Школа и вуз

Все средства хороши

{hsimage|Большинство депутатов Петросовета одобрили присоединение||||}Депутаты Петросовета на внеочередной сессии 30 марта одобрили решение администрации Петрозаводска о присоединении 45-й петрозаводской школы к лицею № 1, не услышав протеста родителей, не приняв в расчет их аргументы. Тем самым они уничтожили уникальную социально ориентированную школу. Для продавливания решения был использован старый как мир прием — сталкивание лбами двух сторон, на сей раз родителей 45-й школы и родителей детей, которые ждут места в детский сад. 
На сессию пришли молодые мамочки, одна с совсем маленьким ребенком, который довольно громко давал о себе знать. Однако председатель Петросовета Олег Фокин замечаний не делал, выйти из зала не предлагал. При этом 45-й школе, которая хотела прийти на сессию со своими старшеклассниками, в этом было отказано. 

 
Когда приступили к вопросу об объединении школ (он был четвертым в повестке), слово дали и заранее записавшимся мамочкам, и бабушке двоих внуков Светлане Михайловне Калачевой. Она держала короткую, но страстную речь:
— Городу не хватает детских объединений! Родители 45-й школы держат вас, депутатов и администрацию, в узде, их интересы — это интересы маленькой группы! 
К сессии еще вернемся, но перед этим надо рассказать, какие мартовские события ей предшествовали. Первоначально совет родителей 45-й школы добился того, что на очередной сессии 11 марта Петросовет не стал рассматривать вопрос об объединении. Депутаты запросили у управления образования дополнительные документы, в том числе проект реструктуризации образовательной сети города. Трудно поверить, но реструктуризация в Петрозаводске началась без соответствующего документа! 
Родительский совет 45-й школы в течение двух недель встречался с комиссиями Петросовета, убеждая депутатов в том, что решение об объединении непродуманное, рассказывая о преимуществах своей школы, открыто и аргументированно полемизируя с начальником управления образования Ириной Мирошник. То, что вопрос был отложен, воспринималось как их пусть маленькая, но победа. Но вскоре стало ясно, что то был тактический прием, тем более что на пресс-конференции 17 марта Ирина Мирошник в очередной раз подтвердила намерение управления образования объединить школу № 45 и лицей № 1. 
Мы писали уже (см. публикации в каждом номере «Лицее» начиная с декабря 2009 года), что родители и выпускники 45-й школы настаивают на восстановлении в должности директора Светланы Артемьевой. Она подала иск в Петрозаводский городской суд о признании незаконным своего увольнения. Свидетели на суде, завершившемся 10 марта, приводили доказательства того, что увольнение директора посреди учебного года нарушило права детей, учителей и родителей на психологически комфортные условия работы и обучения. Адвокат Артемьевой доказывала, что увольнение по ст. 278 Трудового кодекса без мотивировки невозможно в случае, когда затронут публичный интерес, что увольнение в середине учебного года со стороны администрации города – это не что иное, как злоупотребление правом. Однако суд оставил иск Светланы Артемьевой без удовлетворения. 
На суде я была поражена тем, как адвокат комитета образования преподнесла комментарий министра образования Карелии Александра Селянина, который он дал мне по этому конфликту (см. № 1 «Лицея» за этот год). Все замечания, которые высказал министр, в том числе и в адрес директора лицея № 1, были интерпретированы адвокатом как замечания директору 45-й! В уничтожении 45-й школы все средства хороши?
На следующий после суда день в школе прошло очередное родительское собрание, полностью поддержавшее намерение Светланы Артемьевой продолжить отстаивать свое право на восстановление в Верховном суде Карелии. 
Отложив решение вопроса по 45-й школе, депутаты Петросовета на самом деле хотели не изучить получше ситуацию, а усыпить бдительность родителей, сообщив им, что теперь вопрос будет рассматриваться в конце апреля. И вдруг 23 марта из неофициальных источников становится известно, что вопрос по школе поставят на внеочередной сессии 30 марта. Причем когда я попросила секретариат Петросовета сообщить мне повестку сессии, вопрос по школе в ней не значился. Однако родителям, напрямую обратившимся к председателю Петросовета Олегу Фокину, он подтвердил эту информацию.  
  На сессии 30 марта было видно, что депутаты Петросовета ни во что не хотят вникать, что тема для них закрыта. Они дали слово представителям как администрации — Ларисе Подсадник, Ирине Мирошник, так и 45-й школы. Однако аргументы последних падали в пустоту. Представители власти один за другим делали акцент на том, что городу не хватает детских садов и получалось, будто этому препятствует лишь 45-я школа.  
Лариса Подсадник: — Очередь в детские сады Петрозаводска около 7000, на Древлянке — 1209. 
Она сообщила, что начальная школа лицея № 1, которая занимает здание бывшего детского сада № 105, освободит его и перейдет в здание 45-й школы. Заместитель главы самоуправления, сама бывший директор школы, поставила в прямую связь «количество обучающихся» и «экономическую эффективность» школы! Рядом с такими понятиями теперь уже неприлично поминать педагогику сотрудничества, Ушинского, Сухомлинского, Щетинина, Амонашвили… Сейчас говорят на другом языке, кризис в умах…
Родители 45-й школы, конечно же, вовсе не против того, чтобы здания отдавались под детские сады, как это настойчиво пытались представить на сессии. Анна Ануфриева, секретарь совета родителей этой школы, в своем выступлении предложила разместить в четырех свободных кабинетах школы детей из лицея: четыре кабинета — это четыре класса! Уже не в первый раз 45-я школа предлагает разные варианты решения проблемы с высвобождением здания под садик. В совете родителей собрались люди разумные, с высшим образованием, в том числе и с педагогическим. Они-то как раз готовы идти на компромисс, искать варианты решения в отличие от чиновников и депутатов.
Анна Ануфриева поставила под сомнение аргументы сторонников реструктуризации:
— Наша школа не самая малочисленная, 16-17-я в городе по наполняемости. Комиссия по экспертной оценке ни разу не приехала и не посмотрела, как заполняется здание школы. Что касается низкого качества обучения. Все наши выпускники преодолели минимальный порог, сильные позиции у школы по русскому языку, литературе, химии и истории, где мы входим в число лучших в городе. Что касается убыточности, то определен период до 2012 года для перехода на нормативно-подушевое финансирование, мы к нему готовы. Контингент в школе будет расти, сейчас уже есть заявления больше чем на два первых класса. В школе хороший коэффициент соотношения учитель/ученик — 13,3. Наше анкетирование показало, что 350 семей  против слияния с лицеем, мы собрали за два часа более тысячи подписей горожан за сохранение нашей школы. Вам предлагают принять непопулярное решение, не спешите, мы готовы к сотрудничеству с вами, надо разбираться в деталях.
Это разумное предложение не было услышано. Последними выступили сторонники слияния школы и лицея — начальник отдела Минобразования РК Александр Михайлов и председатель комиссии Петросовета Марина Гуменникова. После этого вопрос о присоединении 45-й школы к лицею № 1 был поставлен на голосование. 36 депутатов из 44 его одобрили.
В отличие от Петрозаводска в Кондопоге, столкнувшись с протестом родителей, отказались от идеи объединить лицей и школу № 8, хотя поначалу там приводили те же аргументы, что и петрозаводские чиновники.
Совет родителей 45-й школы с решением депутатов Петросовета мириться не собирается и продолжит отстаивать свою школу всеми законными методами.
 
