- Евгений Судаков родился в Петрозаводске в рабочей семье. Во время войны отец был на фронте, а он с матерью в эвакуации в поселке Шала. Судаков рисовал с детства, занимался в художественной студии у педагога Ольги Граф. В 1951 году вместе с отцом уехал работать на Сахалин, потом там же служил в армии в погранвойсках, а в 1955 году вернулся в родной город.
Из дневника: «Душой делай, душой думай…»
- В Петрозаводске Евгений работал сначала в Доме офицеров художником-оформителем, позже на заводе «Металлист», а с 1971 года и до конца жизни – в мастерских Карельского отделения худфонда РСФСР. Днем работал, а вечерами, посещая студию самодеятельных художников при Доме народного творчества, продолжал учиться живописи, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. Есть в его художественном наследии и портреты, столь же выразительные и самобытные. В 1965 году художник женился.
Из дневника: «Художник должен учиться жизни… у природы».
- К концу 1970-х, пройдя путь мучительных исканий и сомнений, экспериментов, изучив мировые шедевры живописи, Судаков создал свой стиль рисования, стал зрелым мастером, которого ценили такие художники, как Тамара Юфа и Александр Харитонов. Официальные же искусствоведы и культурные начальники его не очень жаловали, не находя в его картинах «современности», социальной линии. Он этого и не скрывал и не подделывался под их требования, поэтому дорога в Союз художников ему была закрыта, а соответственно и мастерская и другие блага. Лишь в 1977 году Лео Ланкинен дал ему рекомендацию для вступления в Союз художников.
Из дневника: «Нужно писать по-новому, а не так, как двести лет назад».
- Евгений Судаков любил природу и каждую весну отправлялся на резиновой лодке на реку Шуя, на лесные озера к местам появления первых цветов, чтобы ощутить, пережить рождение природы, увидеть и воплотить в картинах чудо, ради которого и стоило жить. Он любил одиночество, доверяя свои мысли дневнику. «Меня всегда волнуют цветы, пусть не самые видные. Я нахожу в них все новое совершенство», – писал Судаков. В 1965 году после поездки в Белозерск, на родину отца, создал древнерусскую серию. Он любил делать много работ на одну тему, особо не стараясь давать им отдельные названия: «Японская серия»,1961 – 67 гг. к Басё, «Растения», 1966 г., «Вьетнам», 1967 г., «Вариации на темы древнерусского зодчества», 1966 г. и др. Уже после его смерти друзья и искусствоведы придумывали названия к большинству его картин.
Из дневника: «Нужно обязательно обогатить душу, чтобы в ней не было провалов и пустоты».
- Судаков – мастер света, изысканных, порой фантастических композиций. В его творчестве ощутим дух восточных культур (сказалось его более чем десятилетнее проживание на Сахалине), их обожествление природы, жажда поиска гармонии и музыка Севера. Его искусство – не реализм, зеркально отражающий увиденное, а искусство символов, где форма облаков, линии стволов и ветвей деревьев, цветов и трав, позы птиц и многое другое призвано передать чувства и мысли художника без посредников зрителю, ради которого он и работал, обращаясь к таким вечным категориям, как красота, добро и зло, любовь и ненависть… Работал истово, на пределе сил и … сорвался на взлете, трагически, как вальдшнеп на его картине.
Творческое наследие Евгения Судакова насчитывает более тысячи работ. К его 65-летию в Городском выставочном зале Петрозаводска состоялась персональная выставка художника, включившая более 200 произведений.
«Лицей» № 11 2007