Цвет учительства Карелии собрался в середине марта в Петрозаводске на семинаре «Современный учитель – современной молодежи». Это были лауреаты и победители конкурса «Учитель года Карелии» за 12 лет его проведения. Мы попросили известных и уважаемых учителей ответить на три вопроса:
1. Как вы и учителя вашей школы оцениваете новую систему оплаты труда?
2. Ваше отношение к ЕГЭ?
3. Радует ли вас, что следующий год объявлен Годом учителя?
Эдуард АЛЕХИН, победитель конкурса «Учитель года Карелии-1997», лауреат конкурса «Учитель года Карелии-2007», учитель истории, пос. Повенец, Медвежьегорский район: 1. Обязательства, заявленные перед реформой, выполняются не в полном масштабе. Оптимизма нет. В этом году я был вынужден взять себе в нагрузку еще и столярное дело, чтобы доходы в ситуации финансового кризиса были на должном уровне. Но я бы хотел заниматься делом всей своей жизни – историей! С введением НСОТ есть риск, что наряду с повышением зарплаты учителям мы станем свидетелями роста социальной напряженности в коллективах школ. Ведь и раньше люди хотели знать, почему кто-то получает больше…
2. История, обществознание, литература – предметы, которые не могут быть уложены в рамки ЕГЭ. Некорректных вопросов на экзамене еще больше, чем об этом говорят чиновники от образования, президент Медведев. В ловушку искусственно придуманных вопросов попадают самые творческие, незашоренные ученики. Они в простых вопросах начинают искать смысл, который чаще всего отсутствует. На мой взгляд, экзамен в форме ЕГЭ, если уж существует, должен быть совершенно иным. Иначе он просто вреден!
3. Полагаю, в этом проявляется забота государства о педагогах. Но благие намерения имеют свойство неузнаваемо меняться, и не в лучшую сторону. Год учителя без настоящего внимания к проблемам школы может остаться таким только на бумаге. Так уже было и не раз. А так идея хороша…
Нина ЗАЛЫСИНА, народный учитель Карелии, победитель конкурса «Учитель года Карелии-2001», средняя школа поселка Надвоицы, Сегежский район:
1. К новой системе оплаты труда я отношусь плохо, потому как она непонятна: почему люди с большей нагрузкой стали получать меньше? Зарплата должна расти, и хорошо, что у молодых учителей она увеличилась. Но никакие заслуги сегодня роли не играют, опыт тоже. Недовольства педагогов не избежать.
2. ЕГЭ я принимала с самого начала. Но в последний раз, когда экзамен сдавал класс, математику которому я преподавала только полтора года, призадумалась. Математика воспитывает логику, но все ли могут ее освоить? Экзамен по математике должны все же сдавать те, кому она понадобится в будущем. Любой экзамен должен выбираться учеником!
3. Чего ждать от Года учителя: прибавки к зарплате, отмены ЕГЭ? Может, из этого года сделают праздник? Что бы ни было, образование должно быть приоритетным, а учитель востребованным и уважаемым в обществе человеком.
«Высокопарные фразы – кощунство»
Василий ЕРЕМЕЕВ, лауреат конкурса «Учитель года Карелии-2000», учитель химии и биологии Заозерской средней школы, Прионежский район, и Петровской средней школы, Петрозаводск:
1. Новая система прибавила только бумаг, которые теперь надо заполнять. Зарплата меньше не стала, но и обещанного повышения нет. Директор сделал так, чтобы меньше, чем в декабре, я не получил.
2. Сейчас наконец-то Фурсенко догадался, что эксперименты типа ЕГЭ – дело добровольное. В этом году трижды все меняли. Сначала обязательно ребенок должен был сдавать пять экзаменов в форме ЕГЭ. В середине учебного года оказалось, что два обязательно, а остальные хочешь – сдавай, хочешь – не сдавай. Затем придумали для поступления в вуз вместо трех экзаменов четыре, причем тот, к которому выпускники этого года не готовы: например, химия на математические специальности. Но по просьбам трудящихся и четвертый экзамен отменили. После всего этого какое у нас будет отношение к ЕГЭ и к Министерству образования?
