорь Румянцев решил ещё в отрочестве. До войны играл во вспомогательном составе драматического театра города Сталинска (ныне Новокузнецк), хотел поступать в театральный, но не успел: 18 лет ему исполнилось в 1941 году.
Во время войны в лейтенантском арттехническом училище в Томске участвовал в самодеятельности, даже исполнил роль Евнуха в опере «Запорожец за Дунаем». После окончания училища служил младшим техником-лейтенантом зенитной артиллерии в ПВО Западного округа.
После демобилизации Игорь Румянцев вернулся в труппу драматического театра Сталинска, теперь уже в основной состав. И, проработав в театре до конца сезона, осуществил довоенную мечту: поступил в ЛГИТМиК, отделение “Артист драмы”, курс Бориса Елисеевича Жуковского.
После окончания института Игорь Румянцев работал в Мурманском Театре Северного флота, Саранском, Могилевском, Норильском, Вологодском драматических театрах и приехал на работу в Петрозаводск уже опытным артистом.
Уже в первом своём сезоне в Русском театре драмы – в 1964/65 году – Игорь Румянцев исполнил значительные роли, из которых было несколько центральных: Принц в сказке “Белоснежка и семь гномов”, Андрей Разметнов в “Поднятой целине”, Евдокимов в спектакле “Сто четыре страницы про любовь”, Йозеф Мейзингер в спектакле “Пресс-атташе в Токио”, Тодорос Парлас в “Ищу правую руку”, Леонидик в спектакле “Мой бедный Марат”, Альберт Вильямс в спектакле “Покушение на Прометея”. И это всего один сезон! И таким насыщенным был практически каждый сезон Игоря Румянцева. Он действительно служил в театре: брался за любой эпизод, на который был назначен, и создавал на сцене живого человека в соответствии с драматургическим материалом и режиссёрским жанром. Всегда был органичен и достоверен.
Над каждой своей ролью в каждом спектакле один из старейших артистов Русского театра драмы Игорь Михайлович Румянцев работал творчески, ответственно, добросовестно и безотказно, творя в течение полувека тихий незаметный подвиг. Но сам Игорь Михайлович не считает подвигом ни свою работу на фронте, ни свою работу в театре: служба есть служба. Не случайно в его трудовой книжке самые заполненные страницы – сведения о поощрениях и награждениях: “за активное участие…”, “за срочный ввод…”, “за проведение творческой встречи на высоком уровне…”, “за сознательное отношение к работе…”. Он всегда ездил во все гастрольные поездки Русского театра драмы, принимал участие во всех внерепертуарных мероприятиях театра. Мягкий, сдержанный, скромный, всегда подтянутый и абсолютно неконфликтный, Игорь Михайлович и сейчас достойный пример дисциплинированности и обязательности в работе для молодых коллег.
За пятьдесят лет в Русском театре драмы Игорь Михайлович сыграл около ста пятидесяти ролей, многие из которых стали вехами в истории театрального искусства республики.
В 1984 году за роль Агабо Богверадзе в спектакле “Арба перевернулась” Игорь Михайлович был удостоен диплома СТД Карелии “Лучшая роль сезона”. Не одно поколение зрителей помнят его Левия Матвея и Поплавского в “Мастере и Маргарите”. Многие видели царедворца и хлопотуна Полония в “Гамлете”, Официанта в спектакле “Женский стол в охотничьем зале”, невежу Простакова в “Недоросле” и многие другие. Все свои роли Игорь Михайлович исполнял с необычайным внутренним достоинством, ставшими визитной карточкой этого артиста.
Искренность, доброта и чистота позволяла Игорю Михайловичу создавать незабываемые образы в детском репертуаре, где невозможно соврать и сфальшивить. Его обаятельных персонажей – бессрочного Принца в “Белоснежке и семи гномах”, кузнеца Сеппо в “Сказке о ленивых братьях”, Фелпса в “Приключениях Гекльберри Финнна”, Короля в “Маленьком принце” знают, помнят и любят зрители разных возрастов.
Игорь Михайлович работал с такими постановщиками, как А.В. Шубин, М.П. Малинин, Е.Л. Гельфанд, И.П. Петров, В.М. Пахомов, О.И. Джангишерашвили, А.Д. Андреев, и многими-многими другими. И редко артисты так умеют слушать режиссёров и столь точно выполнять их требования, как это может Игорь Михайлович.
