Школа и вуз

Чаще оставаться наедине со своими мыслями

{hsimage|Артем Караваев ||||}

Артем Караваев, преподаватель матфака ПетрГУ, — человек разносторонний. Преподает, готовится к защите диссертации, увлекается спортом. А еще занимается вопросами построения разумного общества, которое умело бы контролировать и исправлять собственные ошибки, порождаемые неразумностью его отдельных элементов.

Преподавателем Артем Караваев  стал в 2009 году.  Но еще в школе учителя просили его помочь принять экзамены по информатике у одноклассников, в университете иногда вел лекции, заменяя преподавателей.

— Почему ваш выбор пал именно на царицу наук — математику?

Еще до первого класса родители заставляли меня решать задачи. Мне не нравилось. В школе я легко справлялся с математическими заданиями. Этот предмет давался легче всех. А к концу школы любимым предметом стала литература. Наверное, потому, что математика виделась слишком простой и однообразной.

Но колебаний в выборе факультета не было. Сдавал вступительные экзамены в последний год, перед тем как ввели ЕГЭ. В отличие от друзей, подававших документы на множество факультетов, отнес подлинники своих документов сразу на математический факультет ПетрГУ, не делая копии, отрезав себе тем самым все пути к отступлению. В тот год был относительно большой конкурс — 8 человек на место. Вероятно, этот факт тоже повлиял: всегда приятно выйти из борьбы победителем.

— Какие воспоминания остались  о первой лекции в качестве преподавателя?

Первую запомнившуюся лекцию в университете провёл, когда учился на третьем курсе. Это был спецкурс для тех, кто занимается спортивным программированием. Я тогда рассказывал про алгоритм быстрого преобразования Фурье. Помимо студентов в аудитории сидели некоторые преподаватели. Читал я лекцию полностью «из головы» (не любил, когда лектор смотрит в подсказки), все формулы, необходимые определения и теоремы знал наизусть, как и требуется в спортивном программировании. Ощущение от чтения лекции было хорошее, я продемонстрировал сам себе, что умею качественно вести разговор на заданную тему. В конце оказалось, что лекция всем понравилась. Мой путь в преподаватели, как мне кажется, начался именно с этого момента.

— Как вы оцениваете знания студентов? Вы уже ставили «неуд»?

Да и очень много. Считаю, что зазубривание ни к чему хорошему не приводит. Считаю также, что образование должно быть методологическим, а не цитатно-догматическим, как сейчас. Студент должен научиться отвечать на вопросы самостоятельно. Преподаватель может лишь пытаться объяснить, почему происходит так или иначе, а студент должен вникнуть в суть явления, понять его. То есть овладеть методологией познания.

Из-за этих требований некоторые студенты считают меня чересчур строгим, а кто-то, напротив, с радостью подходит на улице. Мнения студентов обо мне достаточно резко отличаются. Независимо от отношения я считаю, что работать со студентами нужно со всей строгостью.

— Отличаются ли нынешние студенты от тех, с которыми вы учились на первом курсе?

Отличаются в значительной степени. Об этом мне постоянно говорят другие преподаватели, которые помнят мой первый курс и видят нынешний. И отличие это, к сожалению, не в пользу современных первокурсников. Но нельзя винить в этом только студентов: огромное значение играет система представлений об окружающем мире и система ценностей современных людей. Взаимоотношения между людьми только ухудшаются, а потребительская система ценностей внушает студентам, что образование — лишь процесс получения оценок, диплома и дверей к хорошей работе. Коль скоро студенты впитывают любую информацию очень быстро, по их отношению к жизни и к образованию легко сделать оценку о представлениях их родителей и ближайшего окружения.

— Вы верите в студенческие приметы? Призывать халяву в 12 часов ночи, садиться на зачетку?

Я вообще не верю в приметы, в рамках которых предлагается чисто формально повторить некую последовательность действий для достижения желаемого результата. У любого ритуала, будь то молитва, зарядка по утрам или укладывание конспектов под подушку есть глубокий внутренний смысл, помимо чисто внешних проявлений. Если человек этот смысл понимает, ритуал работает правильно. Если студент просто повторяет внешние движения, присущие ритуалу, он не работает. Хотя случайно и может сдать экзамен на отлично.

