В Тамбовской области прошел II Всероссийский съезд «Сельская школа в России»: качество, доступность, профессионализм». Среди его решений — создание Ассоциации агрошкол России. Есть ли такие школы в Карелии?
Съезд, организатором которого выступила Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание», собрал почти 500 делегатов из 76 регионов России. В форуме приняли участие Ольга Голодец, заместитель председателя правительства РФ, Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ, руководители региона и другие представители законодательной и исполнительной власти и общества.
В делегацию от Республики Карелия вошли: В.Е. Белякова, учитель английского языка основной школы д. Рауталахти Питкярантского района, З.Б. Ефлова, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПутрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ РК, Т.Ю. Пичкобий, директор Березовской начальной школы Кондопожского района и Л.П. Ряппиева, методист по карельскому языку Карельского института развития образования.
В основном докладе Дмитрия Ливанова прозвучал анализ различных аспектов состояния и развития образования в сельской местности. Есть заметные и значительные успехи в реализации приоритетного направления государственной политики – поддержке сельской школы, но остаются известные и возникают новые проблемы. Главная из них прежняя – достижение современного качества образования и обеспечение его доступности для каждого сельского ребенка.
Доклады пленарных заседаний, обсуждения на секциях, на круглых столах и в диалог-клубах определили ориентиры продвижения сельской школы, которая сегодня представляет более 50% образовательных организаций отечественной системы образования. Отметим некоторые из них:
— усиление социокультурной миссии сельской школы на основе интеграции ресурсов учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной сферы, общественности сельских поселений;
— организация трудового воспитания сельских детей, эпицентрами которого необходимо стать предмету «технология», профилизации старшей ступени школы, внеурочной деятельности, ориентированным на успешную жизнь и профессиональную деятельность в сельской местности, на развитие агропромышленного комплекса страны;
— иная профессиональная подготовка и дополнительное профессиональное образование сельских педагогов, которые априори должны быть учителями-многопредметниками, но в современных условиях еще и специалистами-полифункционалами, готовыми к социально-педагогической, просветительской, управленческой и многим другим видам деятельности в образовании и в сельском социуме.
В выступлениях на съезде поднимались вопросы духовности, нравственности, здоровья, социального благополучия сельских детей и педагогов, специфики образования в условиях малокомплектной школы, подготовки педагогических кадров для сельской школы и села, предложения по которым вошли в резолюцию съезда. Съезд принял решение о создании Ассоциации агрошкол России.
В отношении последнего у нас в Карелии большая проблема: сегодня на территории РК нет ни одной сельской школы, которая основательно занималась бы агрообразованием или подготовкой к сельскохозяйственному труду, к агропромышленной деятельности и даже к фермерству. Единичны у нас примеры ученических производственных бригад, лагерей труда и отдыха, природоохранной деятельности сельских школьников.
Особенность данного форума – проведение его основных мероприятий на базе школ в пяти селах области. Таким образом делегаты смогли не только узнать, но и непосредственно увидеть, как в одном из аграрных регионов России реализуются масштабные программы модернизации содержания образования и инфраструктуры сельской школы: все увиденные школы были построены в последние пять лет, все они являются социокультурными комплексами поселений; во всех из них осуществляется предпрофильная и профильная подготовка сельских школьников по разным направлениям, но приоритет у агробизнес-профиля и программ, ориентированных на ценности сельского образа жизни.
Делегаты съезда от Республики Карелия более подробно познакомят педагогическую общественность с итогами его работы на Республиканском Дне сельской школы в феврале 2015 года, который организует Ассоциация сельской малочисленной малокомплектной школы Республики Карелия.
Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ РК
На снимке: Л.П Ряппиева, З.Б. Ефлова в Татановской школе Тамбовской области