Образование, Школа и вуз

Есть ресурс!

Светлана Федоровна Макаренко, директор школы №2 Петрозаводска, сайт которой признан лучшим в Карелии
Светлана Федоровна Макаренко, директор школы №2 Петрозаводска, сайт которой признан лучшим в Карелии

Кому в первую очередь необходим школьный сайт? Учителям, ученикам, родителям или надзорным органам?  Публикуем разные суждения, оптимистичные и пессимистичные, но все сходятся в одном: сайт должен облегчать жизнь школы, а не усложнять ее.

 

 

Лучшим школьным сайтом Карелии признан сайт петрозаводской средней школы № 2 «Источник». В Общероссийском рейтинге школьных сайтов этого года, на который поступило 4 тысячи заявок из 85 регионов, он получил из 100 возможных баллов  93.  В Карелии это лучший результат.

Школа №2 Петрозаводска
Школа №2 Петрозаводска

Директор средней школы № 2 Светлана Макаренко рассказывает:

— Еще два года назад у нас был образовательный портал. Сейчас на его базе создан сайт. Не предполагала, что участие в рейтинге окажется для нас настолько успешным. Казалось, еще что-то можно лучшить, но разработчик сайта Михаил Савастьянов решил участвовать в конкурсе. Результат превзошел все наши ожидания. Доступ к сайту есть у нескольких учителей и завучей школы, которые, если у них есть информация, связанная с жизнью школы, сразу же размещают ее. Благодаря такому взаимодействию у нас получается оперативное оповещение. Сайт также выполняет важную функцию не только представления школы, но и ресурса, связанного с обучением. Например, наш уникальный раздел «Музейный комплекс». В нем не просто рассказ о школьном музее — их у нас два. Один посвящен истории Великой Отечественной войны, а второй — карельским традициям и называется «Крестьянская изба».

Ольга Волкова
Ольга Волкова

Ольга Волкова, учитель финского языка, — один из создателей раздела «Крестьянская изба»:

– В разделе музейно-образовательного комплекса у нас есть версии сайта на английском и финском языках. Здесь есть перевод названий всей утвари, частей избы, что позволяет нам вести уроки по этой лексике и в игровой форме проверять, как дети усвоили материал, для чего разработана специальная программа. Кстати, наши финские партнеры разработкой заинтересовались: многие финские дети позабыли, как называются по-фински горшок или кочерга.

 

Михаил Савастьянов - разработчик сайта школы №2
Михаил Савастьянов — разработчик сайта школы №2

Записать дошколят в «Малышок» для подготовки к первому классу, полюбопытствовать о школьных экскурсиях и победах, уточнить телефон канцелярии и стоимость платных образовательных услуг, — всё это можно найти на сайте школы №2 «Источник» Петрозаводска. Информация, фотографии и структура сайта — это отдельная гордость и заслуга молодого разработчика Михаила Савастьянова, который уверен, что предела совершенству нет.

 

Елена Смирнова
Елена Смирнова

Замдиректора по УВР школы № 2 Елена Смирнова убеждена, что сайт помогает уменьшилась нагрузку на учителей:

– Сайт для нас – это возможность облегчить нагрузку учителей. Мне как завучу теперь нужно нажать несколько кнопок, чтобы увидеть, например, четвертные оценки или средний балл учеников в любом классе. Значительно уменьшилась нагрузка и на классных руководителей, которые не выставляют в дневник текущие оценки, а выводят распечатку с ними и вклеивают в дневник за неделю. В этом году мы отказались от дублирования и оставили только электронный журнал. Родители активно взаимодействуют с нами через сайт, задавая вопросы обо всем, что их волнует, — о расписании, родительских собраниях, заменах.

 

 

Своим мнением о значении школьных сайтов с нами поделились директора школ, учителя, специалисты.

Елена Плетнева, начальник управления образования Питкярантского района: — Сайты есть во всех школах. Где лучше, где чуть хуже. Идея, бесспорно, хорошая, но она еще не востребована массово. Люди в районах пока не приучены обращаться за информацией к сайтам. У молодого поколения это запросто. Хочется верить, что уменьшится документооборот. Для этого нужно, чтобы все обращались в первую очередь за информацией к сайтам. Уверена, если руководители школ будут следить за пополнением информации на сайте своевременно, то всё возможно!

Василий Еремеев, учитель химии, тьютор дистанционного обучения республиканской школы-интерната №21, Петрозаводск: — Сайт школы сегодня приобретает значение единой образовательной среды организации. Это не только публикация документов, фотографий, новостей, но и ресурс для обучения и общения всех участников образовательного процесса. В школе-интернат №21 и Петровской школе, где я работаю, уже более пяти лет используются только электронный журнал для учителя и электронный дневник для учеников и родителей. Как учителя мы уже минимизировали бумажную отчетность, ее практически нет. Рабочие учебные программы, некогда представлявшие собой кипы бумаг, теперь содержат три обязательных пункта, остальное по желанию педагога. Вся статистическая информация теперь собирается в электронном журнале, и администрация в любой момент может сформировать любой статистический отчет. Еще одна составляющая единой образовательной среды — учебные ресурсы: дистанционные курсы, ссылки на проверенные учителем ресурсы в сети интернет, коллекции цифровых образовательных ресурсов и электронных образовательных ресурсов, сайты конкурсов, олимпиад, подготовки к ЕГЭ, ГИА.

