всё чаще доводят ученики учителей. Кто виноват в школьных конфликтах?
{hsimage|Фото Ирины Ларионовой||||}… Дело было вечером. Два подростка громко матерились в стенах родной школы. Обычно парням все сходило с рук, уговоры прекратить их только подзадоривали. Но на сей раз замечание сделал не учитель, а мужчина, которой привел своего маленького сына на занятие в танцевальную секцию. В том, что происходило дальше, кто кого спровоцировал, сейчас разбираются в милиции, точно известно лишь то, что мужчина ударил одного из подростков. Тот обратился в милицию, а мужчина в свою очередь в суд с иском о защите чести и достоинства.
Агрессивность подростков — проблема не сегодняшнего дня. Как на нее реагировать? Всегда ли адекватна реакция взрослых на поведение детей? А что делать учителям, арсенал воздействия которых ограничивается словесным внушением?
Решение за директором
Александр МОРОЗОВ, начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РК, подчеркивает: первый, кто должен принимать решение по конфликтным ситуациям, — директор школы.
– Если в школе произошел серьезный инцидент, учитель должен поставить в известность руководителя образовательного учреждения. Если речь идет о правонарушении – вызывается милиция, если нарушен устав школы – разбирательством занимается тот орган, который уполномочен на это уставом. В любом случае решение о дальнейших действиях принимает руководитель образовательного учреждения.
Детей бить нельзя — это бесспорная истина. И ни один учитель в той школе, в которой произошел описанный в начале инцидент, не позволил себе применить силу. А вот посторонний человек сдержаться не смог. Остается догадываться, какой колоссальный стресс испытывают школьные учителя, ежедневно общаясь с десятками неуравновешенных подростков. Срываются уроки, социальные педагоги не справляются, родители и директора часто предпочитают оставаться в стороне, мол, пусть дети и учителя разбираюся друг с другом сами.
Однако согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона «Об образовании» родители обучающихся обязаны выполнять устав образовательного учреждения, в котором прописана их ответственность. Родители несут ее за воспитание и обучение своих детей, в частности, они должны обеспечивать ликвидацию академической задолженности.
Далеко не все способны справиться с собственными трудными детьми. Многие родители махнули рукой, переложив ответственность на школу. Конфликты чаще всего из стен школы не выходят, учителя терпят, а ученики делают свои выводы, чувствуя безнаказанность.
Милицию в школу?
Среди обязанностей учащихся, которые прописаны в уставах школ, значатся следующие: бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников. Но любой учитель назовет ученика 9 «А», 10 «Б» или 11 «В» класса, для которого устав не писан. Что же делать, если в школе случился конфликт, в котором замешан подросток?
На наши вопросы ответила Диана ЕВСТИГНЕЕВА, начальник отдела организационного обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и их прав администрации Петрозаводского городского округа.
— Если ученик нецензурно выражается, слоняется по школе после окончания занятий, приставая к другим, как поступать педагогу?
— Если подростку исполнилось 16 лет, то это административное правонарушение, можно вызвать милицию. Составляется протокол, он рассматривается комиссией, и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях назначается наказание. Если ученик не достиг возраста административной ответственности, то принимаются меры общественного воздействия. Образовательное учреждение может обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних с описанием факта нарушения. Мы вызываем родителей, рассматриваем материал и принимаем решение.
— А если нет 16 лет, милицию можно вызвать?
— Милицию можно вызывать в любом случае., возраст значения не имеет, особенно если существует угроза безопасности других детей. В милиции есть подразделение, которое занимается несовершеннолетними.
— В уставе школы могут быть прописаны различные меры наказания: замечание, выговор… А какое самое жесткое наказание — исключение?
— Статья 19 Закона «Об образовании» гласит, что за неоднократно совершенные грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение обучающегося, достигшего возраста 15 лет.
— Ученик, не достигший возраста 15 лет, не может быть исключен ни при каких обстоятельствах?
— Ни при каких, даже за неоднократные грубые нарушения устава.
