Образование нашей республики имеет в России репутацию гибкого, чувствительного к инновациям, готового к переменам. Нашими ноу-хау реструктуризации системы образования в условиях сельской местности стали модели центральной и магнитных школ.
Напомню, что смысл и цель реструктуризации – обеспечить каждому ребенку качественное образование независимо от того, где он живет и учится: в городе, райцентре или в далеком маленьком поселке.
По замыслу магнитная сельская школа «магнитит-притягивает» к себе другие образовательные учреждения (отдаленные, малочисленные), делится с ними своими ресурсами, чтобы помочь в решении проблем, с которыми маленьким школам сложно или невозможно справиться в одиночку. Благодаря сетевым партнерским отношениям, например, компенсируется отсутствие в этих школах нужных специалистов для преподавания учебных предметов, для социально-педагогической работы, для психолого-педагогического сопровождения ребенка с проблемами в развитии.
Магнитная школа помогает в материально-техническом и учебно-методическом оснащении образовательного процесса маленькой школы. Тем самым в такой школе создаются необходимые условия для достижения нужного качества образования. Неправда ли, идея весьма неплоха?
В нашей республике, чтобы стать магнитной, нужно быть средней полной или основной школой, располагаться таким образом, чтобы рядом (в Карелии это может быть весьма приличное расстояние) находились основные и начальные школы. То есть главный критерий пока географический.
Учебно-методическая, кадровая, материально-техническая база «магнитки» – это уже другой вопрос. Для того чтобы делиться ресурсами, нужно их иметь. Сегодня магнитные школы никаких таких особых ресурсов не имеют. Получше они могут быть оснащены вследствие подушевого финансирования, по которому чем больше учащихся, тем больше денег получает школа.
Функции магнитной школы прописаны в соответствующем республиканском положении. Муниципальные управления образованием, обозначив и назначив центральные и магнитные школы в районах, не обеспечили эти новые обязанности соответствующими нормативными документами и материальными вложениями. Пока получается, что «магнитка» берет на себя заботу о соседях за счет собственных не таких уж и богатых возможностей.
Такое следствие реструктуризации, как 5-дневное проживание в пришкольных интернатах детей начального и среднего школьного возраста, к счастью, не является системой в Карелии. Однако каждый такой факт вопиющий! Здесь речь даже не о бытовых и санитарно-гигиенических условиях, которые могут быть и не хуже, чем в родном доме. Однако получение образования ребенком в возрасте 7 или даже 14 лет через отторжение его от семьи цивилизованным решением проблемы не назовешь. Последствия очевидны: разрыв родственных отношений, утрата основных человеческих ценностей (семья, материнство-отцовство, малая родина…) и другие негативные явления. Не думаю, что и уровень обучения и воспитания без родительского пригляда будет таким, который предполагается.
Автор — зав. лабораторией развития сельской школы Карелии КГПУ.
"Лицей" № 2 2009