Образование

Наши в Сорбонне

 
{hsimage|Татьяна Притчиева ||||} На каникулах побеседовала с петрозаводчанкой  Татьяной Притчиевой, которая  учится в университете «Париж-II». Университет Париж Пантеон-Ассас — государственный французский университет, основной правопреемник факультета права Сорбонны.  Это лучший юридический университет Франции. Многое из рассказанного Татьяной удивляет.

Татьяна учится на факультете права второй год. Приходится ей нелегко, хотя она очень хорошо знает французский язык, который выучила самостоятельно.  Было желание поехать учиться в Париж, и вот оно сбылось. Учеба  бесплатная, если не считать оплаты страховки и возможности пользоваться библиотекой. Но для того, чтобы жить во французской столице, необходимо работать.

Подрабатывают многие студенты.  Татьяна встает  ни свет ни заря и бежит к своему подопечному шестилетнему мальчишке.  Нужно его накормить, проследить за тем, как он одет, отвести в школу. Потом она опрометью бежит к 9 часам утра в университет. До 13 часов лекции. Система образования построена таким образом, что непосредственно из лекций  студенты получают только 30% знаний, остальное  они должны найти сами. Поэтому после обеда все  бегут в библиотеку, чтобы успеть  занять место. Это меня просто поразило! Видела в Турку библиотеки, полные студентов, наши же библиотеки часто  пустуют.

Во Франции иная модель образования. Если у нас учатся по принципу "выучил-сдал-забыл", то  у французов все по-другому. На экзаменах студент должен показать, насколько он разбирается в изученном материале и может его применить на практике. Не существует и системы вопросов для подготовки к экзамену, ты должен знать весь материал. Никто не будет тебя переучивать или подсказывать, когда ты придешь на работу. После университета  ты готовый специалист.  И если в течение одной-двух недель не покажешь себя специалистом, то попросту потеряешь свое место.

Кстати, о подсказках. Если ты прогулял лекцию даже по болезни, никто не даст  тебе ее списать. И никому в голову не придет попросить об этом — это считается неприличным. А все потому, что среди студентов серьезная конкуренция за будущее место работы.

После занятий в библиотеке Татьяна вновь идет на работу в семью и только часам к 9-ти вечера добирается до дома. На отдых и развлечения остается совсем мало времени.   Хочется верить, что Татьяна одолеет   курс и получит диплом юриста.

Татьяна  приезжала в Петрозаводск на каникулы, которые длились  две недели. У студентов в «Париже-II» нет сессий,  и каникулы — это свободное время, в которое ты можешь отдыхать или готовиться к экзаменам. График сдачи экзаменов может быть различным: и каждый день и даже по два экзамена в день.   Вот такая разница в наших системах образования.

  • Анна

    [quote name=»Анна»]поправка — идентичные тексты, очипатки вечные…)[/quote] праздники не прошли даром

  • Анна

    поправка — идентиченые тексты, очипатки вечные…)

  • Анна

    [quote name=»Aлексей Kонкка»] Такое ощущение, что пишут их студенты, живущие в одной комнате общежития, переписывая друг у друга. [/quote]
    У меня так тоже бывает. И в конуе концов стала обнаруживать мои задания — и ответы на них в интернете. Снйчас пугаю новоприбывших, что если появятся адентичные тксты, то они будут сдавать до морковкиного заговенья.

  • Aлексей Kонкка

    Со списыванием (но не только с этим)) полностью согласен. У меня небольшой опыт преподавания в современном вузе, но каждый год (последние три-четыре) проблема (одна из проблем, скажем) состоит именно в этом: всегда есть примерно пять текстов (речь идет о письменном зачете, ответы на вопросы которого студенты готовят самостоятельно в течение примерно недели, обычно у меня 5-6 вариантов вопросов, которые распределяются между студентами) среди группы примерно в 20 человек, которые может не как две капли воды, но очень похожи друг на друга. Такое ощущение, что пишут их студенты, живущие в одной комнате общежития, переписывая друг у друга. В то же время есть и совершенно самостоятельные тексты и тексты, для написания которых штудировалось значительное количество литературы. Но таких обычно не более пяти. Во всем этом, правда, есть небольшой нюанс: тексты пишутся на финском языке и, конечно же, от знания самого языка зависит многое. Но, думаю, что в основном списывание проистекает от халтуры, а не от знания языка.

  • Анна

    я о таких вопросах и говорю — ко всему курсу. А списывать и так запрещено — в каждом вузе. Но если не будет списывания — то пройдут сессию от силы два-три студента… Если совсем честно.

  • ИЛ

    Кстати, в частной беседе Михаил Леонидович Гольденберг на мой вопрос «Какой указ он издал бы первым. будь он министром образования», ответил: «Я запретил бы списывать.. Отсюда вся ложь тянется..»