Елена Михеева, директор школы №3 Петрозаводска: — Сайт для школы важен, он позволяет информировать участников образовательного процесса и общественность обо всем, что происходит в школе. Ключевое слово — информировать. На сайте школы публикуются основные документы, которые позволяют увидеть, как функционирует и развивается школа. Однако сомневаюсь, что в сегодняшних реалиях сайт сможет снизить документооборот. Очень часто с нас в бумажном виде запрашивается информация (например, надзорными органами), которая в полной мере представлена на сайте. Сегодня сайт, по крайней мере именно сайт нашей школы, больше ориентирован на родителей и учителей. Там они могут получить достаточно много оперативной и свежей информации. Меньше он полезен ученикам, поскольку любую необходимую им информацию они могут быстро найти через любой поисковый сервер.

Виталий Меньшиков, учитель информатики сегежской школы №5, финалист конкурса «Учитель Года Карелии»-2016: — Создавал школьный сайт с нуля более десяти лет назад. За эти годы структура сайта и дизайн некоторых разделов корректировался.  На сайте много информации о школе, педколлективе, представлен режим работы, расписание звонков, списки классов, которые, кстати, я видел не у всех. Мне кажется, это удобно – всегда можно узнать имя ребенка и  количество вакантных мест в конкретном классе. Так что желающие перевести ребёнка к нам в школу сразу могут посмотреть списочный состав и информацию о классном руководителе. Есть раздел с официальными документами. После проведения школьных дел стараемся написать заметку и разместить её на Образовательном портале Карелии, а потом ссылку на публикацию даём в нашей новостной ленте. Это показывает, чем живёт школа, учителям для портфолио удобно находить свои материалы, которые хранятся в архиве пять лет. Знаю, многим выпускникам нравится их перечитывать. Обслуживать сайт, когда он сделан, мне нетягостно: уходит на это не более получаса в течение всей недели. Хочется, чтобы контролирующие органы не спрашивали со школы бесконечные отчёты, а брали информацию прямо с сайта, тем более что там для этих отчётов почти всё есть.

Галина Васильева, директор лицея №13, Петрозаводск: — Сайт учреждения необходим всем участникам образовательных отношений. Он помогает расширить информационно-правовое поле школы. Не парадно-выходной сайт, а рабочий. Опубликованная на сайте информация  должна показать документы, в том числе локальные акты, принятые в учреждении, не только родителям, ученикам и учителям, но и контролирующим органам. Как правило, последние не всегда используют этот канал для проверки, а запрашивают бумажный вариант. То же самое можно сказать о сайтах bus.gov.ru и закупок. Публикуем большое количество информации, а документы в бумажном или в электронном виде всё требуют и требуют. В управление образования чаще всего. Наша реакция, как правило, такая: «Когда это дублирование закончится! Погрязли в отчетах! Отвлекают от работы!». Срочно необходимо разработать единый подход к документообороту, иначе администрации образовательных учреждений грозит неисполнение своих прямых обязанностей по долгу службы.

Светлана Савицкая, директор лицея №40 Петрозаводск: — Еще десяток лет назад, когда мы только начинали осваиваться в этом направлении, мы были абсолютно свободны в том, что и как размещать на сайте. В этом было профессиональное удовольствие. Теперь, когда федеральный закон определяет, что обязательно должно быть на сайте, мы только успеваем (и, честно говоря, с трудом) вовремя разместить необходимую информацию. Теперь в приоритете стремление сделать сайт удобным не для непосредственных участников жизни школы – родителей и детей, а для очередного надзорного органа, чтобы он сказал: «Все нормально, нарушений нет». Не знаю, представляли ли те, кто прописывал требования к сайтам образовательных учреждений, например, объем и количество рабочих программ для обучения детей по всем предметам. Для нашей школы это более 1000 страниц. Их надо отсканировать и разместить на сайте. Найти бы человека, который потом читал их на нашем ресурсе. И это только один пункт длинного перечня из требований к официальным сайтам образовательных учреждений. Даже при условии размещения всей необходимой информации на сайте поток запросов к школе от вышестоящих органов не стал меньше. Пока мы только надеемся, что это когда-то произойдет… При этом, конечно, важно быть открытым для всех, кто сотрудничает со школой или хотел бы это делать. Только понимание этого удерживает наш профессиональный интерес, когда мы решаем, как наполнить сайт жизнью. А для каждодневного общения, информирования учителей, родителей, наших учеников мы уже несколько лет используем возможности электронного журнала NetSchool. Этот ресурс предоставляет все необходимое, чтобы информация была максимально быстро и полно донесена до каждого. И я бы всячески рекомендовала руководителям школ как можно активнее внедрять электронные журналы в жизнь своих учреждений.

 

Образование Финляндии во всем мире признано одним из самых передовых. Тем любопытнее узнать мнение о сайте финской школы. Вот что рассказал нам Сергей Силкин, папа четверых детей, педагог Детского центра культуры «Музыканты» в Хельсинки: 

— Сайты есть, а у кого их тут нет? Не вижу, чтобы мои школьники, 15 лет и 11 лет, пользовались ими. Не замечены за посещением этих сайтов и мы, родители. Лишь однажды я изучал сайт нашей школы, когда старший сын поступил туда. Сайты школ тут — это визитная карточка, не больше. Есть единая система Wilma. Это электронный дневник на финский лад. Связь, общение с учителем, новости, оценки, задание, расписание. Туда заглядываем по 20 раз за день, ответы педагогов на вопросы молниеносно. Очень удобно. Так выглядит сайт нашей школы, например: http://www.tyk.fi

 

Фото Марии Голубевой