Карелия может стать экспериментальным регионом для внедрения нового комплекса ГТО.
13 сентября в Петрозаводске собрались специалисты по физическому воспитанию из разных уголков страны. На Всероссийское совещание учителей физкультуры прибыли не только педагоги и тренеры, но и чиновники, и руководители организаций. Всего – 169 человек. Главным предметом обсуждения стал проект концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, современного аналога советскому комплексу нормативов «Готов к труду и обороне».
Взялись за старое
Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александр Страдзе обобщил ряд масштабных проблем, существующих в России в области физического воспитания: 60 процентов школьников имеют проблемы со здоровьем; у детей стало нормой не ходить на физкультуру – они достают справки; сегодня уровень здорового образа жизни в стране крайне низок, о себе дает знать брошенное поколение детей 90-х; зачастую отсутствие полноценной материально-технической базы там, где она необходима. Наконец, существует и кадровая проблема – многие учителя не имеют достаточной квалификации.
Исправить ситуацию призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. В начале апреля этого года президент Владимир Путин дал ряд поручений, касающихся развития спорта в стране. Ключевым из них стало формирование и внедрение Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса, аналогичного существующему в СССР комплексу нормативов «Готов к труду и обороне». С новым названием, правда, пока не определились: вопросы обороны уже не столь актуальны, но для пропаганды идеи здорового образа жизни назвать ее требуется емко и вдохновляюще.
– Мы все помним нашу советскую систему ГТО, она служила основой физвоспитания, мы занимались этим с удовольствием, – провел параллели Александр Страдзе. – Мы сдавали эти нормативы, не желая быть отстающими. Сегодня другая страна, другая экономика, другое сознание детей, но принцип должен остаться тем же.
Необходимо и неизбежно
Сам комплекс состоит из двух частей. Первая, нормативно-тестирующая, предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности, развития физических качеств и навыков, знаний, умений. Вторая часть – спортивная. Она призвана привлекать граждан к регулярным занятиям спортом. Состоит из разрядных требований для различных видов многоборий и видов испытаний (тестов). Структура комплекса включает несколько возрастных ступеней, начиная с 1-2 классов.
Александр Воронов и Александр Страдзе (справа) обсуждают новый проект
Выполнение нормативов будет являться условием положительной аттестации по физкультуре в школе, сообщил Александр Страдзе. Он также добавил, что согласно новому закону об образовании абитуриенты смогут предоставлять данные о своих спортивных достижениях в приемную комиссию вузов:
– После официального утверждения комплекса будут внесены изменения в соответствующие документы министерства, что позволит учитывать хорошие результаты сдачи нормативов абитуриентом, – пояснил чиновник. – Это не значит, что если вы сдали нормы, то поступили в университет, но дополнительные баллы к ЕГЭ формироваться будут.
Таким образом, в необходимости внедрения физкультурно-спортивного комплекса (или его неизбежности) нас почти убедили. Другое дело, что концепция его существует пока ещё в довольно сыром виде. И, как выяснилось в ходе обсуждения, проблем в связи с этим предстоит решить очень много.
Вопросов больше, чем ответов?
Министр по делам молодежи, физкультуры и спорта Карелии Александр Воронов, он же председатель Объединения учителей физкультуры России, считает главной целью масштабного проекта охват всего населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что вслед за школьниками нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые. Однако начнут внедрять его именно в общеобразовательной системе. И здесь уже возник ряд не решенных пока вопросов, которые от имени учителей и огласил Александр Воронов.
Как будет реализовываться комплекс – в рамках основной программы или внеурочной, учитывая, что уже есть Президентские состязания? Что делать с подготовительной и специальной медицинской группой детей, которые в общей массе учеников сегодня составляют до 70 процентов? Насколько адекватны нормативы комплекса современному здоровью и физической подготовленности детей? Как повышать квалификацию учителей и восстанавливать разрушенную спортивную инфраструктуру? Наконец, как мотивировать школьников, учителей, руководителей?
Эти и другие проблемы предложили обсудить на совещании специалистам в рамках работы нескольких секций. По их итогам предполагалось утвердить резолюцию, заранее, кстати, предложенную участникам.
Горячая секция
Самой популярной оказалась секция, обсуждение которой вел Владимир Уваров, руководитель экспертного совета по разработке ВСФК Минспорта России – на неё заявилось более 50 человек. Это неудивительно, ведь тема касалась непосредственно вопросов внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в школы.
