Театральное искусство Карелии понесло большую утрату: 9 декабря 2019 года на 97-м году жизни ушёл из жизни Игорь Михайлович Румянцев, артист Русского театра драмы, участник Великой Отечественной войны, благородный человек, проживший долгую и честную жизнь.
Человека можно назвать аристономом, если он стремится к развитию, обладает самоуважением, ответственностью, выдержкой и мужеством, при этом относясь к другим людям с уважением и эмпатией.
Г. Чхартишвили «Аристономия»
Его общий актёрский стаж — около 60-ти лет. Только в петрозаводском Русском театре драмы Игорь Михайлович проработал 42 года, за которые сыграл более 140 ролей, и если бы в 2006 году Объединённую дирекцию Музыкального театра и Русского театра драмы не расформировали, его репертуарный лист был бы много больше.
Игорь Михайлович Румянцев родился в 1923 году. На профессиональную сцену вышел ещё до войны — играл во вспомогательном составе драматического театра города Сталинска (Новокузнецка). Во время Великой Отечественной войны учился в Арттехническом училище зенитной артиллерии города Томска, с 1944 года служил младшим техником-лейтенантом в ПВО Западного округа. Прошел войну с августа 1942-го по июнь 1946 года и после демобилизации вернулся в труппу драматического театра города Сталинска.
В 1947 году Игорь Румянцев поступил в ЛГИТМиК на курс народного артиста России Жуковского и в 1951 году окончил обучение с дипломом по специальности “Артист драмы”. После окончания института Игорь Румянцев работал в Мурманском Театре Северного флота, Саранском, Могилевском, Норильском, Вологодском драматических театрах. В Вологде преподавал сцендвижение и фехтование в филиале Школы-студии МХАТ.
В 1964 году Игорь Румянцев приехал на работу в Петрозаводск зрелым артистом. Ему минуло 40 лет, и он был потрясающе красив. Стройный, гибкий пластичный, музыкальный, с отличной выправкой, всегда органичный на сцене, он занял амплуа героя и сразу стал одним из ведущих актёров труппы. Игорь Михайлович был великолепным артистом, умным, тонким, вдумчивым, хорошей актёрской школы и редкой сценической культуры. А ещё он был порядочным и скромным человеком.
Игорь Румянцев работал с такими известными постановщиками, как А.В. Шубин, М.П. Малинин, Е.Л. Гельфанд, И.П. Петров, В.М. Пахомов, О.И. Джангишерашвили, А.Д. Андреев и многими-многими другими. И редко артисты так умели слушать и понимать режиссёров и столь точно выполнять их требования, как это мог Игорь Михайлович.
Как артиста Игоря Румянцева всегда отличали интеллигентность, достоинство, внутренняя культура и благородство. На сцене он был молод и в 60 лет, и в 70, и в 80. Его выправка, спокойствие, приветливая улыбка долгие годы были необходимой составляющей труппы Русского театра драмы. Над каждой своей ролью в каждом спектакле артист работал творчески, ответственно, добросовестно и безотказно, творя в течение полувека тихий незаметный подвиг. Сам Игорь Михайлович не считал подвигом ни свою работу на фронте, ни свою работу в театре: служба есть служба.
Зрители нескольких поколений помнят его Левия Матвея и Поплавского в “Мастере и Маргарите”. Многие видели царедворца и хлопотуна Полония в “Гамлете”, Официанта в спектакле “Женский стол в охотничьем зале”, невежу Простакова в “Недоросле” и другие роли.
Искренность, доброта и чистота позволяла Игорю Михайловичу создавать незабываемые образы в детском репертуаре, где невозможно сфальшивить. Его обаятельных персонажей – Принца в “Белоснежке и семи гномах”, кузнеца Сеппо в “Сказке о ленивых братьях”, Фелпса в “Приключениях Гекльберри Финнна”, Короля в “Маленьком принце” знают, помнят и любят зрители разных возрастов.
Зрители XXI века любят образы «человека, который хотел» — Сорина в «Чайке» Виктора Терели: живого и тёплого в вычерченном шахматном мире спектакля; оперного певца Реджинальда в «Квартете» – чуткого, ранимого, по-интеллигентски незащищённого; нисколько не резонёрского, но живого и трепетного Священника в «Пире во время чумы». Оба спектакля режиссёра Семёна Верхградского. В этих трёх значимых ролях последнего периода звучит внутренняя актёрская тема Игоря Румянцева, может быть, его завещание: в них поднимаются вопросы о смысле жизни человека, о его личном достоинстве и чести.
Снимался в советском мини-сериале режиссёра Карена Геворкяна «Иван Павлов. Поиски истины» (1984) в роли художника Михаила Васильевича Нестерова.
Сдержанный, скромный и неконфликтный, Игорь Михайлович был примером дисциплинированности и обязательности в работе для всех своих коллег как на сцене, так и в жизни. В 1984 году за роль Агабо Богверадзе в спектакле “Арба перевернулась” Игорь Михайлович был удостоен диплома СТД Карелии “Лучшая роль сезона”, а в 2002 году Игорь Михайлович удостоен высшей театральной премии Республики Карелия “Онежская маска” в номинации “За служение театру”.
Как участник Великой Отечественной войны Игорь Михайлович Румянцев был награждён медалями «За победу над Германией» (1945), «20 лет победы над Германией» (1965), «30 лет победы над Германией» (1955), Орденом Славы (1995). За большие творческие заслуги Игорь Михайлович был премирован Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Карелии, Совета Министров Карелии, ЦК Профсоюзов работников культуры Карелии, Почетным знаком «За достижения в культуре» МК РФ (1998).
За долгую и безупречную службу Игорь Михайлович Румянцев не получил ни одного актёрского звания. Он просто всегда брался за любую роль, на которую был назначен, и создавал на сцене живого человека в соответствии с драматургическим материалом и режиссёрским жанром. Был на сцене живым, органичным и достоверным. И его главное наградой более полувека были аплодисменты.
Прощание с Игорем Михайловичем Румянцевым состоится 13 декабря с 13 до 14 часов в городском траурном зале на ул. Вольной, 4.
Журналисты «Лицея» приносят искренние и глубокие соболезнования родным, близким, друзьям, почитателям таланта Игоря Михайловича Румянцева. Светлая память об этом благородном человеке останется с нами.