Реформы

Образование — это не рынок!

Второй Всероссийский педагогический форум собрал летом в Санкт-Петербурге около 500 человек из 70 регионов России. Проводился он по инициативе общественности, встревоженной состоянием отечественного образования. Предлагаем нашим читателям фрагменты резолюции форума.
 
«Участники форума предлагают:
— Отказаться от пагубной для педагогического процесса идеологии «образовательной услуги», так как учитель в процессе своей работы не оказывает населению услуг. Образовательный процесс – это сложный механизм партнерства всех его участников, требующий от них общей работы и взаимной ответственности. В отношении детей не должно быть места рыночным отношениям «ты мне – я тебе». Ориентиром для современного образования России, исходя из наших национальных традиций, должна быть школа — семья, а не школа — рынок. Образование – нерыночное социальное благо, на которое имеют право все граждане нашей страны.

— Считать недопустимым вытеснение дополнительного образования из школы, т.к. стандарты нового поколения предусматривают интеграцию общего и дополнительного образования. Дополнительное образование не должно сливаться с основным, оставаясь самостоятельным, доступным и бесплатным для учащихся во всех регионах России.
— Предоставить обучающимся выпускных классов право выбора формы сдачи итоговой аттестации.
— Отменить зависимость оплаты труда педагога от количества обучающихся в классе как не оправдавшую себя и влекущую массовые нарушения педагогических норм.
— С целью сохранения здоровья ученика и учителя установить наполняемость класса не более 25 человек для городских школ и 15 человек для школ на селе, в соответствии с проектными нормами зданий и увязать этот показатель с требованиями СанПиНа с учетом старых школ и школ-новостроек.
— Отказаться от кулуарной практики «оптимизации» сети учебных заведений в стране. Решениям о реорганизации образовательных учреждений должны предшествовать общественные слушания по данному вопросу, в связи с чем предлагается исключить норму проекта нового закона «Об образовании», где такие слушания предполагается проводить только в поселениях с численностью до 100 человек.
— С целью оптимизации труда педагогических работников сократить и упорядочить документооборот в образовательных учреждениях.
— Отказаться от внедрения системы подушевого финансирования, признав ее неэффективной и ведущей к росту числа чиновников, бюрократизации школы и реальному снижению качества образования, особенно в ситуации сельской или малокомплектной школы. Вернуться к обеспечению финансирования школы в объемах, покрывающих реальные затраты на коммунальные расходы, содержание зданий и имущества, обеспечение учебного процесса расходными материалами, подвоза детей и т.д. 
Выражая мнение учителей всех регионов страны, мы исходили из интересов школьников, считая молодое поколение главным достоянием России».
Полностью с резолюцией можно ознакомиться
на сайте http://www.zavuch.info

  • Тищенко Николай Владимирович

    Есть такой народный принцип воспитания, точнее характеристика периодов воспитания:
    Ребёнок-царь, Ребёнок-раб, Ребёнок-друг.
    Я не уверен, что в 14 — 15 лет ребёнок уже Ребёнок-друг. Образование не может состояться без труда, даже без некоторого насилия. Зубрить тоже надо уметь. Никому не известно, что человеку надо будет знать и помнить в продолжение всей его жизни.
    Учить детей интересно, завлекательно, весело и непринуждённо — ДА!!! Но не развлекательно, по типу «Чего изволите?» («образовательные у-слуги»)Попробуйте нашим депутатам, полицейским, чиновникам задать вопрос:»Во сколь вы оцениваете свои,например, полицейские у-слуги?» Кстати, предлагаю задавать сей вопрос на предстоящих предвыборных встречах с кандидатами…
    Выбор специализации в 14-15 лет порочен, если он обязателен для всех. Михаил Леонидович несколько идеализирует нашу среднестатистическую семью… Сможет наша сегодняшняя семья хотя бы разобраться в учебных планах и программах, чтобы определить, куда драгоценное чадо направить в соответствии с его , чада, способностями, наклонностями и КОШЕЛЬКОМ родителей? — Вряд ли…