Школа и вуз

Урок географии: от геологии до идеологии

 {hsimage|Фото Джульетты Дгебуадзе||||}На вопрос «Куда впадает Волга?» может ответить далеко не каждый среднестатистический ученик современной школы. На педагогических форумах в Интернете ставится вопрос о том, что модернизация географии в школе губительна. Педагоги твердят об опасности вытеснения общегеографических знаний краеведением, о примитивизации предмета. Учителя единодушны: тех часов, которые выделены на урок географии, недостаточно.
 На внеочередном съезде Русского географического общества в ноябре 2009 года говорили о необходимости повышать уровень географического образования школьников. Премьер-министр Владимир Путин предложил возродить в российских школах географические кружки.

– Я был на внеочередном съезде в составе делегации Карелии, – рассказывает доктор географических наук, заведующий кафедрой географии КГПА, Сергей Потахин, – звучало много слов о том, что нужно поднимать географическое образование. Общая география – наука и естественная, и общественная. В ее состав ходят физическая, экономическая, социальная, политическая, историческая география. Этот перечень можно продолжить. Спектр географических вопросов очень широк. Как говорится, от геологии до идеологии. Конечно, одного-двух часов географии в школе недостаточно.
 
К съезду был выпущен буклет, в котором, в частности, приведены данные тестирования россиян разных возрастов. Выяснилось, что только 9 % россиян способны ответить на «пятерку» на вопросы ЕГЭ по географии. 47 % получили «двойку», ответив правильно меньше, чем на 6 вопросов из 12. Хуже всех знают географию россияне в возрасте 18 – 24 лет.
 
В 2004 году, когда нынешние 20-летние учились в школе, приказом № 1312 Минобрнауки учебный предмет «География» был сокращен на один час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет и перевода части его содержания в учебный предмет «Обществознание».
 
Таким образом, уроки географии сократились на один час в 6, 7 и 10 классах. Сегодня в непрофильных 10 – 11 классах география не входит в перечень обязательных  на базовом уровне и занимает всего 45 минут в неделю. В 7 – 9 классах еженедельно проводится по два урока, в 6 – один урок. За счет регионального компонента в 5 –  7 классах школы вводят уроки краеведения «Моя Карелия» и «Природа Карелии».
 
– Основы географии закладываются в шестом классе, – объясняет Любовь Аникина, учитель географии петрозаводской средней школы № 9. – В каждом варианте ЕГЭ есть вопросы, которые рассматриваются только в шестом классе. Например, на тему «Вращение Земли вокруг своей оси» шестиклассникам выделен один час, больше эта тема никогда не поднимается, а в ЕГЭ вопрос есть. Программа шестого класса сокращена в два раза. Если на какую-либо тему раньше выделялось двенадцать часов, теперь только шесть. При этом учебник остался прежний.
 
Учитель географии Университетского лицея Иринья Яковлева также считает, что географии в школе недостаточно. Хотя видит и «плюсы» в реализации базисного плана 2004 года:
 
– В десятом классе раньше было 2 часа географии, в 11 вообще не изучалась. В выпускном классе изученный материал забывался. По новому базисному плану география изучается в10 и 11 классах по одному часу.  Удобно для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по географии, хотя материал, востребованный в ЕГЭ, рассчитан на дополнительную подготовку самим учащимся.
 
И сетует:

–  Учимся по учебнику, рассчитанному на двухчасовую программу. Учитель должен сам регламентировать объём изучаемого материала.
 
 В прошлом году ЕГЭ по географии сдавали только 155 выпускников школ, реже выбирают для сдачи только немецкий и французский языки. Для сравнения, обществознание выбрал 2431 школьник.
 
–  Количество часов географии в школе нужно не уменьшать, а увеличивать. География стала передовой, востребованной наукой, – считает председатель карельского отделения Русского географического общества, доктор географических наук Николай Филатов.
 
И объясняет:
 
– Казалось бы, все великие географические открытия совершены, чем заниматься географии? Но вот распались Югославия, СССР – нужны новые карты, оценка природных ресурсов. Возникли цифровая картография, геодезия, развиваются географические информационные технологии. География становится точной наукой, поскольку создатели карт работают со сложным программным обеспечением, цифровыми картами  и космическими изображениями в разных спектральных диапазонах.  Все это требует не только  знания географии, но и математики и физики. К сожалению, уровень географического образования очень упал. Студенты, с которыми мне  приходится работать, очень мало знают, чтобы применять современные  технологии ГИС. Как ни странно,  испытывают трудности при работе даже с обычной  бумажной  картой. Они часто не знакомы с системами координат, не могут объяснить что такое  сближение  меридианов или магнитные полюса. Они современные, продвинутые в ряде  вопросов и интересные ребята, но они явно недополучили знаний по географии в школе, а нагнать то, что не успели  школе, в университете трудно. Преподавателю вуза не хватает времени, чтобы восполнить эти элементарные  знания.
 
