В поселке Ладва впервые на Северо-Западе за парты сели дети с глубокой умственной отсталостью. Иначе их еще называют аутсайдерами — "отстающими".
– Обучением детей с тяжелыми формами заболевания мы начали заниматься год
назад, – рассказывает заместитель директора Ладвинской общеобразовательной школы № 4 по коррекционным классам Людмила Червенчук. – Конечно, воспитатели дома-интерната и прежде с ними занимались. Но при этом одновременно выполняли свои прямые
обязанности по уходу за детьми. Лицензию на образовательную деятельность в коррекционных классах дома-интерната наша школа получила только год назад, когда образовательные услуги муниципальных учреждений стали финансироваться за счет субвенций республики. До этого муниципалитет не имел средств на обучение детей-инвалидов, так как финансовые потоки были разделены между ведомствами.
Школа и детский дом-интернат заключили договор: учителя проводят уроки с воспитанниками детского дома, а детский дом-интернат предоставляет базу – классные помещения, мебель, оборудование, обеспечил учащихся необходимыми учебными принадлежностями. В штат для работы в коррекционных классах школы дополнительно были набраны 11 учителей. Причем часть из них перешли сюда из дома-интерната, в том числе Людмила Червенчук, ее опытные коллеги Галина Кузнецова, Валентина Мамонская и Валентина Христова, а также молодой специалист Наталья Петрова. Это очень важно, подчеркивают здесь, ведь работа с тяжелобольными детьми имеет свои особенности, постигать которые педагогам приходится годами.
Министерство образования и по делам молодежи республики организовало для ладвинских учителей курсы повышения квалификации. Всем составом педагоги коррекционных классов прошли обучение в институте повышения квалификации. Чтобы не травмировать больных детей резкими переменами, при распределении их на классы учитываются режим и специфика дома-интерната. В основном ребята обучаются в тех же группах, в
которых годами привыкли жить в детском доме, но для детей с более сохранным интеллектом функционирует и один смешанный класс с разным возрастом учеников. Уроки длятся всего 20 минут, по четыре каждый день, – важно, чтобы особые ученики не переутомлялись.
Кроме учителя, в классе присутствует и воспитатель, его задача – помогать учителю. В прошлом учебном году школа насчитывала 12 коррекционных классов, в этом их открыто уже 20.
Каждый из 127 детей учится по специально для него индивидуальной программе. В отличие от обычной школы, учение здесь предметное и беспредметное. Те, у кого позволяют здоровье и интеллект, учатся письму, чтению, развитию речи, элементарному арифметическому счету, рисованию и музыке, а еще и предметно-практической деятельности.
Для детей со сложным дефектом, слабыми возможностями здоровья и уровнем интеллекта предусмотрено беспредметное обучение, которое предполагает знакомство с окружающим миром, развитие речи, хозяйственно-бытовой труд, выработку навыков самообслуживания и общения.
У педагогов свои методики. Чаще всего в работе с тяжелыми детьми они используют пальчиковую или артикуляционную гимнастику, развивают сенсорику, с тем, чтобы больной ребенок понимал происходящее вокруг, различал форму и цвета, реагировал на смену времен года за окном. С такими учениками, которые не могут передвигаться даже с помощью коляски, учителя занимаются не в учебном классе, а прямо у его постели.
При работе с такими детьми, подчеркивают учителя, кроме любви к ним очень важно иметь терпение. Результата обучения ожидать можно очень долго, годами. Зато сколько радости, если ребенку удается сделать пусть небольшой, но шажок вперед, когда он начинает реагировать на учителя, отвечать на уроках!
Первый опыт подарил надежду. Ладвинские учителя вместе с коллективом дома-интерната отважились идти дальше, постепенно ингегрировать детей с тяжелыми формами заболеваний в среду здоровых детей. В прошлом году группа воспитанников детского дома приняла участие в школьных спортивных соревнованиях (своего спортзала в
доме-интернате нет), праздничном мероприятии, посвященном Дню учителя, в этом – в общешкольной линейке, посвященной Дню Знаний.
Предполагается, что в ближайшее время, один раз в четверть, «особые» ученики будут выезжать за три с половиной километра в Ладвинскую школу и на уроки музыки.А не так давно там прошел праздник «Школа равных возможностей», в котором впервые вместе участвовали ученикия общеобразовательной школы и дети с ограниченными возможностями из коррекционных классов.
– В этом у нас есть свой расчет, – подытожила директор школы Любовь Кондратьева, – благодаря такому сближению ученики общеобразовательной школы постепенно привыкают к мысли, что ребята из детского дома – такие же, как и они. И для того, чтобы они ориентировались в социуме, их нельзя изолировать от людей.