Мастера художественной ковки Карелии
* В Олонецкой губернии вплоть до революции сохранялся кузнечный промысел. В каждом крупном населенном пункте был свой кузнец. Но по мере технологического наступления города на деревню работа кузнеца переставала быть востребованной.
В Карелии возрождение интереса к кузнечному делу связано с музеем «Кижи», когда на острове появились три перевезенные из районов кузницы, а также Художественным фондом, где работа подобных умельцев использовалась для сооружений монументальной пропаганды, нередко скульпторами-профессионалами.
* Наиболее известным выходцем из худфонда является Николай Беляков. Он и сейчас продолжает работать в старинной (1911 г.) кузнице на Онежской набережной в исторической застройке Петрозаводска. Хотя он и не считает себя художником, но то, что он делает (решетки балконов в гостинице «Маски», «Дерево семейного счастья» в ямке у реки Неглинка и многое другое) украшает город. В старину существовало поверье, что кузнец может соединить судьбы двух людей подобно тому, как сваривает он железо. Поэтому неслучайно пользуются популярностью у молодоженов выкованные им подковы.
* В Петрозаводске в последние десятилетия были, конечно, и другие кузнецы. Наиболее яркий из них, увы, уже ушедший Сергей Павков (смотрите о нем публикацию в «Художественной галерее» «Лицея» №11 за 2009), создавший в 2000 году «Кузницу Сариола» и сыгравший большую роль в воссоздании художественного кузнечного дела в Карелии в начале 2000-х годов. Он был не только автором многих выразительных кузнечных работ в Петрозаводске, но и инициатором международных фестивалей мастеров кузнечного дела, проходивших в свое время в День города в Петрозаводске и на Соловках.
* Кузнец-горожанин Михаил Артемьев, член Союза русских кузнецов, работает в своей кузнице уже не один год. Его специализация связана с воссозданием исторических вещей: топоров, ножей, которыми пользовались наши предки, а также народы Скандинавии. Знания и опыт он приобрел у известных мастеров Финляндии и России. И сам в настоящее время таковым является. В интернете можно найти его изделия, достойно конкурирующие с лучшими подобными отечественными и зарубежными образцами.
* Особую роль в изучении, пропаганде и демонстрации кузнечного ремесла играет музей «Кижи». С перевозкой кузниц из районов Карелии на остров встал вопрос о наполнении их не только экспонатами, но и жизнью, то есть показ туристам самого процесса ковки. И здесь наиболее яркими фигурами со дня открытия музея в 1966 году, кого я знал лично, были Михаил Караваев (1986 — 1994) и Валерий Хазов, который был сотрудником музея в начале 2000-х. С их работой связана кузница в деревне Ямка.
Первый оставил о себе воспоминания как о спортсмене и мастере на все руки, левше, который мог подковать блоху, музыканте, поэте, романтике. Ковкой он владел мастерски, но на ней не зацикливался, мечтая покорить все стихии: землю, воду, воздух. Кое в чем преуспел, но рано сгорел.
Валерий Хазов, выпускник отделения художественной обработки металла в ЛВХПУ им. Мухиной, числился в музее не как кузнец, а реставратор изделий из металла. Ему было по силам не только воссоздать медные навершия тощих свечей для Покровской церкви, отремонтировать встроенный замок в часовне Архангела Михаила, но и многое другое. Участвовал он в украшении города изящными декоративными решетками и в создании монументальных сооружений из металла, например фонтана «Журавли» в Петрозаводске возле Экспоцентра. В исторической застройке города он стал активным воссоздателем каменной кузницы.
* В настоящее время активно ручной ковкой занимаются Иван Воробьев в кижской кузнице возле дома Сергеева и Владислав Пестов, возглавивший «Кузницу Сариолы» после Павкова.