{hsimage|"Эколог" на Валааме||||}В этом году первое место в республиканской олимпиаде по географии завоевал Василий Романико из костомукшской гимназии. Говорят, на него имеют виды петербургские вузы. Одиннадцатиклассник Университетского лицея  Григорий Тетерин занял второе место, в первую десятку вошел лицеист Станислав Круглик.
 
Причину успеха своих учеников, в общем-то, прославленного математического лицея, Иринья Яковлева объясняет так:
 
–  Этим ребятам интересна география, они сами дополнительно занимаются. Иногда даже помогают мне на уроках. В нашем лицее большое внимание уделяется математике, за счет знания математики ученики быстрее усваивают материал по географии.
 
И соглашается, что география – наука точная:
 
– Я своим ребятам всегда говорю: география – это математика на карте. Здесь нельзя ошибиться ни на градус, а то вместо Петрозаводска можно оказаться в Пудоже.
 
Разговор о географии непременно перетекает в разговор не только о математике, но и о химии, физике, биологии, астрономии, экологии.
 
Научно-образовательный центр при Институте водных проблем Севера появился в 2002 году и поставил задачу активно работать с молодым поколением в области географии. Его руководитель Татьяна Регеранд уверена в необходимости поднимать географическое, геоэкологическое  образование: 
 
–  Сейчас все вопросы рассматриваются в географическом пространстве, речь повсеместно идет об изменении климата и причинах его изменений в разных регионах Земли.
 
  Научно-исследовательское судно «Эколог» дважды в  прошлом году  ходило в специальную экспедицию по районам Карелии для того, чтобы преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Уппасалы (Швеция) могли  дать местным ученикам и их преподавателям самые современные  геоэкологические знания. В составе преподавателей на борту судна – гидробиолог, гидрохимик, ландшафтовед, климатолог. Все они кандидаты и доктора наук. В каждом «порту» корабль стоял один день. Сотни школьников из Пудожского, Сегежского, Питкярантского, Кемского районов получили возможность не только послушать современные  лекции, но и беспрепятственно походить по исследовательскому судну. Такие знания никогда не забудутся.  
 
С 2006 года в Научно-образовательном центре проводятся курсы Балтийского университета для школьных учителей и студентов-географов.  Каждую среду в Институте водных проблем в Петрозаводске собираются те, кому нужна свежая научная информация. Учителя из поселка Шуя, например,  приезжали на каждое занятие на своей машине. Ни одного не пропустили!
 
– Заинтересованные учителя иногда совершают настоящий подвиг, чтобы получить дополнительную информацию, – говорит Татьяна Регеранд.
 
Ларису Назарову, научного сотрудника Института водных проблем, учителя географии приглашают поговорить с учениками о климатологии.
 
– Детей обязательно нужно учить географии. Я в этом убеждаюсь все больше, когда мы с шестиклассниками десять минут ищем Ладожское озеро на карте…
 
Лариса Евгеньевна тоже была на внеочередном съезде РГО в составе карельской делегации:
 
–  Я слышала все, что говорил премьер министр РФ Владимир Путин и министр, президент РГО, Сергей  Шойгу о развитии географии. Хорошая  идея  снова воссоздать кружки географии. Но кто будет вести географические кружки? Мне кажется, школы пока к этому не готовы.  
 
Системы дополнительного образования в области географии в Карелии нет. В некоторых районах еще существуют школьные лесничества, но с каждым годом их становится все меньше. Как поднимать географическое образование? Николай Филатов считает, что одним из необходимых способов является дистанционное образование школьников, более широкое  вовлечение преподавателей  и школьников в РГО. Татьяна Регеранд поднимает еще один волнующий вопрос:
 
– Далеко не все учителя географии и студенты знают английский язык. Поэтому они порой не могут принимать участие в международных семинарах, получать информацию о последних открытиях, обсуждать важные проблемы с коллегами-иностранцами. А таких возможностей немало. В особенности  через Интернет. Есть в России свой образовательный  портал по географии, но мало кто его знает. Много порталов  и за рубежом. Нельзя рассматривать географию только на  региональном  уровне.
 
Кстати, в Карельской государственной педагогической академии на естественно-географическом факультете есть такие современные специальности, как  "География и английский язык" и "География и информатика".
 
География – это и философия. На каком еще уроке можно поговорить о судьбе планеты и возможной экологической катастрофе, задуматься о спасении природы, мира, поразмышлять о смысле жизни, наконец. Хочется, чтобы нынешние школьники искренне смеялись над словами недоросля Митрофанушки, о такой науке  «еографии» не слыхавшем.  
 
  –  А пока… –  считает Николай Филатов, — смеяться не над чем… Если, как рассказывали  на съезде географов, один из водителей правительства РФ не знает разницы  между  Эквадором  и экватором… Недалеко ушли от Митрофанушки….

Анекдот: Приходит Вовочка на урок географии. Учитель просит:
–  Вовочка, назови пять африканских животных.
–  Две обезьяны и три слона!
 
«Лицей» № 3 2010
Фото Джульетты Дгебуадзе