Дни защиты от экологической опасности под девизом «Экология — Безопасность — Жизнь» проходят с 15 апреля по 5 июня. Будущих экологов, студентов старших курсов ПетрГУ, мы спросили, почему они выбрали это направление? в каких проектах и исследованиях участвуют? почему важно каждому задумываться о проблемах экологии?
Многие ребята уже сейчас заняты научной работой, участвуют в серьезных проектах, сотрудничают с Карельским научным центром.
— Почему вы выбрали именно экологию?
Валентин: — Мне интересна была в школе химия, а поскольку есть специализация «инженер-эколог», который работает на производстве, я и выбрал экологию.
Олеся: — В детстве я любила собирать гербарии и делала коллекции бабочек. Мне кажется, я не ошиблась в своем выборе.
Максим: — Меня попросили в школе сделать доклад на тему охраны окружающей среды. Я увлекся этим направлением. Выбрал токсикологию, в будущем планирую заниматься научной работой.
Денис: — В школе нравились естественные науки, вопрос не стоял, кем я хочу стать. Привлекает исследовательская работа.
Анастасия: — Учусь на направлении «Биология». Экология тесно связана с биологией. Но сегодня это межпредметная наука. Например, в бизнесе много экологических сфер, связанных с сохранением окружающей среды.
Оля: — Случайно. Но не жалею, мне очень интересно учиться.
— В каких исследованиях и проектах вы участвуете?
Максим:— В Карельском научном центре в лаборатории гидробиологии проводятся исследования на озерах Ведлозеро и Сямозеро. Проверяем на токсичность среды. Индикаторами являются сине-зеленые водоросли, определяем, какая их концентрация губительна для живых организмов. Летом продолжим исследования уже на Онежском озере. Мечтаю сделать докторскую.
Олеся: Я – волонтер экологического объединения Green Crew. Мы участвуем во всероссийских конкурсах, занимаем призовые места. К примеру, нашему университету присвоено звание «Зеленого вуза России». Занимаемся проблемой раздельного сбора мусора и экопросвещением студентов, школьников. Устраиваем экологические мероприятия для жителей города. Каждый год к нам приходит все больше волонтеров.
Валентин: — Занимаюсь проблематикой выбросов в горной промышленности — на Костомукшском и Мончегорском ГОКах. Выбросы ГОКов – это лежалые руды, с содержанием до 3% различных тяжелых металлов. Они переходят в почву, из почвы в воду. И распространяются по цепям питания. Многие предприятия такого рода находятся в Арктической зоне, а там очень короткие цепи питания и хрупкая экосистема. Существуют такие микроорганизмы — ацидофильные хемолитотрофы, они выделяют тяжелые металлы в виде солерастворимых веществ. Их мы можем добывать из почвы и использовать вторично. А почву освобождаем от тяжелых металлов, она становится пригодной для выращивания растений. Таим образом, мы обеспечиваем защиту хрупкой экосистемы Арктики.
Денис: — Сотрудничаю с Карельским научным центром, где занимаюсь дендрохронологией – методом датировки, основанном на подсчете годичных колец древесных стволов. С помощью дендрохронологического метода можно определить, какие леса были в прошлом, какой климат был, можно краткосрочно предсказать климатические изменения в будущем. При раскопке древесных изделий вместе с палеонтологами тоже производится дендрохронологический анализ. Практически с точностью до года, до сезона можно датировать то или иное древнее поселение. Всё это более развито в Швеции, в Канаде, но в нашей стране тоже этот метод активно развивается.
— Если бы вам выпала возможность уже сейчас работать с людьми, со школьниками, какой экологический message вы бы отправили, о чем бы главном сказали?
– Начинайте с себя – с простых действий: к примеру, донести обертку до урны, а желательно до урны с раздельным мусором!
– Детям с малых лет стоит прививать экологическую культуру, заниматься экопросвещением.
– Главное, с умом подходите к использованию природных ресурсов.
– Отдельный message бизнесменам: сотрудничайте с учеными и, используя комплексный подход, вместе вырабатывайте способы защиты от выбросов и загрязнения на предприятиях.
Олеся, волонтер экологического объединения Green Crew, смеется:
– У меня сегодня как раз экоурок с шестиклассниками!