Дом актёра

Оживляющая вещи. К 100-летию Христины Скалдиной

Христина Скалдина
Христина Скалдина

28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения театрального художника и пейзажиста, заслуженного деятеля искусств Карелии, члена Союза художников СССР Христины Георгиевны Скалдиной. Она работала в качестве художника-постановщика в Петрозаводском театре кукол с 1968-го по 1989 год, а с 1969-го по 1977 год была главным художником театра и определяла не только художественную эстетику, но и в некотором смысле репертуарную политику театра.

Христина Георгиевна Скалдина — это целая эпоха Театра кукол Карелии. Художник-кукольник с парадоксальным творческим видением, она могла придумать куклу из всего: из консервной банки, пружинок, двух сухарниц и детских галош (мартышка Фриганелла из спектакля «Матрёшки и Ванька-встанька» Владимира Лившица, 1972), из предметов домашней утвари — деревянных кружек, ложек, чайников (куклы спектакля «Карельский сувернир» по пьесе Юрия Андреева, 1974), из кухонного полотенца с пуговками-глазками и булавками-бровками («Голубой щенок» по сказке Дьюлы Урбан)…

Христина Скалдина родилась в 1921 году в Ленинграде. После школы училась на архитектурном отделении Ленинградского инженерно-строительного института, но закончить учебу  помешала война. Во время войны Христина Скалдина работала медсестрой в эвакогоспитале. Пережила блокаду Ленинграда.

Свою творческую деятельность начала в Курском драматическом театре им. А.С. Пушкина в качестве заведующей бутафорским цехом, затем работала в ленинградском Театре комедии художником-постановщиком. Потом были театры кукол Воронежа, Калинина, Казани, Омска, где Христина Скалдина работала художником-постановщиком или главным художником.

В Петрозаводск Христина Георгиевна приехала в сентябре 1968 года. Нам повезло, что именно здесь раскрылся в полной мере ее талант художника. Каждая её кукла в каждом спектакле — живая, характерная, полная внутренней динамики. Неуёмная фантазия и бурная изобретательность Скалдиной оживила множество кукол из множества спектаклей. Рекомендуя Христину Скалдину в члены Союза художников, Сергей Образцов писал: «Работы Скалдиной всегда отличаются хорошим вкусом, выразительностью, умением найти верный сценический образ персонажа, точным знанием специфики куклы и декорационного решения». 

В Петрозаводске Христина Георгиевна Скалдина поставила более 30 спектаклей, дала путёвку в жизнь целой плеяде театральных художников, среди которых А.Д. Игнатьева, В.И. Смирнова, В.О. Поляков и другие видные театральные художники. Лучшие режиссёры считали за честь работать над спектаклем с Христиной Скалдиной.

Анна Гриневич в книге «Театр нашего детства» раскрыла тайну появления необыкновенных кукол Христины Скалдиной: «Секрет был в том, что, работая над постановкой, она думала и за художника, и за режиссёра, и за актёра».

Христина Георгиевна Скалдина опередила своё время на целых полвека, уже тогда — в 60-70-х годах! — вплотную подойдя к театру объекта. И когда в 2011 году в моноспектакле «Гроза» режиссёра Натальи Пахомовой возлюбленный Катерины Борис новаторски решён художником Елисеем Шепелёвым как веер, это был уже не первый персонаж-веер на сцене нашего театра! Первым был веер Скалдиной.

Сейчас эскизы декораций и кукол, а также некоторые куклы Х.Г. Скалдиной хранятся не только в «Волшебной комнате» Театра кукол Карелии, но и в коллекциях музеев Петрозаводска, в Центральном театральном музее им. Бахрушина, в музее Госудв арственного Центрального театра кукол под рук. Образцова, Казанском музее изобразительных искусств, музеях Франции, Польши, Чехии (Музей театральных кукол в Хрудиме), Германии (Музей Редебейле)…

P.S. Из чего сделана Фриганелла? Хозяйка «Волшебной комнаты» заслуженная артистка Карелии Людмила Васильевна Терентьева демонстрирует изобретательность театрального художника Христины Скалдиной на примере одной из её кукол (Обезьянка Фриганелла, спектакль «Матрёшки и Ванька-встанька», режиссёр — В. С. Колосенок, художник — Х. Г. Скалдина, 1972 год):