Для старшеклассников Сеть – неотъемлемая часть жизни
Интернет – взрослая «игрушка», хотя и дети от 12 до 18 лет активны в виртуальном пространстве. В петрозаводском лицее № 40 недавно провели исследование «Интернет в жизни старшеклассника». О результатах рассказывает директор лицея Светлана Викторовна САВИЦКАЯ.
– Как возникла идея подобного исследования?
– Наш лицей работает вместе со школами № 7, 12, 32 и 36. Это сообщество называется полисистемным образовательным округом «Сотрудничество». Ежегодно на зимних каникулах мы проводим общий педагогический совет. В этот раз он получил название «Современный ученик». Понятно, что обсудить все сразу невозможно. Поэтому из нескольких узких тем была выбрана одна – влияние Интернета на личность. Возможно, на выбор повлиял и национальный образовательный проект, в рамках которого всем школам на два года подключили бесплатный Интернет.
У учителей возникают вопросы: обязана ли школа ограничивать влияние на детей этого совсем уж открытого информационного пространства, должны ли мы контролировать, на какие сайты заходят дети и зачем. Но мы не захотели, чтобы какие бы то ни было ограничения были просто директивой, спущенной сверху. Ведь важно знать, чего хотят сами дети.
В преддверии педсовета Олег Чеславович Реут, член экспертного совета Центра интернет-политики МГИМО(У) МИД РФ, с небольшой группой помощников провел анонимное анкетирование среди десятиклассников и одиннадцатиклассников нашего лицея. Всего было опрошено 180 человек из 217 списочного состава. И представил полученные результаты на педсовете.
Выяснилось, что для старшеклассников Интернет – неотъемлемая часть жизни. На первый вопрос анкеты «Пользуетесь ли вы услугами Интернета?» положительно ответили 96% десятиклассников и 100% одиннадцатиклассников. Причем, уникально высоким оказался процент школьников, которые получают доступ к интернет-ресурсам именно через школу. Если по России в целом это всего 3%, то в лицее – 59% десятиклассников и 68% одиннадцатиклассников.
Для меня этот результат не стал неожиданным. Это нормально. Мы считаем, что так и должно быть. Если государство предоставило нам бесплатный Интернет, надо использовать эту возможность по максимуму. Ведь в октябре эта программа уже перестанет действовать.
– Что больше всего удивило учителей?
– Мы много говорили о социальных сетях, таких как vkontakte.ru или odnoklassniki.ru. Интересно, что Интернет как банальный источник информации уже в прошлом. Он все больше превращается в то пространство, где человек формирует знания, например через блоги, или то место, где поддерживаются социальные связи. Хотя большинство старшеклассников используют Интернет для развлечений: скачивания музыки, просмотра фильмов и поиска информации. А блоги и общение интересуют их намного меньше.
Вообще, семнадцати- и восемнадцатилетние ребята еще социально неактивны. Они, скорее всего, придут и в vkontakte.ru, и на odnoklassniki.ru., но после окончания школы. А пока они даже против того, чтобы общаться в Интернете под своими именами.
– Вы сказали, что учителя должны как-то ограничивать влияние Интернета на школьников. Как это возможно?
– Интернет сегодня – реальность Мы живем в демократической стране и должны уважать свободу личности в разных ее проявлениях. Человек, считаю, должен прежде всего сам определить рамки своего поведения. Но мы все равно обязаны каким-то образом влиять на некоторые процессы, в частности, на культуру общения в Интернете и культуру вообще. Должны хотя бы частично отслеживать информацию, которую получают школьники. Во многих вещах ребята впереди нас, хотя, наверное, есть и активные в виртуальном пространстве учителя.
Прежде всего мы должны просто понимать, что происходит там, и принимать позицию старшеклассников. Мы не контролируем действия детей, когда они дома, это невозможно. Мы можем только рекомендовать. В школе выход на сайты, которые не несут нравственную культуру, закрыт.
– Один из вопросов звучал так: «Считаете ли вы целесообразным создание интернет-ресурса, в котором могли бы обмениваться информацией и общаться учащиеся, учителя и родители?» Старшеклассники ответили положительно. Что дальше?
– Мы понимали, что исследование не даст сразу ответы на все вопросы, но по результатам стало понятно: школьникам нужен лицейский сайт. При этом старшеклассников не интересует общение. Им нужны образовательные ресурсы и взаимодействие с учителями для обучения.
Сайт у школы есть, а в этом году мы начали участвовать в проекте фирмы Microsoft. На платформе MLG сделан портал лицея. Для начала там зарегистрирован только 11 «Б», информационно-технологический класс. Ученики общаются через портал с учителями, своим классным руководителем, проводят опросы, выполняют задания по некоторым предметам.
Учительница информатики, которая руководит этим процессом в школе, организовала сообщество родителей 3 «А» класса. Важные вопросы, вынесенные из родительского собрания, обсуждаются именно на этом портале.
Мы сейчас избрали второй состав управляющего совета лицея и договорились с ним, что часть вопросов будем обсуждать в виртуальном пространстве. Так намного удобнее, потому что всем вместе часто не собраться, а вопросы, как правило, решаются срочные.
Впоследствии планируется сделать этот портал открытым для всех учеников, учителей и выпускников лицея № 40. Достаточно будет просто зарегистрироваться.
– Один из выводов исследования – снижение роли традиционных институтов. Это ощутимо?
– Пока я бы так не сказала. Скорее всего, эти процессы будут нарастать и, возможно, очень быстро, хоть сейчас это и не очень чувствуется. Например, ответы одиннадцатиклассников и десятиклассников отличаются, последние гораздо активнее.
– Какой была реакция учителей на это исследование?
– Всем было очень интересно, для многих значимо. Есть, конечно, часть коллектива, которая относится к развитию Интернета скептически. Но активных противников нет. Так что проникновение Интернет в образовательное пространство школы будет расширяться.
Из результатов опроса
Пользуются услугами Интернета дома 75% десятиклассников, 86% одиннадцатиклассников, в школе 59% и 68%. Пользуются с помощью мобильного телефона – 17% и 15%, в интернет-кафе, компьютерных клубах – 14% и 9 %.
Нужен Интернет для развлечения, скачивания музыки и фильмов 78% и 83%, для поиска информации 75% и 86%, для ведения блога 8% и 5%.
Считают целесообразным создание интернет-ресурса, в котором могли бы обмениваться информацией и общаться учащиеся, учителя и родители, 62% и 58%.
Какая информация должна располагаться на школьном интернет-ресурсе? Образовательная информация – 64% и 70%, объявления – 57% и 56%, ссылки на полезные интернет-ресурсы – по 51%, личная информация – 23% и 6%.
Считают, что школьный интернет-ресурс должен работать в виде форума 48% и 63%, в виде школьного сайта 51% и 43%, в виде блога 14% и 2%.
"Лицей" № 4 2008