Образование, Школа и вуз

Александр Гезалов предлагает учить школьников благотворительности

Встреча со студентами РУДН. На фото Александр Гезалов. Фото из сообщества наставнического центра в соцсетях
Встреча со студентами РУДН. На фото Александр Гезалов. Фото из сообщества наставнического центра в соцсетях

Специалист по социальному сиротству и помощи людям в сложной жизненной ситуации выступил с инициативой ввести в российских школах новый факультатив. Подростки способны менять мир в лучшую сторону, убежден он. Профессиональные волонтеры некоммерческих организаций могли бы показать им, какие работающие механизмы изменения общества существуют.

– Предлагаю в школах и других учебных заведениях начать проводить факультативно уроки благотворительности, – написал Александр Гезалов в социальных сетях. – Чтобы местные некоммерческие организации и фонды рассказывали школьникам, как и чем они помогают нуждающимся, развивали в них пассионарный взгляд на жизнь. Чтобы не только в Тик Токе сидели подростки, но и знали, что жизнь состоит из разных моментов. Рядом есть те, кто нуждается в наших заботе и внимании.

Александр Гезалов рассказал «Учительской газете», что недавно провел встречу в Российском университете дружбы народов (РУДН) со студентами, будущими телевизионщиками.

– Рассказывал молодым людям, в чем состоит благотворительность. Говорил о том, что это профессиональная деятельность, требующая компетенций, знаний и опыта, умений и навыков, – пояснил Александр, в прошлом воспитанник детдома, а в настоящем эксперт в области благотворительности, заботливый отец пяти детей. – Показал фильмы о том, как мы решаем проблемы разных социальных групп. Всех потряс фильм Ирины Денисовой про Игоря, которому мы купили ступенькоход и вязальную машинку, круто изменив его жизнь. Сам видел, что у некоторых слезы стояли в глазах…

Современные СМИ, считает Александр Гезалов, недостаточно хорошо освещают тему помощи и благотворительности, считая подобный контент рекламой.

– Благотворительность по-прежнему недостаточно изучена, мало кто интересуется этой темой. Путают ее с разовым участием в акциях, – поясняет Александр и уточняет, что важна системная работа, а не приход в школу с уроком доброты и иной одноразовой инициативой. Дети, считает он, должны видеть, как добровольцы и волонтеры не давят на жалость, а профессионально с помощью конкретных и точных решений находят выход из непростых жизненных ситуаций.

– Я всегда открыто говорю о сложностях в делах помощи и о том, как понять, почувствовать собственное предназначение. Студенты РУДН, например, впервые встретились с таким форматом общения – человеком из поля дела, – вспоминает Гезалов. Он не сомневается в эффективности подобного общения с подростками, которые живут в параллельной вселенной – социальных сетях и все реже сталкиваются с настоящими проблемами реальной жизни.

На вопрос «Учительской газеты» о том, что любая инициатива в плане изменения школьного расписания вызывает бурю эмоций, Александр вспомнил, что лет 20 назад работал в Карелии заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

– Ввести факультатив новый во внеурочную деятельность возможно. Помню, в школе, где я работал завучем, не было ни одной секции. За два месяца у меня появилось больше десятка спортивных кружков. Дети смогли заняться футболом, волейболом, а не бездельничать! – говорит папа московских школьников, который часто берет собственных детей в поездки, связанные с помощью другим людям.

У школьников, считает Гезалов, больше времени, чем, например, у студентов. Подростки могут попробовать силы в помощи соседям преклонного возраста, большим семьям. Часто для этого не нужны особые условия и деньги. Сходить в магазин, погулять с соседским ребенком, прибрать мусор – это все важно и помогает школьникам понять, что они способны менять мир в лучшую сторону. Приходящие в школу профессиональные волонтеры некоммерческих организаций могли бы показать школьникам, какие работающие механизмы изменения мира существуют.

Сам Александр не состоит в разных благотворительных сообществах, потому что иначе видит развитие этого сектора.

– Без грантов и спонсоров, за счет горизонтальных связей с гражданами нашей страны, – говорит руководитель автономной некоммерческой организации «Наставнический Центр Александра Гезалова», уточняя, что среди его помощников есть настоящие единомышленники. – Это то, что может сегодня дать обычный гражданин. Сегодня нас поддерживают около ста человек личными разовыми или постоянными донатами, на которые мы можем арендовать помещения, оплачивать разные услуги связи, выезжать по России с лекциями и семинарами. Покупать продукты и то, что необходимо для семей в тяжелой жизненной ситуации. В благотворительности важнее денег только отношения, репутация, отчетность и прозрачность.

Одна из инициатив наставнического центра — создание Короба добра. В этот короб можно принести чистые и добротные вещи для семей. Таких точек в Москве предполагается открыть несколько. Первая уже работает.

«Это небольшие склады, куда можно будет привезти то, что часто отсутствует в хозяйстве нуждающихся семей и выпускников детских домов и интернатов. Наши добровольцы будут тщательно проверять качество, чтобы не стыдно было передавать тем, кто находится в трудной жизненной ситуации», – написано на сайте организации.

Подобное решение при поддержке горожан может существенно облегчить и сократить путь от тех, кто желает помочь, к тем, кому эта помощь необходима. Это лишь одно нестандартное решение и  механизм, практику которого можно развивать во всей стране.

Источник: Учительская газета/ ug.ru