Преподаватели матфака ПетрГУ обвинили разработчиков ЕГЭ в падении уровня математических знаний школьников
На минувшей неделе Петрозаводск с рабочим визитом посетили Иван Ященко, руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, и Евгений Семченко, начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти регионов Рособрнадзора. Они провели ряд встреч с депутатами и журналистами, учителями школ и преподавателями матфака ПетрГУ. На последнем рубеже федеральные идеологи ЕГЭ столкнулись с твердой стеной неприятия базового экзамена по математике.
Сколько весит собака?
Представители СМИ и карельские парламентарии (недавно они единогласно поддержали законопроект об отмене ЕГЭ) смогли испытать на себе, каково школьникам сдавать экзамен по математике.
В педколледже, где проходил пробный ЕГЭ, к делу подошли максимально серьезно: на входе дежурила представитель полиции, наши личные вещи заперли в отдельной комнате, перед входом в ППЭ (пункт проведения экзаменов) был металлоискатель, а в аудитории — видеонаблюдение. В школе я сдавала ЕГЭ по математике и, сравнивая процедуру, могу заметить, что регламент ужесточился. Хотя ни камеры, ни металлоискатель не доставили мне никаких неудобств.
На выполнение 20 заданий нам отвели в два раза меньше времени, чем на реальном экзамене, – 1,5 часа. Я одолела 15 из 20 заданий. Впечатления они вызвали смешанные. Дроби, степени и логарифмы, конечно, заставили зашевелиться мозги, забывшие за 10 лет способы решения. Некоторые задачи, связанные с площадью трапеции или теорией вероятности, оказались вовсе неприступны.
Хотя были и другие, к примеру, сопоставить объекты и их вес. Грузовик, каплю воды, собаку средних размеров и грецкий орех предлагалось соотнести с несколькими тоннами, миллиграммами, килограммами и граммами. И таких задач, требующих не столько знаний формул и методов вычислений, сколько элементарной логики, было несколько. Не могу сказать, что все они были совсем уж для начальной школы, в чем не раз упрекали разработчиков ЕГЭ, больше удивило другое. Как выяснилось впоследствии, цена заданий про собаку и логарифмического уравнения одинаковая – один балл.
– Все задачи стоят одинаково, независимо от их сложности, – рассказал после экзамена Иван Ященко. – Была поставлена задача сделать так, чтобы система стала максимально понятной и прозрачной. Одна задача — один балл: 7 баллов порог, 12 баллов — «4», 17 баллов — «5»».
В общем, при наличии свежих школьных знаний, сдать ЕГЭ по математике базового уровня на отлично более чем реально. А получить тройку и вовсе проще простого.
Пламенный привет Минобрнауки РФ
На всех трех встречах столичные гости рассказывали об одном — причине разделения ЕГЭ по математике на два уровня. Напомним, базовый предназначен для тех, кто не собирается поступать в вузы на математическую специальность, профильный для тех ребят, кто претендует на такое место. Приводились примеры заданий, упрощенность некоторых из них объяснялась приближенностью к жизни.
Спрашивали о разном. Вопросы учителей, в частности, касались содержания экзамена. К примеру, для чего в ЕГЭ включены задания 9 класса, если ребенок уже сдал ОГЭ?
Иван Ященко пояснил, что, во-первых, ЕГЭ нормативно является экзаменом за всю школу, а во-вторых…
— Если все сдадут идеально ОГЭ, тогда, может, и можно будет исключать, — заметил он, добавив, что пока существуют большие проблемы со сдачей школьниками базового ЕГЭ.
Много вопросов у педагогов вызвали примерные образовательные программы по математике в старших классах, которые планируется утвердить в ближайшее время. Как рассказал Иван Ященко, появятся следующие типы: базовый компенсирующий (для тех, кто неуверенно владеет программой основной школы), базовый и углубленный.
Первый по идее должен помочь неуспевающим освоить программу основной школы так, чтобы они все-таки смогли сдать базовый ЕГЭ по математике в 11 классе и получить аттестат. При этом на компенсирующий уровень предполагается 5-6 часов в неделю, базовый — 4, углубленный — более 6 часов.
Учителя задали логичный вопрос:
— А как мы будем их делить? Не возникнет ли ситуация, при которой учителю придется уделять все внимание отстающим ученикам, работая с ними по компенсирующей программе, оставив за бортом остальных?
Федеральный эксперт заявил о возможности деления классов (при наличии нескольких параллелей в школе) на группы, с которыми смогут работать и разные учителя. Педагоги выразили сомнения по поводу организационной и финансовой стороны вопроса.
Также учителя попросили столичных гостей «передать пламенный привет» ведомству (Минобрнауки РФ, — ред.), которое, изменив состав федерального перечня, лишило их хороших учебников по математике, тем самым усложнив подготовку школьников к ЕГЭ.
Зачем нужен ЕГЭ, если это всего лишь зеркало?
