Школа и вуз

Полная жесть!

{hsimage|Рис. Марины Лапшовой||||}В прошлом номере «Лицея» в публикации «До белого каления» шла речь о проблеме взаимоотношений учителя и ученика. Что греха таить, неуправляемые подростки есть в любой школе. Правда, не все конфликты выходят за ее стены, на линии огня остается учитель.

Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы: — Неуправляемые подростки у нас в лицее есть. Как правило, они учатся в общеобразовательном классе, потому работать в таком классе, говоря современным языком, полная жесть. Директор решать возникающие проблемы не хочет, но она, в принципе, бессильна. Соцпедагог старается. Но что мы можем сделать, если после нашего телефонного звонка родители забирают пьяного подростка из школы, а потом кричат, что подадут в суд за клевету. Мол, доченька пьяной не была. Мысль по этому поводу возникает одна: «Дай Бог, чтоб мой таким же не вырос».
 
Сергей Викторович, директор училища в районе: — У нас есть ученики, которые портят имущество, матерятся. Они в открытую говорят: „А что вы нам можете сделать? Мы свои права знаем!“ Есть один 14-летний, которого однажды из школы забрала милиция. Он в отделении все стекла перебил и пригрозил: „Тронете меня пальцем – в суд обращусь“. Милиция привезла его обратно в школу. Стараемся двоек ему не ставить, лишь бы на второй год не остался.

Как вести себя учителю, чтобы не сорваться? За комментарием к реальным конфликтным ситуациям в школе мы обратились к Надежде МИНАКОВОЙ, ведущему психологу, руководителю Центра психологической и социальной помощи КГПА по вопросам здоровья и профилактики социально опасных болезней. Она сразу заметила:

Возможно, поведение подростка — отклик на давний конфликт с педагогом, родителями. Взрослый, который пытается заставить, наказать, уличить, отругать, быстро теряет авторитет в глазах ребенка, а успех благоприятного прохождения подросткового периода зависит и от взрослого окружения. Подростки доверяют и ценят взрослых, которые относятся к ним с позиции старшего друга, а не родителя или наставника. Они уважают, когда спрашивают их мнение и позволяют его высказать без приказов, директив и нарушения личных границ.

Ситуация 1. Урок закончился, но ученик (лет 14 — 15) отказывается покидать класс. В течение сорока минут медленно собирается (укладывает учебники, ищет по всему классу упавшую ручку). Собравшись, начинает задавать разные вопросы по предмету, о своих оценках, школе… Учитель торопится, но не может уйти раньше ученика.

Н. Минакова: — Налицо момент демонстративности не в лучшем ее проявлении. Мотивы могут быть разные: от потребности добиться внимания учителя к своей персоне и незнания, неумения сделать это другим способом (успехами в учебе, например) до банального спора со сверстниками. Что делать педагогу в такой ситуации? Не поощрять данное поведение. Демонстративность требует зрителя и слушателя.

 
Любой отклик — раздражение, нервозность, слово – это желаемый эффект, принятие педагогом правил игры. Если цель учителя пресечь данное поведение, избежать негативных эмоций, то важно осознать тот факт, что поведение ученика начинает раздражать. Педагог должен настроить себя на спокойный лад. Учителю нужно покинуть кабинет (если нет подозрений, что именно этого добивается ученик) или вести себя пассивно, так, чтобы ученику стало неинтересно продолжать. Пассивно – значит, не наблюдать за действиями ученика, не комментировать, не поддерживать беседу, не угрожать, не оправдываться, не уговаривать покинуть класс. Ведь если контакта с учеником нет, то каждое эмоционально сказанное слово – повод для продолжения психологической атаки.
 
Уместнее молча собираться самому, делать вид, что изучаете документ, что-то дописываете. Можно однотонно произносить одну и ту же нейтральную фразу, например, «Мы поговорим об этом потом».

Ситуация 2. Два ученика (14 лет) в школе постоянно громко ругаются матом, «случайно» задевают малышей в столовой, дерзят учителям.

Н. Минакова: — В любой паре учеников можно вычислить ведущего и ведомого, выявить мотивы зачинщика и воздействовать на его поведение. Это может быть честная беседа один на один или интересное задание, которое потребовало бы кардинально другого поведения относительно тех же малышей. Например, организация детского праздника, проведение урока в младшем классе на тему «Важно быть командой»…

 
Если возможно – объединиться в решении проблемы с родителями, выработать единую стратегию, но не против ученика. Если негативное поведение и приводы в милицию продолжаются, то проблема должна решаться юридически.
Подоплекой нежелательного поведения подростка могут служить действия учителя. Для российской школы характерно клеймение детей. Один проступок может создать репутацию. Педагогу важно осознать, что методы, которыми он пользовался ранее, сегодня могут быть недейственны.
Не стоит поощрять нежелаемое поведение, но нужно уметь похвалить, когда что-то подростку удалось. Важно реагировать на поведение, а не на личность в целом! Учителяю стоит поддержать инициативу подростка, дать ему шанс себя проявить. Если он требует внимания — назначьте его главным в каком-либо деле, делегируйте ответственность, поддержите успехи и не осмеивайте за недостатки.
 
На недавно прошедшем в Петрозаводске конкурсе «Учитель года -2010» в номинации «Специалист» выступали лучшие социальные педагоги города. Они делились опытом, давали мастер-классы, в хорошем смысле хвастались своими методиками. Учителям, привыкшим самим решать проблемы с подростками, необходимо передавать ответственность соцпедагогам, при необходимости настаивая на этом.
Если в школе такого специалиста нет, обращайтесь в Центр психолого-медико-педагогического сопровождения: 185001, г. Петрозаводск, ул. Сегежская, 2, тел. 52-00-88.
 
«Лицей» № 5 2010