В некоторых древних племенах считалось, что перед охотой на оленя нужно нарисовать на скале контур оленя и кидать в него копьями. Польза от этого в том, что можно натренировать свою меткость, однако сами древние охотники не видели этой пользы, они считали, что этот магический ритуал способствует хорошей охоте сам по себе. Покидал копье — будет охота, не покидал — не будет. Студенты недалеко ушли от представлений древних охотников. Таким студентам могу подарить отличную примету: если в течение семестра исправно учиться, а перед экзаменом минимум месяц изучать материал по конспектам и учебникам, то халява обязательно придёт.

— Есть ли у вас еще свои фишки, которые делают занятия интереснее?

— Специальных фишек нет. Если нужно пошутить, то это нужно делать экспромтом в зависимости от ситуации. Как-то студент списывал что-то на контрольной работе. Я заметил и сказал ему: «Ты неправильно списываешь, смотри, как нужно», — и начал объяснять, какие он совершил ошибки, из-за которых я быстро заметил жульничество. Все посмеялись и поняли, что из чисто формальных критериев (списал / не списал, сделал задание / не сделал) я не делаю выводов о людях. Больше на этой контрольной никто не списывал или очень хорошо усвоил мои рекомендации, что просто прекрасно!

На лекциях время от времени стараюсь делать лирические отступления от темы, начинаю рассказывать какую-нибудь историю, которая может оказаться поучительной для студентов. В такие моменты в аудитории почему-то наблюдается полная тишина.

 Можете вы дать советы молодым людям?

Во-первых, исключить из употребления любые дозы алкоголя, табака и прочих наркотиков. Это оружие пятого приоритета, нацеленное на уничтожение нашего генофонда. Многие не верят и не видят, но эти наркотики также отрицательно сказываются на способностях к мышлению. Во-вторых, нужно чаще оставаться наедине со своими мыслями. Больше времени проводить, анализируя окружающий мир, стараясь ответь на возникающие в процессе познания вопросы. Это поможет научиться выявлять глубокие закономерности в происходящих вокруг событиях.

— Чем вы увлекаетесь?

Мне многое интересно. Еще в детстве я понял, что только математика не может дать полноценного представления  об окружающем мире.

{hsimage|Экипаж Артема Караваева на Кижской регате ||||} Наиболее серьезное увлечение, которое скорее следует приравнять к смыслу жизни, -социология. Занимаюсь вопросами построения разумного общества, которое умело бы контролировать и исправлять собственные ошибки, порождаемые неразумностью его отдельных элементов. Ситуация в нашем обществе далека от той, которую можно было бы назвать разумной. Основная причина в неправильной системе ценностей и нежелании большинства людей задумываться над своими поступками.

Помимо этого занимаюсь лёгкой атлетикой, имею первый разряд в беге на 800 и 1000 м, играю на классической гитаре. Наукой занимаюсь, если это можно назвать увлечением. Наверное, все-таки можно.

— Знаю, что вы занимаетесь катанием на кижанках, участвовали в соревнованиях…

Я восьмикратный чемпион по спортивной гребле на традиционных заонежских лодках — кижанках с двумя парами вёсел. На острове Кижи уже лет 12 лет проходят соревнования по спортивной гребле на таких лодках. Длина дистанции там порядка 3 км. Жители острова с древних времен используют лодки как главный вид транспорта: рыбачат, сплавляются за грибами, добираются к друг другу в гости. Почти каждый год участвую в соревнованиях, и мой экипаж всегда был первым в своей номинации. Последние три года вторым членом экипажа был Борис Москин, мой друг по острову с детства.

— Как вы относитесь к социальным сетям?

Равнодушно. Считаю их полезными только для широкоформатного распространения информации. Как известно, любая передача информации — это управление. Не воспринимаю сети как способ развлечения. Сам нигде не зарегистрирован.

— Какие у вас планы?

Сначала я должен защитить кандидатскую диссертацию, ориентировочно в конце марта 2012 года. Затем начну потихоньку создавать научную школу по своей тематике, мне уже даже предложили открыть свой научный журнал. Начну несколько семинаров по наиболее важным темам. Далее продолжу заниматься наукой и защищу докторскую диссертацию.