Что же получается? Если старшекласснику нет 16 лет, если его родители, директор школы занимают стороннюю позицию, то учитель остается один на один с проблемным учеником. И только правонарушения могут повлечь его изоляцию – помещение по решению суда в закрытое учебное заведение.
Защитить детей от них самих
— Как вы относитесь к тому, что более чем в 100 странах мира в школах предусмотрено телесное наказание?
Надежду ПАВЛОВУ, председателя правления общественной организации «Карельский союз защиты детей», возмутил этот вопрос:
— Что такое телесное наказание? Это как минимум унижение человека. Читайте статью 21 Конституции РФ: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Чего можно добиться от ребенка побоями? Временного послушания? Возможно. А что потом? Я думаю, что майора Евсюкова тоже в детстве нещадно били. Дети нуждаются в нашей помощи, понимании и защите, в том числеи от самих себя.
Надежда Павлова считает, что в школах должны работать советы содействия реализации прав учащихся.
— Это команда специалистов разного профиля, которая выявляет причины девиантного поведения и вырабатывает мероприятия по работе с ними, — объясняет Надежда Павлова. — Этот эксперимент проходил в республике при участии Министерства образования РК и районных органов управления образования в 2007 — 2008 годах. Среди школ Петрозаводска, где успешно работал наш проект — школа № 10 и лицей № 13. Эксперимент был признан удачным и подлежащим распространению на все школы республики.
Действуют ли сегодня в школах советы содействия? Галина ГРИГОРЬЕВА, уполномоченный по правам ребенка в РК, отвечает, что в Карелии и так обеспечивается необходимый уровень правовой пропаганды защиты прав среди детского сообщества. Создан институт уполномоченных по правам ребенка в образовательных учреждениях — около 100 человек.
Опрос на сайте нашей газеты и в Vkontakte дал такие результаты: 29% считают, что в школьных конфликтах чаще всего виноваты родители, 25,5% виноватым считают ученика, 25,5 % затруднились ответить, 20 % винят учителей.
Что думают ученики?
В социальной сети Vkontakte российские ученики создали группу для тех, кто любит доводить учителей до белого каления и провели свой опрос «Из-за чего на вас чаще всего учителя катят бочку?». Лидирует вариант «Разговариваю с 5 — 10 соседями одновременно» (35,5 %.). 23,7 % ответили: «Выставляю учителя лохом перед всеми». Среди ответов также «Хожу по классу», «Играю в телефон и слушаю музыку», «Пишу записки». Очевидно, что среди ответивших, подростки из более или менее благополучных семей, по крайней мере у каждого из них есть доступ в Интернет. В группе уже 1550 участников…
Что думают учителя?
Елена Алексеевна, работает учителем 19 лет: — Раньше родители больше интересовались поведением своих чад в школе, дети с большим уважением относились к учителям и другим взрослым. Сегодня я вижу со стороны некоторых учеников нашего лицея такую агрессию! Иногда кажется, что ученик вот-вот на тебя руку поднимет. Давно бы уволилась, но слишком много лет в школе, куда теперь пойдешь? Работаю в ожидании пенсии.
Анна Петровна, учитель русского языка и литературы: — Я работаю в школе только 5 лет и пока со всеми подростками нахожу общий язык. Мне кажется, я умею быть строгой, часто приходится повышать голос. Правда, недавно кто-то из старшеклассников украл мой новый мобильный телефон… Неуправляемых сразу отвожу к директору, другого наказания не знаю.
Анна Петровна, учитель русского языка и литературы: — Я работаю в школе только 5 лет и пока со всеми подростками нахожу общий язык. Мне кажется, я умею быть строгой, часто приходится повышать голос. Правда, недавно кто-то из старшеклассников украл мой новый мобильный телефон… Неуправляемых сразу отвожу к директору, другого наказания не знаю.
Тему школьных конфликтов мы продолжим в следующих номерах «Лицея».
«Лицей» № 4 2010