  • Ольга

    [quote name=»Анна»]Ну, вопросы к экзамену всегда были… [/quote]

    В том-то и дело, что не всегда. Повторяю, в те времена, когда существовала в нашей стране настоящая система фундаментального академического образования, на экзаменах спрашивали по всему курсу. Если вопросы и были, то они вмещали абсолютно без исключения все темы курса.

  • Анна

    Ну, вопросы к экзамену всегда были… Огромная проблема с преподаванием литературы. Сейчас возникает один из самых тяжелых вопросов и этот вопрос встает на лекциях — что такое литература и почему ее надо читать, а тем более изучать? Эти вопросы раньше рассматривались в школе… Теперь это становится проблемой вуза. На первых лекциях приходится рассказывать о художественной литературе именно с этих позиций.. Вообще, курс истории литературы постепенно превращается в историю читательства… Не знаю, как у филологов, но будущим учителям начальных классов необходимо знать — что значит это ЛИТЕРАТУРА… они с этим работать будут. А может, с точки зрения новых требований, не надо ничего этого? Знал бы ребенок грамоту да умел бы слова складывать в предложения — и все тут…

  • Ольга

    «Не существует и системы вопросов для подготовки к экзамену, ты должен знать весь материал.» — Так это было в вузах СССР, по крайней мере, в 50-е и 60-е годы, если судить по рассказам наших родителей, которые тогда учились. Никому из преподавателей и в голову не приходило давать списки вопросов к экзаменам. Спрашивали всегда по всему курсу. Поэтому и на лекции люди всегда ходили, и конспекты вели и выходили из университета с настоящими качественными знаниями. В 80-е годы нам преподаватели уже давали списки вопросов к экзамену. А теперь, кажется, даже новые правила ФГОС требуют, чтобы эти списки составлялись. если я не ошибаюсь.

  • Светлана Дряхлицына

    Профессиональное образование — часть системы общества, оно встроено в до- и послеобразовательное пространство. И получается, что все это неспроста: и уровень первокурсников, и требования вуза, и послевузовское трудоустройство. Главная суть, на мой взгляд, в нашей стране — человек отделен от социальных задач государства. Но если сравнивать именно вузовское образование, то увы, надо признать, сегодня мы не дотягиваем по главным критериям: выработке работоспособности и желанию постоянно самообразовываться, а также именно профессиональных умений.

  • Анна

    «из лекций студенты получают только 30% знаний, остальное они должны найти сами.» У нас раньше так и было. по-крайней мере, еще в 90-е… я сама так училась. Сейчас это практически невозможно. У нас разрушена школа, они школьники перестают учиться в среднем звене. И гонят их только на ЕГЭ, как стадо…

  • Анна

    Знаете, сложно учить тех, кто приходит. У них нет основы, в который раньше врастали новые вузовские знания.Школа ничего не дает теперь. Они приходят пустые.

  • Н. Мешкова

    Вспоминаю слова молодой финской журналистки Саллы Кяюхкё. Она окончила факультет журналистики у себя в стране и год училась на журфаке МГУ. Так вот, по ее словам,отличие существенное и в пользу нашего образования. У них учат технологии: пошел с диктофоном, записал, расшифровал — текст готов, пошел в газету. У нас же она еще учила философию, социологию, что, по ее словам, помогает разбираться в сути происходящих событий, а не бездумно фиксировать их.
    Я не к тому, что у нас учат лучше, а к тому, что оценивая плюсы европейского образования, не потерять бы нам плюсы нашего.

  • Надя

    У нас разные ВУЗы есть, я училась в двух, здесь и в Москве. В ПетрГУ, можно было не готовиться к экзваменам, пошёл и сдал. Там (МГУ)- не было смысла списывать, почти все преподаватели откладывали в сторону листок с билетом и начинали гонять по курсу, а потом ещё и задачи давали… Библиотеки были полны, с утра нужно место занимать…)На лекциях некоторых преподавателей было очень много студентов, стояли в проходах, приходили люди с других факультетов. Правда, в отличии от Сорбонны, лекцию списать давали с удовольствием)))
    К такому обучению нужно стремиться, только тогда будет толк. Грустно, что многие сейчас просто корочки получают…

  • Галина Козулина

    Надежда, получается — что же у нас ценить? Огромное количество теории и минимум практики? Готовят ли у нас специалистов в истинном смысле слова? люди приходят на работу и начинают учиться собственно работе. Надеюсь, что не все, но многие.

  • Юлия

    Ну, наверное, когда побывают в Сорбонне))

  • Надежда

    когда же наши студенты будут хотя бы ценить то, что у них есть…. :-)))