{hsimage|Фото Джульетты Дгебуадзе||||}На вопрос «Куда впадает Волга?» может ответить далеко не каждый среднестатистический ученик современной школы. На педагогических форумах в Интернете ставится вопрос о том, что модернизация географии в школе губительна. Педагоги твердят об опасности вытеснения общегеографических знаний краеведением, о примитивизации предмета. Учителя единодушны: тех часов, которые выделены на урок географии, недостаточно.
На внеочередном съезде Русского географического общества в ноябре 2009 года говорили о необходимости повышать уровень географического образования школьников. Премьер-министр Владимир Путин предложил возродить в российских школах географические кружки.
– Я был на внеочередном съезде в составе делегации Карелии, – рассказывает доктор географических наук, заведующий кафедрой географии КГПА, Сергей Потахин, – звучало много слов о том, что нужно поднимать географическое образование. Общая география – наука и естественная, и общественная. В ее состав ходят физическая, экономическая, социальная, политическая, историческая география. Этот перечень можно продолжить. Спектр географических вопросов очень широк. Как говорится, от геологии до идеологии. Конечно, одного-двух часов географии в школе недостаточно.
К съезду был выпущен буклет, в котором, в частности, приведены данные тестирования россиян разных возрастов. Выяснилось, что только 9 % россиян способны ответить на «пятерку» на вопросы ЕГЭ по географии. 47 % получили «двойку», ответив правильно меньше, чем на 6 вопросов из 12. Хуже всех знают географию россияне в возрасте 18 – 24 лет.
В 2004 году, когда нынешние 20-летние учились в школе, приказом № 1312 Минобрнауки учебный предмет «География» был сокращен на один час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет и перевода части его содержания в учебный предмет «Обществознание».
Таким образом, уроки географии сократились на один час в 6, 7 и 10 классах. Сегодня в непрофильных 10 – 11 классах география не входит в перечень обязательных на базовом уровне и занимает всего 45 минут в неделю. В 7 – 9 классах еженедельно проводится по два урока, в 6 – один урок. За счет регионального компонента в 5 – 7 классах школы вводят уроки краеведения «Моя Карелия» и «Природа Карелии».
– Основы географии закладываются в шестом классе, – объясняет Любовь Аникина, учитель географии петрозаводской средней школы № 9. – В каждом варианте ЕГЭ есть вопросы, которые рассматриваются только в шестом классе. Например, на тему «Вращение Земли вокруг своей оси» шестиклассникам выделен один час, больше эта тема никогда не поднимается, а в ЕГЭ вопрос есть. Программа шестого класса сокращена в два раза. Если на какую-либо тему раньше выделялось двенадцать часов, теперь только шесть. При этом учебник остался прежний.
Учитель географии Университетского лицея Иринья Яковлева также считает, что географии в школе недостаточно. Хотя видит и «плюсы» в реализации базисного плана 2004 года:
– В десятом классе раньше было 2 часа географии, в 11 вообще не изучалась. В выпускном классе изученный материал забывался. По новому базисному плану география изучается в10 и 11 классах по одному часу. Удобно для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по географии, хотя материал, востребованный в ЕГЭ, рассчитан на дополнительную подготовку самим учащимся.
И сетует:
– Учимся по учебнику, рассчитанному на двухчасовую программу. Учитель должен сам регламентировать объём изучаемого материала.
В прошлом году ЕГЭ по географии сдавали только 155 выпускников школ, реже выбирают для сдачи только немецкий и французский языки. Для сравнения, обществознание выбрал 2431 школьник.
– Количество часов географии в школе нужно не уменьшать, а увеличивать. География стала передовой, востребованной наукой, – считает председатель карельского отделения Русского географического общества, доктор географических наук Николай Филатов.
И объясняет:
– Казалось бы, все великие географические открытия совершены, чем заниматься географии? Но вот распались Югославия, СССР – нужны новые карты, оценка природных ресурсов. Возникли цифровая картография, геодезия, развиваются географические информационные технологии. География становится точной наукой, поскольку создатели карт работают со сложным программным обеспечением, цифровыми картами и космическими изображениями в разных спектральных диапазонах. Все это требует не только знания географии, но и математики и физики. К сожалению, уровень географического образования очень упал. Студенты, с которыми мне приходится работать, очень мало знают, чтобы применять современные технологии ГИС. Как ни странно, испытывают трудности при работе даже с обычной бумажной картой. Они часто не знакомы с системами координат, не могут объяснить что такое сближение меридианов или магнитные полюса. Они современные, продвинутые в ряде вопросов и интересные ребята, но они явно недополучили знаний по географии в школе, а нагнать то, что не успели школе, в университете трудно. Преподавателю вуза не хватает времени, чтобы восполнить эти элементарные знания.