Дискуссия на встрече с журналистами коснулась качества математического образования в школе, снижение которого давно отмечают специалисты. На вопрос, может ли ситуация быть связана с введением ЕГЭ, Иван Ященко ответил:
— Во-первых, ЕГЭ — это зеркало. По моему опыту, качество математического образования стало падать довольно давно. И как раз одной из проблем являлось отсутствие четких измерителей и имитация процесса преподавания математики. Проблемы с качеством приема во многом связаны с тем, что мотивация ребят к изучению математики пропала. Более того, это проблема не только старшей школы. Если мы с вами посмотрим результаты НИКО (Национальные исследования качества образования. — Ред. ) в 4 и 7 классе, мы увидим, что развален процесс текущего контроля. Ребята не решают задачи 5 и 7 классов. Это значит, всё это время их учили зря. Проблема не в часах на математику — проблема в том, что за эти часы можно было сто раз всему этому научить. Это как с английским языком — огромные часы, а никто ничего не знает.
— Зачем тогда нужен ЕГЭ по математике, если это всего лишь зеркало? — задала вопрос Наталья Мешкова, главный редактор интернет-журнала «Лицей». — На него идут огромные финансовые ресурсы, дети получают стресс, установлена полицейская система надзора… А это всего лишь зеркало! При этом сборная российских школьников по математике впервые за 20 лет провалила международную олимпиаду , а в седьмом классе обычных школ не могут решить простые арифметические задачи.
Иван Ященко и Евгений Семченко напомнили о преимуществах, которые дает ЕГЭ для поступления в вузы, а также о борьбе с коррупцией в вузах: «Сейчас система четкая, прозрачная». Качество же образования падает «по объективным причинам».
Кроме того, как отметил представитель Рособрнадзора, прежняя система не давала объективной оценки знаний детей:
— Сколько было на итоговой аттестации в традиционной форме неудовлетворительных отметок? Допустим, в 2000 году сдавало 1 млн 300 тысяч. Ноль двоек! До 20 процентов медалистов было. Как можно на основе этих результатов что-то решить?
«Мы видим тех, кто приходит к нам. И это катастрофа»
Однако аргументация о провале математического образования в школе в 90-е годы, еще до введения ЕГЭ, не убедила вузовских преподавателей. По их данным, качество знаний абитуриентов, которые приходят на матфак, катастрофически снижается.
— Я двадцать лет в деканате наблюдаю за приемом. У меня нет ярко выраженной ностальгии по советскому образованию, но то, что обвал произошел буквально в последние годы, это очевидно, — констатировал Алексей Варфоломеев, декан факультета математики и информационных технологий ПетрГУ. — Мы видим тех, кто приходит к нам. И это катастрофа, потому что сейчас люди, которые поступают на математику, не умеют складывать дроби… Я был долго сторонником ЕГЭ, наблюдая за его динамикой. Но в последние годы вижу, что что-то совсем разладилось — по времени это совпало с базовым ЕГЭ. Наверное, эти вещи связаны.
Доктор математических наук, профессор Александр Иванов объяснил, оперируя официальными данными, что невысокий уровень сложности заданий базового ЕГЭ влияет на общий уровень математических знаний большинства школьников, которые раньше, до снижения минимального порога и разделения экзамена, вынуждены были тянуться к решению задач из частей B и С.
Кроме того, ученые заявили, что упрощение школьного экзамена сослужило плохую службу выпускникам, выбирающим специальности, где нет вступительного по математике.
— Базовый экзамен сделал подставу девочкам-гуманитариям, — заявил профессор Александр Рогов. — Они считают, что им математика не нужна, и успешно ее не сдают. Приходят в университет на некоторые специальности, например, на туризм, лесное хозяйство, где не требуется профильная математика, и выясняют, что в вузовской программе стоит математика! И чему мы должны их учить? Они ничего не знают! Они не знают, чему равна производная ех. А им должны давать высшую математику, матрицы и всё остальное по учебному плану. В результате эти студенты вынуждены либо нанимать репетитора, либо уходить.
В итоге преподаватели предложили Ивану Ященко плавно отменить базовый ЕГЭ по математике, вернуть классический выпускной экзамен, а профильный ЕГЭ оставить в качестве вступительного, при этом убрав из него простые задачи, разделив на два уровня для инженерных и математических специальностей и сделав практически непредсказуемым (отказавшись, в частности, от демо-версий).
Иван Ященко взаимосвязь падения уровня математических знаний школьников с введением ЕГЭ, тем более базового, отверг:
— Не может быть связано с тем, что за год (когда разделили ЕГЭ по математике на два уровня. — Ред.) у нас развален текущий контроль. Если мы уберем обязательность ЕГЭ, массово будут оканчивать школу люди, которые не знают ни как дроби сложить, ни русского языка.
Таким образом, две стороны к единому мнению так не пришли. Между тем основной этап ЕГЭ стартует уже через месяц, и его результаты покажут, как изменились математические знания очередной волны выпускников.
Иван Ященко много ездит по России. По его словам, Карелия — единственный регион, где он встретил такое неприятие ЕГЭ по математике.
Фото Марии Голубевой и Марии Дмитриевой