Школа и вуз

Дар коллекционера

{hsimage|Фолке Ниеминен. Портрет Ирины Островской. 1974 ||||}

Сенсацией вечера воспоминаний на выставке «Фолке Ниеминен и круг его друзей» стало сообщение Эдуарда Патлаенко.

Композитор передал в дар  Музею изобразительных искусств Карелии четыре произведения кисти Ниеминена из своей коллекции.

 

Начало 2012 года в Музее изобразительных искусств Карелии оказалось насыщенным событиями. Одно из самых запоминающихся — выставка «Фолке Ниеминен и круг его друзей». Она продемонстрировала, что зрители соскучились по настоящей, хорошей профессиональной живописи.

Еще в 1960 — 1070-е годы Фолке Ниеминен зарекомендовал себя как художник-портретист высочайшего класса. Сегодня его работы по праву считаются классикой не только карельского, но и отечественного искусства. Главной темой 50-летнего творческого пути художника был человек. И в создании каждого портрета, будь то простой рабочий или известная личность, он вкладывал много душевных сил. Поэтому его произведения отличаются не только высоким художественным уровнем исполнения, но и глубиной образного решения.

Давно замечено, что творчество по-настоящему талантливого художника автопортретно. Это подтверждают и работы Фолке Ниеминена. Художника привлекали прежде всего люди, близкие ему по духу. И создавая их портреты, он вносил в них частичку самого себя, наполняя образы своими мыслями, отношением к жизни, ко времени.

{hsimage|Фолке Ниеминен. Женский портрет. 1964 ||||}

В свою очередь сам Фолке Ниеминен, художник-интеллектуал, человек широчайшей эрудиции и кругозора, любивший не только живопись, но и музыку, книги, притягивал к себе таких же ярких, ищущих, творческих людей. У него было много друзей не только среди художников, но и музыкантов, композиторов, врачей, ученых. Многие из них стали героями его портретов — художники Владимир Иваненко и Ярослав Крестовский, искусствовед Серафима Полякова, известная арфистка Ариадна Тугай, композиторы Петр Козинский и Эдуард Патлаенко, врач Ирина Островская, ученый и журналистка — Лео и Ирма Кайпиайнены.

Сегодня их портретам 40-50 лет, а их героям,  друзьям Ниеминена,  и того больше. Но вечер воспоминаний, который прошел во время выставки, показал, что у нас  много тех, кто знал и помнит до сих пор художника, влюблен в его творчество, с особой теплотой они рассказывали о яркой, незаурядной личности мастера. А еще в эти дни в самом большом и торжественном зале музея звучала музыка, которую так любил Фолке, она придавала мероприятию особую изысканность. Исполнялись  произведения Леонида Вишкарева и Эдуарда Патлаенко, больших друзей Ниеминена.

Эдуард Патлаенко и Фолке Ниеминен познакомились в Петрозаводске, куда приехали молодыми специалистами: Ниеминен в 1957 году после окончания Высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, а Патлаенко в 1963-м — после Ленинградской консерватории. Оба, конечно же, оказывали влияние друг на друга: музыка постоянно сопровождала творчество Фолке Эйновича, об этом свидетельствуют не только портреты музыкантов, композиторов — в том числе два великолепных портрета Патлаенко, принадлежащих Музею изобразительных искусств, но и натюрморты «Ночная музыка», «Натюрморт со скрипкой» и другие.

В свою очередь не без влияния Ниеминена Эдуард Николаевич увлекся живописью, стал собирать коллекцию картин. Профессор  консерватории, заслуженный деятель искусств России и Карелии Эдуард  Патлаенко в свое время был известен в Петрозаводске и как увлеченный коллекционер.

{hsimage|Э. Патлаенко и коллеги-музыканты у его портрета на выставке «Фолке Ниеминен и круг его друзей» ||||}

Настоящей сенсацией вечера воспоминаний стало сообщение Эдуарда Николаевича о том, что он передает в дар  Музею изобразительных искусств четыре произведения кисти Фолке Ниеминена из своей коллекции. Два женских портрета из них являются полотнами высокого музейного уровня, а небольшой этюд «Черное море»  и эскиз «Охота Лемминкяйнена на лося Хийси» знакомят с особенностями раннего творчества художника.

Особого внимания заслуживает «Портрет врача Ирины Островской»  (1974 год), жены Э. Патлаенко. Перед нами молодая красивая женщина с изысканными, аристократическими чертами лица. Художник делает акцент на ее умном проницательном взгляде, на внутреннем одухотворенном состоянии модели. Каждая деталь, и даже фон картины, необходимы  автору для раскрытия более глубокого содержания образа.

Как выяснилось, Ирина Островская — прапраправнучка графа Якова Ивановича Ростовцева  (1803 — 1860), российского государственного деятеля, стоявшего во главе военного образования в России, а также одного из руководителей подготовки крестьянской реформы 1861 года по отмене крепостного права. Таким образом, портрет представляет интерес не только с художественной, но и исторической точки зрения.

В последние годы музеи России практически не  имеют средств на комплектование своих коллекций. Поэтому столь щедрый дар Эдуарда Патлаенко и его супруги Музею изобразительных искусств — это большое событие в его деятельности. Все переданные работы существенно пополнят монографическую коллекцию картин Фолке Ниеминена в собрании нашего музея.

Об авторе публикации: Людмила Соловьева  — искусствовед, хранитель коллекции отечественного искусства Музея изобразительных искусств Карелии.

Фото Ирины Ларионовой