{hsimage|"Эколог" на Валааме||||}В этом году первое место в республиканской олимпиаде по географии завоевал Василий Романико из костомукшской гимназии. Говорят, на него имеют виды петербургские вузы. Одиннадцатиклассник Университетского лицея Григорий Тетерин занял второе место, в первую десятку вошел лицеист Станислав Круглик.
Причину успеха своих учеников, в общем-то, прославленного математического лицея, Иринья Яковлева объясняет так:
– Этим ребятам интересна география, они сами дополнительно занимаются. Иногда даже помогают мне на уроках. В нашем лицее большое внимание уделяется математике, за счет знания математики ученики быстрее усваивают материал по географии.
И соглашается, что география – наука точная:
– Я своим ребятам всегда говорю: география – это математика на карте. Здесь нельзя ошибиться ни на градус, а то вместо Петрозаводска можно оказаться в Пудоже.
Разговор о географии непременно перетекает в разговор не только о математике, но и о химии, физике, биологии, астрономии, экологии.
Научно-образовательный центр при Институте водных проблем Севера появился в 2002 году и поставил задачу активно работать с молодым поколением в области географии. Его руководитель Татьяна Регеранд уверена в необходимости поднимать географическое, геоэкологическое образование:
– Сейчас все вопросы рассматриваются в географическом пространстве, речь повсеместно идет об изменении климата и причинах его изменений в разных регионах Земли.
Научно-исследовательское судно «Эколог» дважды в прошлом году ходило в специальную экспедицию по районам Карелии для того, чтобы преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Уппасалы (Швеция) могли дать местным ученикам и их преподавателям самые современные геоэкологические знания. В составе преподавателей на борту судна – гидробиолог, гидрохимик, ландшафтовед, климатолог. Все они кандидаты и доктора наук. В каждом «порту» корабль стоял один день. Сотни школьников из Пудожского, Сегежского, Питкярантского, Кемского районов получили возможность не только послушать современные лекции, но и беспрепятственно походить по исследовательскому судну. Такие знания никогда не забудутся.
С 2006 года в Научно-образовательном центре проводятся курсы Балтийского университета для школьных учителей и студентов-географов. Каждую среду в Институте водных проблем в Петрозаводске собираются те, кому нужна свежая научная информация. Учителя из поселка Шуя, например, приезжали на каждое занятие на своей машине. Ни одного не пропустили!
– Заинтересованные учителя иногда совершают настоящий подвиг, чтобы получить дополнительную информацию, – говорит Татьяна Регеранд.
Ларису Назарову, научного сотрудника Института водных проблем, учителя географии приглашают поговорить с учениками о климатологии.
– Детей обязательно нужно учить географии. Я в этом убеждаюсь все больше, когда мы с шестиклассниками десять минут ищем Ладожское озеро на карте…
Лариса Евгеньевна тоже была на внеочередном съезде РГО в составе карельской делегации:
– Я слышала все, что говорил премьер министр РФ Владимир Путин и министр, президент РГО, Сергей Шойгу о развитии географии. Хорошая идея снова воссоздать кружки географии. Но кто будет вести географические кружки? Мне кажется, школы пока к этому не готовы.
Системы дополнительного образования в области географии в Карелии нет. В некоторых районах еще существуют школьные лесничества, но с каждым годом их становится все меньше. Как поднимать географическое образование? Николай Филатов считает, что одним из необходимых способов является дистанционное образование школьников, более широкое вовлечение преподавателей и школьников в РГО. Татьяна Регеранд поднимает еще один волнующий вопрос:
– Далеко не все учителя географии и студенты знают английский язык. Поэтому они порой не могут принимать участие в международных семинарах, получать информацию о последних открытиях, обсуждать важные проблемы с коллегами-иностранцами. А таких возможностей немало. В особенности через Интернет. Есть в России свой образовательный портал по географии, но мало кто его знает. Много порталов и за рубежом. Нельзя рассматривать географию только на региональном уровне.
Кстати, в Карельской государственной педагогической академии на естественно-географическом факультете есть такие современные специальности, как "География и английский язык" и "География и информатика".
География – это и философия. На каком еще уроке можно поговорить о судьбе планеты и возможной экологической катастрофе, задуматься о спасении природы, мира, поразмышлять о смысле жизни, наконец. Хочется, чтобы нынешние школьники искренне смеялись над словами недоросля Митрофанушки, о такой науке «еографии» не слыхавшем.
– А пока… – считает Николай Филатов, — смеяться не над чем… Если, как рассказывали на съезде географов, один из водителей правительства РФ не знает разницы между Эквадором и экватором… Недалеко ушли от Митрофанушки….
Анекдот: Приходит Вовочка на урок географии. Учитель просит:
– Вовочка, назови пять африканских животных.
– Две обезьяны и три слона!
– Вовочка, назови пять африканских животных.
– Две обезьяны и три слона!
«Лицей» № 3 2010
Фото Джульетты Дгебуадзе