Дом актёра, Культура

Олег Липовецкий: «Дети всегда будут проверять на прочность друг друга»

Олег Липовецкий в спектакле "Жирная Люба". Фото: fatluba.ru
Олег Липовецкий в спектакле «Жирная Люба». Фото: fatluba.ru

В петрозаводском Доме актера состоялась открытая репетиция спектакля «Жирная Люба» о школьной травле по пьесе Олега Липовецкого.

Театральный обозреватель «Лицея» Виктория Никитина делится впечатлениями от увиденного и беседует с автором.


Премьера «Жирной Любы» ожидается 25 августа в Санкт-Петербурге на сцене Большого театра кукол. Спектакль создается в рамках проекта «27».

Манифест этого проекта начинается так:

«Цель этого независимого театра – создавать вместе с молодыми режиссерами спектакли нового поколения для подростков. Современному театру мало интересны тинеджейры (а им театр), но мы их любим. Возможно, мы и сами в душе подростки. Поэтому мы делаем такие спектакли, которые интересны нам самим. Детям они тоже нравятся».

«Жирная Люба» — спектакль о жизни мальчика, который из наполненной любовью семьи попадает в жестокую реальность социума, недружелюбную среду и на долгих семь лет становится объектом издевательств, организованных одноклассником героя.

Пьеса написана Олегом Липовецким по собственной книге, история основана на реальных событиях жизни автора, он же исполняет главную и единственную роль, поэтому история воспринимается особенно остро.

Режиссер Юлия Каландаришвили успешно справилась и с историей, и с автором-исполнителем, известным режиссером, и смогла напомнить всем нам, какой Олег Липовецкий органичный яркий актер.

Спектакль невероятно актуальный, целебный. После открытой репетиции удалось задать Олегу несколько вопросов о «Жирной Любе».

Твоя пьеса о буллинге. На эту тему недавно начали активно говорить. Как ты думаешь, можно травлю искоренить?

— Мне кажется, количество и градус буллинга напрямую зависит от двух факторов: первый — это курс, которым идёт развитие или деградация общества. Открытое общество, которое направлено на развитие терпимости, честного отношения к собственным ошибкам и недостаткам, стремление исправлять их, поддержку слабых или «других» ментально или физически своих членов, конечно, оказывает положительное влияние на школы, которые являются отражением общественного устройства. И наоборот. Общество, в котором осуществляется другая стратегия: замалчивание проблем, агрессивное отношение к миру, незнакомым явлениям, новому, замкнутость — провоцирует усиление буллинга в школе.

И второй по номеру, но не по важности фактор — это семья. Ребёнок, с одной стороны, перенимает модель поведения родителей, а с другой — всегда компенсирует то, чего ему не хватает в семье. Если ребёнок доверяет своим взрослым, они узнают, что он стал жертвой буллинга, и у них будет возможность ему помочь. В семье необходимо доверие. И если в семье достаточно любви и внимания, если в ней нет постоянной агрессии и унижений, то навряд ли в ней появится насильник. Бывают, конечно, исключения, но они подтверждают правила.

Мы все немножко животные. И наши дети тоже. Поэтому, выстраивая, пробуя отношения в своей «стае», дети, наверное, всегда будут проверять на прочность друг друга и делать попытки самоутвердиться за счёт одноклассников. Вопрос в том, сколько в наших детях будет человека.

— Твоя мама, семья читали пьесу, видели репетиции? Их реакция?

— Да, моя семья читала книгу в рукописи. Им нравится, конечно. Мама смотрела репетицию. Ей не менее, чем мне, радостно и больно погружаться в воспоминания о нашей семье. О тех, кого рядом с нами уже нет. И она, посмотрев спектакль, сказала, что ей не по себе от того, что они с папой долго не знали о моих проблемах.

Больше я её на спектакль не позову, потому что даже там, где я рассказываю о событиях через смех, она переживает так, как будто мне 6 лет и опасность угрожает мне именно сейчас.

— Когда ты написал пьесу «Жирная Люба»? И почему она стала спектаклем с тобой в главной роли? Это сочетание максимальной открытости терапевтично?

— Книга была написана довольно давно, а текст пьесы дорабатывался до последнего момента. И ещё сейчас дорабатывается. Довольно сложно вместить отрезок времени с 6 до 17 лет в 17 страниц текста. И очень сложно сокращать и переделывать самого себя. Тут помог, конечно, и мой опыт инсценировок классики и понимание природы театра. Драматический текст очень отличается от прозы. В нем должен быть воздух для артиста. Текст пьесы не должен всё объяснять и рассказывать.

Кстати, выход книги в московском издательстве «Городец» планируется осенью.

Что касается терапевтического эффекта для меня, то, наверное, да. Особенно из-за возможности объясниться в любви людям, с которыми я никогда уже не смогу поговорить.

— Спасибо, Олег. Я лично получила в качестве бонуса от просмотра не боль, а надежду на «свет в конце тоннеля». Мне кажется, подросток, который находится в ситуации, подобной твоему герою, получит мощную поддержку искусством. Поймет, что он не один. То, что вы сделали, очень важно!

Страница проекта:  fatluba.ru