Реформы

Основы, или Галопом по культурам?

{hsimage|В Министерстве образования звучали сложные вопросы||||}В одном из районов Карелии 50 процентов детей выбрали «Основы светской этики» в качестве нового предмета в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», 30 процентов – «Основы православия». Есть те, кто не выбрал ничего, в некоторых районах таких до 50 процентов.
 
Это лишь предварительные результаты анкетирования школьников в районах Карелии. Введение нового школьного курса в Карелии обсудили представители религиозных сообществ за круглым столом Министерства образования РК.
 
{hsimage|Для обсуждения нового школьного курса собрались представители почти всех религиозных сообществ Карелии |right|||} Несмотря на то, что приказ о введении уже подписан, курс по-прежнему вызывает много сомнений и вопросов. Как преподавать шесть направлений в малокомплектных школах? Можно ли дать качественные знания об исламской, буддистской, иудейской культуре за 34 урока? Кто будет учить учителей?

 
Собравшиеся представители мусульманской, иудейской, католической, протестантской, православной и других культур, представленных в Карелии, были совершенно спокойны, и внешне, и выступая. Закон уже принят. Курс будет введен в четвертых классах карельских школ уже в начале апреля. Последние уроки «Основ» пройдут до ноябрьского дня народного единства. 
 
{hsimage|Виктора Заровняева, как и других, волнует качество подготовки учителей нового курса||||}В течение З4 часов дети будут изучать один из шести предложенных на выбор модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».  
 
Преподавать новый предмет будут учителя литературы, истории или начальных классов. Выбранных учителей в регионах будут обучать тьюторы, для которых 24 октября в Москве начались курсы. В Карелии это работник института повышения квалификации работников образования Светлана Пахомова.  
 
Директор института повышения квалификации Людмила Ковру подчеркнула, что выбор  больше делают родители, а не школьники. И подняла одну из важнейших проблем инновации: как организовать учебный процесс, включив в него шесть новых предметов, если в школе всего один четвертый класс:
 
{hsimage|Дмитрий Цвибель изучает учебник "Основы иудейской культуры", изданный в Москве|right|||}- Если в Ламбасручье 10 учеников 4 класса, одновременно направить туда 6 учителей невозможно, будут другие формы. Вот я сама до конца еще не представляю технологию преподавания шести модулей в маленькой школе.  
 
Министр образования Ирина Кувшинова объяснила: если в малокомплектной школе один или два ребенка выберут свой, отличный от выбора других, модуль, для них все равно будет организовано обучение. Возможно, дистанционное. В городе возможно объединение детей по округам. 
 
Заместитель имама Карелии Сергей Александрович Дятко сомневается в способности учителей преподавать основы религиозной культуры: 
 
— Никто лучше, чем мы не знает основы нашей религии, даже учителя. Многие вещи, которые преподносятся в университете, например, не соответствуют действительности. Я посмотрел программу: темы очень глубокие и не терпят поверхностных знаний. Например мусульманская семья – это уже далеко не основы, это нельзя объяснить одним предложением. Тема хорошая, но нереально маленькое количество часов. 
 
Вопрос о возможности участия в образовательном процессе задал и Виктор Заровняев, заместитель директора Духовно-просветительского православного центра во имя Александра Свирского. 
 
Ирина Кувшинова ответила, что, несмотря на то, что введение курса в школы уже никакому обсуждению не подлежит, представители религиозных сообществ могут поучаствовать в процессе подготовки учителей.  
 
Людмила Ковру добавила:
 
— Каждый педагог будет подготовлен в рамках варианта. Могут быть инвариантные модули. Привлекаться могут все представители духовенств, и без вас мы не справимся, но вы не можете преподавать в школе.  
 
Обсуждался вопрос о дополнительном, более глубоком изучении предложенных предметов. Ирина Кувшинова пояснила, что образовательное учреждение само формирует свою программу дополнительного образования: 
 
— Все возможно. Это может быть и дополнительная программа, и экскурсии. Мы предлагаем вам активизировать работу среди прихожан. От того, как активно вы поработаете с родителями, будет зависеть их выбор.  
 
Сложный, но предсказуемый, вопрос задала Марьям Ковалёва, ответственная за работу с женщинами и детьми Духовного управления мусульман Карелии: 
 
— Не станет ли предметом раздора разделение детей на группы, не будут ли подвергаться насмешкам те, кто в меньшинстве? 
 
Министр образования ответила, что помочь предотвратить это должна совместная защита минипроектов в группах в конце обучения:
 
— Результат деятельности будут представлять все вместе. 33 и 34 урок будут направлены на объединение. Но многое будет зависеть и от учителя.  
 
Представитель протестантской церкви поднял еще один важный вопрос:
 
— Я много езжу по Карелии и знаком с учителями начальных классов. Они в большинстве будут преподавать новый курс. Некоторые из них разведены, имеют детей от разных мужей… Как они будут преподавать, не вызовет ли это отвращения к новому предмету?  
 
— При выборе тех людей, которым будет доверена реализация этого курса, мы попросим обратить внимание и на эту сторону вопроса, — пообещала министр образования. 
 
Представители католической, лютеранской, иудейской церквей высказывали опасения, что если учитель не мотивирован преподавать основы выбранной ребенком культуры, он не сможет сделать это хорошо, или, сам того не подозревая, будет склонять ученика к своей вере.  
 
Доцент кафедры педагогики КГПА Наталья Ильина напомнила, что в нашем государстве школа отделена от церкви и аккуратно попросила не сбивать понятия:
 
— Это не курс религиозного воспитания, учителя будут рассказывать, как богат и разнообразен наш мир.  
 
