Посещение школы Free Emilia стало одним из запоминающихся событий в поездке в Швецию. Она удивила и вызвала в русской команде педагогов и методистов самые разноречивые впечатления. Мы долго обсуждали, возможна ли такая школа в России?
Могут ли ваши дети, находясь в школе, выйти из класса и усесться где-нибудь в игровой комнате, если однокашники сильно шумят? Это невозможно, скажете вы. Как успевает в школе ваш ребенок, знаете только вы и он или весь класс? Об этом знают все! Ваш малыш учится по собственной программе или общей для всех? Конечно, по общей. Задают ли вашим детям домашние задания? А как же без них… Но так бывает не всегда и не везде.
В шведском городке Буден есть престижная школа Free Emilia, где учатся около 300 детей, причем на государственные деньги. Посещение свободной школы Free Emilia стало одним из запоминающихся событий в поездке. Она удивила и вызвала в нашей русской команде педагогов и методистов самые разноречивые впечатления. Мы долго обсуждали, возможна ли такая школа в России?
В эту школу мы попали в рамках российско-шведского проекта «Северный взгляд: внутренняя сила искусства как источник развития». В Будене в конце сентября было много интересного. Например, фестиваль документальных фильмов и фотовыставка, а также экскурсии, встречи, обсуждения, знакомство с тем, как устроено шведское общество для людей, и прежде всего детей, с ограниченными возможностями.
Мы своими глазами увидели эти уютные коридоры, рекреации и небольшие комнаты, увешанные рисунками детей. Вначале вообще кажется, что попал в художественную школу. Нам показали, как может проходить учебный процесс. Например, как дети вместе с учителем, маленькими группами, создав карту мира, изучают по ней в свободной форме и политическую систему государств, и мир животных, и флору, и полезные ископаемые и даже иностранный язык.
В конечном итоге дети сдают те же экзамены, что и в традиционных школах и их результаты всегда ненамного, но все же лучше, чем в обычных школах. Нашему учителю трудно представить, чтобы у каждого ученика был индивидуальный план обучения. Русская ученица шведской школы показала нам в своем телефоне лист отметок, где за каждой оценкой по десятибалльной шкале стоит полное описание знаний, умений и навыков.
— Меня поразила возможность идти в образовательном процессе от интересов детей, их потребностей и возможностей, – делится впечатлениями специалист в области коррекционной педагогики и специальной психологии Онега Ершова. — Дети сами могут менять тему урока, определять спектр задач поисковой исследовательской деятельности, выбирать на каждом занятии, идти в своем темпе к познанию. И неважно, что потрачено несколько уроков на то, что заинтересовало учеников. Педагоги постепенно формируют целостную картину многогранного и противоречивого мира. Главное, чтобы в итоге дальняя цель обучения была реализована, ребенок должен овладеть той системой знаний, которая заложена нормативно. В таких условиях с успехом могут обучаться дети с разным уровнем развития и с вариативными образовательными потребностями и возможностями
С энтузиазмом рассказывает о своей школе Франсуаза Дюбуа, иностранка. Обосновавшись в Швеции, она задалась целью создать такую школу. Противников было немало, но все-таки идея нашла поддержку в сердцах родителей, которые хотели видеть своих детей свободными, творческими и ответственными людьми.
Сейчас в школе учатся около 300 детей. В классе тридцать детей, два учителя. Франсуаза верит, что каждый ее ученик благодаря философии школы найдет свой путь в жизни, благодаря тому что они развивают в детях фантазию, креативность, собственное мнение, ответственность перед обществом.
Педагогам школы помогает упор на эстетику. Франсуаза привела слова поэта Иосифа Бродского: «Эстетика — мать этики». Трудно с этим не согласиться.
Что же думают о подобной школе профессионалы?
По мнению руководителя центра модернизации образования Карельского института развития образования Ирины Забродиной, здесь в полной мере реализуются идеи и принципы, которые в нашем отечественном образовании, к сожалению, по большей части только декларируются: принцип индивидуализации обучения, метапредметность, проектная и исследовательская деятельность, ориентация на детский познавательный интерес, формирующее оценивание, педагогическая поддержка и командная работа всего педагогического коллектива.
— Чувственное познание окружающего мира, опора на зрительные образы при обучении, создание различных учебных моделей своими руками по собственным проектам – всё это делает обучение в школе интересным и понятным каждому ребенку, — считает Ирина Забродина. — И пусть выпускники этой школы значительно проигрывают нашим выпускникам в глубоких научных знаниях физики, математики и химии, но зато они выходят из школы готовыми к жизни в современном шведском обществе. Они прекрасно знают иностранные языки, без репетиторов и специальных английских школ, самостоятельно умеют решать самые разные проблемы.
