«1907. 9 июля. Поле за Петербургом. Закат в перьях — оранжевый. Огороды, огороды. Идет размашисто разносчик с корзиной на голове, за ним — быстро, грудью вперед, — красивая девка. На огородах девушка с черным от загара лицом длинно поет: «Ни болела бы грудь, ни болела душа». К ней приходит еще девка. Темнеет, ругаются, говорят циничное. Их торопит рабочий. Девки кричат: «…Проклянем тебе. В трех царквах за живово будем богу молитца». Из-за забора кричит женский голос: «Все девки в сеновале». Визжат, хохочут. Поезд проходит, телега катит. С дальних огородов сходятся парами бабы и рабочие. На оранжевом закате — стоги сена, телеграфные столбы, деревня, серые домики. Капуста, картофель, вдали леса — на сизой узкой полосе туч. Обедают — вдали восклицают мужичьи и девичьи голоса — одни строгие, другие — надрывные. За стеной серого сарая поднимается месяц — желто-оранжевый, как закат…»
Поэт становится сторонним наблюдателем жизни, текущей рядом, но все же где-то. В обыденной реальности он не может присоединиться к обедающим или органично войти в разворачивающееся перед ним действо. Поезд, телега, оранжевый закат, серые дома, непонятная, закрытая в себе чужая жизнь – как кадры кинохроники, мелькающие перед глазами. В дневниковых записях сквозит полное несовпадение поэта с миром, а в стихах взгляд его еще более удаляется, и вот наблюдатель взирает на Землю уже с космической высоты:
Да, я возьму тебя с собою
И вознесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда.
(«Демон», 1910)
{hsimage|Чюрленис. Жертвенник ||||} Тот же взгляд с космической высоты свойственен литовскому художнику М.К. Чюрлёнису. В 1909-м, на закате своего творчества, он создал картину «Жертвенник», которую можно было бы трактовать как гипотетическое полотно, если бы не дымки пароходов на реке. Жертвенник, грани которого являются, собственно самоцитатами из разных периодов творчества Чюрлёниса, – это автопортрет художника на тонком плане бытия. Он пребывал уже очень далеко от земного мира. (Интересно, что и Николай Федоров уподоблял человека храму не в гипотетическом, как Христос, а в самом прямом смысле. Чело человека – это вершина пирамидального храма, обращенная к небу. При этом реалисты-передвижники как будто наперекор или в насмешку упорно изображали персонажей с опущенными долу глазами). Чюрленис вообще крайне редко обращался к земным пейзажам, а если и изображал, к примеру, лес или литовское кладбище, то они отражались в зеркале его космического мироощущения. Причем позицию наблюдателя в его работах определить очень сложно. Иногда юные миры Чюрлениса выглядят так, как если на них вообще никто не смотрит. Да и кто мог видеть мир в момент творения?