3. Год учителя – это хорошо. Может, лицом к нам повернутся? Хотя верится с трудом… Высокопарные фразы в сторону нищего учителя, думаю, кощунство.
«Учителя обижены»
Юлия ГРОМОВА, победитель конкурса «Учитель года Карелии-2008», учитель прогимназии «Истоки», Сегежа:
1. Все оценивают ситуацию по-разному. Я работаю в маленьком коллективе. Ситуация такая, что учителя со стажем и опытом обижены, молодые довольны. Их надо поддерживать, приток новых кадров необходим. Но нужно поддержать и тех, кто прошел со школой через все трудности: перестройку, финансовый кризис, профессиональные перегрузки.
2. Мой сын сейчас учится в 11 классе, поэтому я знаю о всех плюсах экзамена. Их немало: ребенок сдает ЕГЭ один раз и может подать документы в разные вузы страны. При этом результат экзамена не влияет на оценку в аттестате, которая выставляется за успехи в текущем году. Наверное, необходимо еще доработать механизм поступления. Но в целом к ЕГЭ я отношусь хорошо.
3. Как бы он не стал праздником 8 Марта, после которого вдруг настают трудовые будни. Кстати, уже не раз замечала, что по первому каналу ТВ в передаче «Пусть говорят» перед важными для педагогов праздниками – Днем учителя, началом учебного года – транслируется сюжет, очерняющий педагогов. От такого отношения к нашей профессии портится настроение.
«У выпускников неравные условия»
Сергей СИЛКИН, лауреат конкурса «Учитель года Карелии-2001», сейчас работает в страховой компании: 1. Общаясь с бывшими коллегами, я, увы, ничего кроме отрицательных эмоций не наблюдаю. Зарплата у всех снизилась. Могу сказать точно, что директора школ, получив «разнарядку», пребывали в глубоком шоке, а некоторые и в предынфарктном состоянии.
2. Отношение к ЕГЭ больше отрицательное. Трудно представить, как по ряду предметов, например литературе, истории, можно ответить «правильно» или «неправильно». Cовременная педагогика ратует за личностно-ориентированный подход. С трудом могу обнаружить его в ЕГЭ. Еще один момент. ЕГЭ ставит в неравные условия выпускников лицея города и средней школы поселка. Не хочу обидеть сельскую школу, встретил там много талантливейших педагогов, но, согласитесь, у выпускника в мегаполисе шансов поступить больше.
3. Отвечу на вопрос о Годе учителя, когда пройдет этот год. За красивым названием должны стоять реальные действия как со стороны общества, так и со стороны учительствующей братии.
«Получаю на две тысячи меньше»
Ольга ГЕРМАНОВА, лауреат конкурса «Учитель года Карелии-2000», председатель Ассоциация учителей года Республики Карелия, преподаватель музыки, завуч по воспитательной работе средней школы № 3, Петрозаводск: 1. К сожалению, миф о повышении заработной платы остался мифом. Ничего радостного, утешительного, обнадеживающего НСОТ не принесла. Больше стали получать учителя, не имеющие высшей категории. Тогда как учителя с высшей категорией в оплате потеряли. Если говорить о себе, то я стала получать на две тысячи рублей меньше. Грустно…
2. ЕГЭ объективно оценивает знания каждого выпускника в отдельности, так как все находятся в равных условиях. Не приходится дважды доказывать свои знания. С другой стороны, мне непонятно, как дети, которые учатся на «2» и «3», сдают ЕГЭ на «4» и «5» и наоборот. Кто кого обманывает?
3. Хочется не просто радоваться красивому названию, но и видеть за ним реальные результаты и кардинальные изменения по отношению к учителям.
ОТ РЕДАКЦИИ. Итог нашего опроса: новую систему оплаты труда учителя не принимают, к ЕГЭ отношение от негативного до позитивного (с преобладанием первого), к Году учителя – осторожное. Это наверняка не понравится власть имущим, но лучше знать истинную картину, чем бить в литавры, рассылать бодрые пресс-релизы и излучать оптимизм на заседаниях. Кого можно этим обмануть? Ни себя, ни начальников, а уж учителей тем более. Наступать на одни и те же грабли – наша российская болезнь…
Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:
Похожее