Татьяна Душенина из Кузбасса, заведующая кафедрой педагогических и здоровьесберегающих наук КРИПК и ПРО, рассказала, что в Кемеровской области комплекс норм ГТЗО («Готов к труду и защите Отечества») был разработан и внедрен ещё три года назад по инициативе губернатора. По-настоящему массовым его помогла сделать система стимулирования, причем всех уровней, начиная от школьника, педагога, которого поощряют за достижения учеников, и заканчивая главой местной администрации, получающей областные гранты. Но именно в связи с этим возникла проблема приписок, фальсифицированных результатов:
– Пока её точечно решают специалисты департамента образования. Но есть другие механизмы. Существует электронная система: педагог забивает данные в электронный паспорт, и информация, минуя муниципалитет, попадает в департамент образования области. Ответственность только на совести учителя. Но он представляет свои команды ещё на многих соревнованиях, и если педагог, который показывает высокие результаты ГТЗО, на других соревнованиях их не подтверждает – к нему возникает большой вопрос…
Ещё одна проблема, которую сегодня подняли педагоги – несоответствие существующих, старых, нормативов реальным возможностям учеников. Учитель физкультуры из города Тимошевска Краснодарского края упрекнула разработчиков комплекса в том, что, несмотря на то что уже есть итоги его апробации в некоторых регионах (например, в Москве, Свердловской, Кемеровской областях и др.), эти конкретные новые данные по нормативам до сих пор не спущены остальным.
– Ведь столько участников эксперимента, уже можно было, апробировав, сегодня сказать: «Коллеги, мы представляем вам то, то и то». И, возможно, у нас исчезли бы многие вопросы, – считает Елена Головко. – Главный-то вопрос в механизме, в организации. Будет достаточно того, что мы на школьном этапе просто заполним и отправим протоколы? Как будут соотноситься нормативы, которые мы сдаем сейчас, Президентские состязания и ВСФК?
«Мы не знаем состояния здоровья детей»
Наконец, проблемная тема, которую, пожалуй, затронула в своей работе каждая секция – это взаимодействие Минобрнауки РФ и Минздрава РФ. Кто и как из медиков будет допускать детей к сдаче ГТО? Когда начнется систематическая диспансеризация детей? Кто будет работать с ребятами подготовительной и спецмедгруппы?
– Вопрос диспансеризации возникает на уроке физкультуры каждый день. К сожалению, мы не знаем истинного состояния здоровья сегодняшних учеников. Врач проверила детей, когда они пришли в первый класс, в пятом выборочно, наконец состояние допризывной молодежи контролирует военкомат – вот основная наша диспансеризация, – рассказала о проблеме Елена Головко.
Как верно было замечено, на совещании собралось много представителей учреждений, подведомственных министерствам образования и спорта, но ни одного – минздраву!
Резолюцию – на доработку
Учительское совещание в Петрозаводске завершилось видеомостом с Москвой: из столицы участников поприветствовали и выслушали Вениамин Каганов, замминистра образования РФ, и Сергей Шелпаков, замминистра спорта РФ.
На самом деле предложений и замечаний, касающихся внедрения и работы нового комплекса нормативов набралось так много, что даже подготовленную заранее резолюцию не стали принимать – отправили на доработку. Пожелания педагогов собрали в письменном виде – теперь их будут анализировать эксперты. Ещё до конца года конкретный результат необходимо будет представить президенту, поэтому затягивать с доработкой никто не намерен. Учителя, хоть и устали за целый день работы, но были рады, что их мнение все же спросили, и надеются, что оно будет учтено.
Карелия может стать экспериментально площадкой
Как сообщил министр Александр Воронов, сейчас решается вопрос о том, чтобы сделать нашу республику также экспериментальной площадкой для апробации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса:
– Мы боремся за это, уже направили соответствующие документы – претендовать на это у нас есть основания. Думаю, в этом месяце все станет известно.
Обрадуются ли карельские учителя очередному эксперименту? Найдут ли компромиссы педагоги и разработчики в институтах? Покажет время.
Что же думают о предлагаемом комплексе сами педагоги? Мы обратились с вопросом к Елене Головко – из её уст прозвучало, пожалуй, больше всего критики. Но педагог с 20-летним стажем отнюдь не против нового комплекса ГТО:
– Он нужен. Понимаете, надо найти какой-то подход, чтобы привлечь детей к массовым занятиям физкультурой. Да, у нас есть фитнес-клубы, но они работают на платной основе. То есть должна появиться идея, – пояснила педагог после окончания работы секции. – И второе. У нас есть государственный заказ перед школой. Мы должны ребенка, фактически «не видящего» и «не слышащего» в первом классе, в одиннадцатом выпустить полноценным гражданином. И предлагаемый комплекс – один из инструментов для этого.
На самом деле, подобная идея, бесплатного и массового физвоспитания, в стране уже начала зарождаться, и отнюдь не с подачи государства. «Русская пробежка», к которой не без оснований с подозрением относятся известные органы, вовлекает в свои ряды все больше молодежи. Очевидно, что назрела необходимость предложить этим ребятам здоровую альтернативу уже сегодня, иначе завтра может быть поздно.
Фото с Всероссийского совещания учителей физкультуры в Петрозаводске Марии Дмитриевой