Школа и вуз

Легко ли быть директором?

Главной персоной в системе школьной жизни был и остается директор. Директоров сельских школ в нашей республике не так уж много – менее полутора сотен — и год от года становится все меньше.

На селе эта фигура архизначима не только в школе, но и в поселении, и в районе, и даже в республике. Директор сельской школы чаще всего бывший учитель, заслуживший особое уважение «снизу» – от коллег и односельчан, которые одобрили его кандидатуру, и «сверху» – от начальства, которое назначило его на должность. Редко директоров в сельскую школу «выписывают» специально. Не по средствам это муниципалитету, да и охотников ехать в село на такую работу немного найдется.

 

Даже если директор не местный уроженец, в селе он считается своим, так как признан коллегами-учителями. Это нелегкая ноша: сельский директор работает под строгим контролем местного сообщества, которое не спустит ему любой промах: устройство на работу родственника, поспешные награды или незаслуженные поблажки и льготы… Зато если личность руководителя нравственно безупречна, то становится он советчиком не только в вопросах образования, прислушиваются к его (ее) отцовскому (материнскому) совету и стар и мал.

Практически все руководители сельских школ участвуют в работе местного самоуправления, в решении важнейших вопросов жизни местных сообществ. Многие из них идут во власть, становятся главами поселений. Это не потому, что у них избыток времени, сил или очень крепкое здоровье, а потому, что мыслят директора по-государственному. Их волнует в первую очередь судьба российского села. Будет жить село – будет жить и развиваться школа.

Современные директора вынуждены брать на себя обязанности, которые многократно увеличивают объем их работы. Что такое быть руководителем школы – детского сада? Это значит быть и директором, и заведующим в одном лице. И проблема здесь не в количестве детей, а в количестве инструкций, обязанностей и положений, которые порой входят в противоречие друг с другом. Менеджер – это такое название для всякой работы, которую должен организовать директор: образовательной, экономической, охранной, социальной, хозяйственной… При ограниченности ресурсов он в одном лице учитель, социальный работник, экономист, бухгалтер, охранник, пожарный…

От того, насколько ярка и богата личность директора, зависит, быть школе динамичной и прогрессивной или плестись в хвосте конъюнктурных веяний. Сколько интересных сельских школ нашей республики «зеркалят» личности своих директоров и имеют свое лицо! Танцует директор – и традиционны балы в Куйтежской школе; уважает сельскохозяйственный труд – и вопреки всему живет Коткозерская ученическая производственная бригада; озабочен судьбой леса и экологией Карелии – и работает Гирвасское школьное лесничество, любит песню – и поет Эссойльская школа… Примерами такого лидерского влияния богата наша республика.

К счастью, меньше примеров других – когда директор уныл и безынициативен, тогда процветают в коллективе склоки и раздоры между администрацией и учителями, учителями и учениками, учителями и родителями.

 «Лицей» № 11 2010