Школа и вуз

Новаторы сельской школы

В Пушнинской средней общеобразовательной школе Беломорского района провели методический семинар  «Не классно-урочная система организации образовательного процесса в сельской малочисленной школе».  
 
Участниками семинара были представители КГПА, ИПКРО, 12 образовательных учреждений из Кемского, Кондопожского, Лоухского, Олонецкого, Прионежского, Пряжинского муниципальных районов республики и Петрозаводска.
Пушнинская школа, возглавляемая директором Татьяной Ивановной Танцевой, третий год живет и работает в режиме эксперимента. Школа имеет статус опытно-экспериментальная площадки лаборатории теории и практики развития сельской школы Карелии ФНО КГПА и Института повышения квалификации. Научный руководитель эксперимента – Елена Сергеевна Казько, кандидат педагогических наук, доцент, член лаборатории КГПА. 
Немногим более чем два года назад при поддержке отдела образования Беломорского района (начальник отдела М.Я.Гордин) педагогический коллектив школы приступил к серьезной и многотрудной работе по адаптации красноярского опыта обучения в разновозрастных детских группах (идеи А.Г. Ривина, В.К.Дьяченко, В.Б. Лебединцева), по внедрению технологии коллективного способа обучения. Сегодня педагоги имеют собственные уникальные находки и достижения.
Как преподавать, как воспитывать в сельской малочисленной школе? Как использовать сильные и нивелировать слабые стороны ее малочисленности? Часть ответов на эти вопросы уже найдена участниками эксперимента, и школа готова поделиться найденными ответами на них с другими образовательными учреждениями республики, оказавшимся в подобной ситуации.
Два дня семинара:
 — это практическое погружение в новые формы организации образовательного процесса – «ленты», которые показали педагоги и дети дошкольного, начального и среднего звеньев школы;

— это участие в событии школы – Празднике Республики Карелия, которое кроме успешной иллюстрации патриотического воспитания стало еще и демонстрацией новой организации жизнедеятельности школы – работы разновозрастных отрядов (к школе нет понятия «класс»);

— это горячие дискуссии на круглых столах и в кулуарах семинара, где обсуждались проблемы достижения качества образования в условиях малочисленности и малокомплектности, организации коллективных форм обучения, педагогической кооперации и многие другие;

— это создание деловых по смыслу и неформальных по духу отношений между профессионалами, созидающими нашу новую школу.
Экспериментом заинтересовались известные ученые Российской академии образования: М.П. Гурьянова – д.п.наук, проф. Института социальной педагогики и Н.Б. Крылова – к.филос. наук, ведущий специалист Института управления образованием. Исследователи предложили помощь в публикации материалов во всероссийских изданиях.
Участники первого межмуниципального семинара высказали немало предложений, главное из которых, наверное, необходимость организации и проведения цикла обучающих семинаров пушнинского опыта для руководителей и учителей малочисленных школ.
Об авторе. Зинаида Борисовна Ефлова – кандидат педагогических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией теории и практики развития сельской школы Карелии КГПА.