Хроника защиты 45-й школы представлена на школьном сайте http://school-45.ru 
 
"Лицей" № 4 2010 
  • прародитель раф

    Спасибо «Лицею» за четкое и последовательное информирование читателей о ситуации в связи с поглощением 45-й школы лицеем №1.
    Грустно, что так цинично и подло пытаются разделаться со школой, два десятилетия дающей добротное общее среднее образование.
    Ничего, кроме презрения не вызывает нынешний депутатский корпус города, точнее узурпировавшее власть единороссовское большинство, в котором тонет любое разумное и дельное.
    Противно осознавать, что не понятно какую позицию занимают в этой ситуации глава республики, министр образования и иже с ними. Создается ощущение, что чиновникам самых разных уровней глубоко наплевать на мнение горожан, в данном случае тех, кто отстаивает «суверенитет» 45-й. Если таким макаром, ломанием через колено, проводится у нас модернизация образования, то о каком движении вперед, о какой демократизации общества можно говорить?!
    Ужо, придут очередные выборы — этих, ныне продавивших поглощение, сосчитаем….

  • Петрозаводчанин

    Таких депутатов надо отзывать! Позор!

  • Родитель и педагог

    Петрозаводск не оценил школу, которая сейчас как раз в цене. Вот информация Газеты.ру:
    «Родители будущих учеников российских школ стали намного чаще интересоваться психологическими и моральными аспектами будущего места обучения их детей, сообщила во вторник, 30 марта, на мультимедийной пресс-конференции доктор биологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

    «В последние годы родители, которые обращаются к нам, просят… «человеческую школу», – рассказала Безруких. По ее словам, в последние пять лет взрослые ищут для своих детей «школу, где к ребенку будут относится лояльно, где будут считаться с индивидуальными возрастными особенностями ребенка». Безруких добавила, что «до этого доминировал вариант школы, в которой все дети поступают после окончания в вуз и, конечно, близость к дому, особенно в начальной школе».