Ирина Кувшинова не скрывала еще несколько сложностей, возникших перед введением нового курса в школы: еще не принято решение, будет это федеральный или региональный компонент и не предоставлены учебники к модулям. Если этого так и не произойдет, Карелия будет издавать свое пособие. Возможно, объединяющее все шесть модулей.  
 
Заместитель имама Карелии Сергей Дятко предложил создать рабочую группу с участием всех представителей религиозных организаций, чтобы конкретно указать преподавателям, на что обратить внимание. В ближайшее время состоится ее первое заседание. 
 
Фото автора
  • Ольга

    Абсолютно согласна с З.Б. Ефловой (наверное, я еще из тех динозавров, которые отправляют ребенка в школу за ЗНАНИЯМИ, он должен там постигнуть основы НАУК). При этом совершенно не против введения нового спецкурса в общеобразовательной школе, НО исключительно в виде знакомства с основами материальной и духовной КУЛЬТУРЫ народов, а не религии — это первое. Второе — преподавать этот предмет должны учителя МХК, получившие специальное образование. И наконец третье, самое главное — я не понимаю, зачем детей «разделять на группы» — полагаю, лучше будет, если все ребята в классе будут ВМЕСТЕ знакомиться с культурными, духовными, (следовательно и религиозными тоже) традициями и станут ближе и понятнее друг другу. Положительный опыт проведения таких уроков в школах нашего города есть (многие дети изучают МХК в учреждениях дополнительного образования, на уроки бегут с огромным удовольствием), и не стоит изобретать велосипед, лучше создать условия и подготовить учителей и материально-техническую базу. Интернет позволяет теперь посетить любую страну мира, можно проводить виртуальные экскурсии. Да, и неприятно царапнуло «Некоторые из них разведены, имеют детей от разных мужей… Как они будут преподавать, не вызовет ли это отвращения к новому предмету?» Это не показатель «распущенности» женщины! Если религия превращает женщину в рабыню мужа-самодура, то уже за одно это надо ЗАПРЕТИТЬ преподавание основ такой религии в школе! В противном случае родители будут отказываться от таких «религиозных основ».

  • Ушакова Татьяна Ивановна

    А на верху всегда всё с лёгкостью решают — пора привыкнуть. Решили на днях в бадминтон на уроках играть — будем играть! Вообще ужас какой-то!

  • Н. Мешкова

    Полностью согласна с Зинаидой Борисовной. Это кампанейщина, и не более того. Аргументы З.Б. Ефлова назвала.

  • Ефлова З.Б., к.п.н. КГПА

    Пытаюсь быть толерантной (терпимой), понимаю, что не отношусь к «большинству», а значит, по нашим российским правилам, «должна принять данный факт как данность»…
    Однако не могу молчать, потому что во введении этого «инновационного» курса вижу:
    — прямое посягательство на Свободу Совести, на Личность и ее право выбора;
    — манипуляцию незрелым еще сознанием ребенка младшего школьного возраста в области Совести и Веры, которую намереваются захватить школа (государство) и церковь, тогда как в данном возрасте это прерогатива семьи и только (!);
    — окончательную и полную капитуляцию отечественного образования в его основном предназначении — в духовно-нравственном ВОСПИТАНИИ подрастающего поколения;
    — утрату светскости образования как его основной цивилизационной характеристики, отбрасывающую наше образование на столетия назад;
    — агрессивное внедрение религии, за последние десятилетия получившей «карт-бланш» от власти для отвлечения внимания народа от ее неправедных дел;
    — явную доминанту одной из множества конфессий России, а именно, православия,что не есть фактор стабилизации нашего многонационального поликультурного общества, а совсем наоборот.
    А еще, не понаслышке зная нашу систему общего, среднего и высшего образования предвижу повторение данным курсом судьбы когда-то активно продвигавшихся, а затем бесславно исчезнувших из учебных программ, «Основы этики и психологии семейной жизни» в старшей школе и «Основы мировых религий» в среднем профессиональном образовании. Они выполнили свое благое предназначение для ЮНОСТИ только там, где их преподавателями были люди ОСОБО ВЫСОКОЙ «надкофессиональной» культуры. В массе же причина их провала — неопределенность содержания, неготовность, низкий или недостаточный уровень общей культуры специалистов, отсутствие или плохие учебники и учебные пособия, формализм и избыточная назидательность преподавания.
    Возмущает «решенность» вопроса о введении дисциплины, претендующей на столь серьезные последствия.

  • gardenia

    Кадры, по-прежнему,решают всё.
    Кто будет вести этот курс в школах? Основы религиозной культуры (православной, исламской, буддистской, иудейской) может преподавать только верующий человек. Иначе это лишено всякого смысла. И даже вредно для ребёнка. Потому что не дать этого вообще лучше, чем дать это плохо, без любви, кое-как.
    «Это не курс религиозного воспитания, учителя будут рассказывать, как богат и разнообразен наш мир» (с). А где грань? Её можно установить в данном случае?
    Речь идёт не о разнообразии мира (это область истории, биологии, географии), а о его духовности, мировоззрении, мироощущении, культуре народов,в основе которых (мировоззрения и культуры) ВСЕГДА лежит вера (религия) народа.
    Где взять необходимое для реализации задуманного курса количество образованных, культурных, верующих, эрудированных, замотивированных специалистов?

  • Валентина

    Эти проблемы были известны, минимум, два года назад.