Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы: — Неуправляемые подростки у нас в лицее есть. Как правило, они учатся в общеобразовательном классе, потому работать в таком классе, говоря современным языком, полная жесть. Директор решать возникающие проблемы не хочет, но она, в принципе, бессильна. Соцпедагог старается. Но что мы можем сделать, если после нашего телефонного звонка родители забирают пьяного подростка из школы, а потом кричат, что подадут в суд за клевету. Мол, доченька пьяной не была. Мысль по этому поводу возникает одна: «Дай Бог, чтоб мой таким же не вырос».
Как вести себя учителю, чтобы не сорваться? За комментарием к реальным конфликтным ситуациям в школе мы обратились к Надежде МИНАКОВОЙ, ведущему психологу, руководителю Центра психологической и социальной помощи КГПА по вопросам здоровья и профилактики социально опасных болезней. Она сразу заметила:
Ситуация 1. Урок закончился, но ученик (лет 14 — 15) отказывается покидать класс. В течение сорока минут медленно собирается (укладывает учебники, ищет по всему классу упавшую ручку). Собравшись, начинает задавать разные вопросы по предмету, о своих оценках, школе… Учитель торопится, но не может уйти раньше ученика.
Н. Минакова: — Налицо момент демонстративности не в лучшем ее проявлении. Мотивы могут быть разные: от потребности добиться внимания учителя к своей персоне и незнания, неумения сделать это другим способом (успехами в учебе, например) до банального спора со сверстниками. Что делать педагогу в такой ситуации? Не поощрять данное поведение. Демонстративность требует зрителя и слушателя.
Ситуация 2. Два ученика (14 лет) в школе постоянно громко ругаются матом, «случайно» задевают малышей в столовой, дерзят учителям.
Н. Минакова: — В любой паре учеников можно вычислить ведущего и ведомого, выявить мотивы зачинщика и воздействовать на его поведение. Это может быть честная беседа один на один или интересное задание, которое потребовало бы кардинально другого поведения относительно тех же малышей. Например, организация детского праздника, проведение урока в младшем классе на тему «Важно быть командой»…