Как артиста Игоря Михайловича отличают интеллигентность, достоинство, внутренняя культура и благородство. Он человек стройный и внутренне, и внешне – всегда “держит спину”. На сцене он был молод и в шестьдесят лет, и в семьдесят, и в восемьдесят. Его выправка, спокойствие, обязательная приветливая улыбка — необходимая составляющая Русского театра драмы. Как и многие старожилы труппы, Игорь Румянцев был уволен в 2006 году, когда было упразднено юридическое лицо «Объединённая дирекция Музыкального театра и Русского театра драмы». Как актёр он мог бы ещё работать и работать, его образы всегда были живые и тёплые — словом, настоящие.
В начале века многие артисты Русского театра драмы жаловались на недостаток ролей, на творческий застой, а Игорь Михайлович продолжал полноценно работать в текущем репертуаре, и режиссёры постоянно занимали его в новых постановках, поручая как эпизодические и функциональные роли, так и роли второго и первого плана: Панас и Дорош в «Вие» Игоря Ларина, Пётр Николаевич Сорин в «Чайке» Виктора Терели, Кавалер Лампетти в «Человеке и джентельмене» Александра Невинского, Филька в «Даггеротипе» и Парикмахер в «Беде от нежного сердца» в «Петербургских водевилях» Андрея Андреева, Реджинальд Педжет в «Квартете» и Священник в «Пире во время чумы» Семёна Верхградского, Филострат в «Сне в летнюю ночь» Георгия Кавторадзе, Губернатор в «Гусарской балладе» Бориса Гранатова. Игорю Михайловичу нечего было жаловаться на невнимание режиссёров.
Три роли этого века хочется вспомнить подробнее. В сезоне 2001/2002 годов — это роль Петра Николаевича Сорина в чеховской “Чайке”. Глубокое проникновение в роль позволило создать артисту потрясающий образ “человека, который хотел…”. Сорин Румянцева – весь светящийся изнутри, очень чистый и немного по-детски беспомощный. Сорин – чудесный положительный полюс всего спектакля: он на всё живо реагирует, как-то по-птичьи быстро поворачивая голову в сторону говорящего, его интересует всё, он словно бы действительно в конце своей жизни пытается добрать впечатлений, которые он пропустил, служа по судебному ведомству. Сорин Румянцева словно пришёл из доброй сказки, у него светлое лицо и по-детски чистые глаза, он живой и тёплый в холодном сценическом мире спектакля.
В сезоне 2003/2004 года в мелодраме «Квартет» по пьесе Рональда Харвуда Игорь Румянцев создал образ Реджинальда – чуткого, ранимого, по-интеллигентски незащищённого оперного певца, оказавшегося на старости лет в Доме для ветеранов сцены. Не случайно этот персонаж – тенор, он тоньше ощущает неумолимое движение времени, чем его коллеги. Странный, противоречивый и трогательный Реджи в исполнении Румянцева – настоящий «лирический тенор эпохи», хрупкий и сильный одновременно. Именно герой Румянцева становится камертоном спектакля, по нему «настраиваются» его коллеги, остальные участники знаменитого квартета из «Риголетто» Дж. Верди.
В том же сезоне в рок-спектакле «Пир во время чумы» по А.С. Пушкину Румянцев исполнил роль Священника, ставшую уже не только камертоном зрительских оценок спектакля, но и внутренним контрапунктом постановки. Образ Священника построен на контрасте к остальным персонажам – и вербально, и пластически, и, если можно так сказать, – поэтически. Герой Румянцева кажется более объёмным, реальным по сравнению с плоскими, словно игрушечными, фигурками Луизы, Мэри и даже Председателя. В этом спектакле Священник единственный пытается ответить на пушкинский вопрос: «Что делать нам? И чем помочь?» и, может быть, единственный оказывается сильнее Смерти…
Как участник Великой Отечественной войны Игорь Михайлович Румянцев награждён медалями «За победу над Германией» (1945), Орденом Славы (1995) и всеми юбилейными медалями. За большие творческие заслуги Игорь Михайлович награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Карелии, Совета Министров Карелии, ЦК Профсоюзов работников культуры Карелии, Почетным знаком «За достижения в культуре» МК РФ (1998).
В 2002 году Игорь Михайлович удостоен высшей театральной премии Республики Карелия “Онежская маска” в номинации “За служение театру”.
От всего коллектива бывшего Русского театра драмы, от Союза театральных деятелей Карелии, от коллег всех театров Петрозаводска от всей души поздравляем Игоря Михайловича с 95-летием! Желаем здоровья и оптимизма.
Мы все Вас помним и любим!