— Что поразило? Что бы я взяла на вооружение? – спрашивает Онега Ершова и отвечает: – Динамичность образовательной индивидуально-ориентированной стратегии. Такая система позволяет снизить нагрузку на нервную систему детей, увлечь процессом обучения и предупредить срывы. Не удивительно, что результаты итоговых тестов в этой free школе выше средних в других образовательных учреждениях Швеции. И еще: ежедневные рефлексивные встречи педагогов, в процессе которых обсуждается не ребенок, а среда и условия, созданные для него. Их доступность, комфортность и эффективность. Каждый ребенок как важный субъект. При этом весь коллектив участвует в исследовании, анализе, обмене опытом, консультировании, выборе и корректировании его индивидуально-ориентированной стратегии обучения и воспитания. Это здорово!
И все же сомневаюсь, что в России возможна подобная школа, хотя в мире много последователей этой системы. Но так бы хотелось, чтобы нашлись энтузиасты и создали free школу.
Что же такое свободная школа? Комментарий Илоны Кошелевой, директора АНО «Содействие».
— Мне посчастливилось побывать в университете в Дании, где обучают педагогов для свободных школ, а также в свободных школах в Амстердаме (Нидерланды) и Будене (Швеция). И каждый раз я давала возможность педагогам Карелии ознакомиться с работой таких школ, наблюдая их восхищение. К слову, первый крытый бассейн в Европе появился именно в стенах университета в датском Свендборге, где готовят учителей для свободных школ, педагогическую практику студенты проходят после третьего курса в течение учебного года, находя себе место для практики в качестве педагога самостоятельно — и лишь прошедшие практику студенты имеют право на продолжение обучения, выпускники могут вести от трех до пяти предметов и очень востребованы как в свободных, так и в традиционных школах.
Свободные школы являются альтернативными школами, где детям предлагается наибольшая степень самостоятельности в обучении, и сама программа обучения строится, основываясь на запросе ребенка, поощряя активную позицию ребенка в процессе обучения, способствуя росту эмоциональной грамотности и развитию навыков межличностного общения.
Здесь дети изучают не только привычные дисциплины, но и получают знания об ответственном поведении, разрешении конфликтов, социальной справедливости и о том, как люди должны относиться друг к другу и к окружающему миру. Особое внимание в таких школах уделяется эмоциональному благополучию детей, заботе о ближнем. Цель такого воспитания и образования — создание общества, где люди способны следовать своей мечте, помогая позитивным изменениям.
В такой школе организовано место для общения детей вне занятий. Поощряются дружба, эмпатия, взаимопомощь. У каждого ученика свой индивидуальный план обучения. За каждой оценкой учителя по десятибалльной шкале стоит полное описание знаний, умений и навыков. Учителя поощряют творчество и критическое мышление, выступая в роли наставников, выслушивая детей, узнавая больше об их интересах и поощряя их узнать больше. Учитель не является транслятором знаний, а создает условия для успешного обучения детей, помогая им понять, что лучший учитель – это окружающий нас мир. Каждый ребенок понимает, что его мнение важно, что каждый может быть полезным обществу, и каждый может вносить изменения в общество.
В свободных школах дети не получают домашних заданий, а в свободное от занятий время они играют вместе и занимаются творчеством, доступны музыкальные инструменты и многое другое.
Свободные школы возвращают контроль над образованием от государства самому обществу: родители играют важную роль в школьном совете, участвую в выборах директора школы, в деятельности детей. И да, эти школы создаются не для извлечения прибыли: для детей и родителей они бесплатны. Эти школы финансируются государством наравне с обычными, делая доступными места в школах для детей и рабочие места для взрослых. На протяжении последнего десятилетия такие школы становятся все более популярны по всему миру.
Но что же лежит в основе философии свободных школ?
Здесь ребенок рассматривается как полноправный субъект образовательного процесса, со своими сильными сторонами и наделенный знаниями, талантами и интересами. Развитие в свободной школе любознательности ребенка движет его к пониманию мира и своего места в нем. Задача школы – создание такого контекста, в котором каждый ребенок будет успешным. Рисование, лепка, танец, театр, моделирование, музыка рассматриваются в качестве наиболее ценных «языков» обучения, чрезвычайно важных для каждого ребенка.
Фото Ирины Ларионовой