Образование, Школа и вуз

Уно Сигнеус – выдающийся финский педагог

Уно Сигнеус

Идеи Уно Сигнеуса оказали значительное влияние и на русскую педагогику, в частности, на разработку методики трудового обучения.

 

Недавно в Национальном музее Республики Карелия открылась замечательная выставка, рассказывающая об истории города Сортавала. Немалое место на выставке отведено известным людям, связанным с историей города. Хотелось бы напомнить о замечательном педагоге Уно Сигнеусе, много сделавшем для развития образования в Финляндии, чья жизнь и деятельность связаны с Сортавалой. В этом году исполнилось 205 лет со дня его рождения.

Ряд деятелей образования  XIX века внесли свой вклад в создание народной школы с трудовым обучением. В числе прочих имён следует упомянуть и финского педагога Уно Сигнеуса (1810 — 1888), чья деятельность ряд лет протекала на территории Карельского Приладожья.

Уно Сигнеус окончил университет города Або (Турку). В 1836 году получил степень магистра. С 1837 года – пастор Финской лютеранской церкви. 1839-1845 годы – годы миссионерского служения Сигнеуса на острове Ситка в Русской Америке. После возвращения в Россию служил священником в церкви святой Марии в Санкт-Петербурге и одновременно руководил приходской школой при храме.

Заинтересовавшись проблематикой начального обучения, обратился к сочинениям Песталоцци, Фребеля, Дистервега. В октябре 1857 года направил финляндскому сенату критический отзыв на подготовленные церковными капитулами планы создания в Финляндии народных школ, предполагавшие контроль над школьным делом со стороны шведскоязычной бюрократии. В собственном проекте  Сигнеус предлагал ввести для финских детей обучение на родном языке, равное для мальчиков и девочек общее образование, включавшее «практически полезные предметы», а также самоуправление школ, их подведомственность только органам  местной администрации.

По поручению сената он разработал основные направления реформы школьного дела в Великом княжестве Финляндском. В апреле 1858 года было опубликовано Высочайшее объявление «Об устройстве народного образования в Великом княжестве Финляндском», где были учтены многие положения, выдвинутые У. Сигнеусом.

В 1858-1859 годах Сигнеус посетил ряд скандинавских и западноевропейских стран для ознакомления с организацией школьного обучения. Впоследствии многие финские учителя проходили стажировку в Западной Европе. В частности,  К.Д Ушинский упоминает о том, что семинаристы учительской семинарии, которой руководил  У. Сигнеус, проходили обучение в Веттингене у известного швейцарского педагога Г. Кеттигера. Учительская семинария в Веттингене существенное место в воспитании будущих педагогов отводила ручному труду. Семинарии был выделен значительный участок земли и семинаристы принимали самое активное участие в земледельческих работах, обеспечивая учебное заведение необходимыми продуктами.

В 1861 — 1881 годах У. Сигнеус служил в должности инспектора народных школ Великого княжества Финляндского. Идеи Сигнеуса легли в основу первого школьного закона страны. «Постановление об устройстве народного образования в Великом княжестве Финляндском» было принято 11 мая 1866 года. В соответствии с этим документом школа в Финляндии была отделена от церкви, создавались сельские (два года обучения)  и городские (четыре года) школы с преемственными курсами, в обучении значительное место уделялось самостоятельным занятиям и как обязательные рассматривались уроки ручного труда.

Характеризуя реформу народного образования в Финляндии, Э.Г. Карху пишет: «Идея четырёхклассной народной школы как новой ступени образования состояла в том, что главным было уже не полумеханическое заучивание катехизиса, а пробуждение у ребёнка способности мыслить, гражданское его воспитание, подготовка к жизни в обществе. На народную школу возлагались одновременно социальные и национально-культурные задачи». В 1863 — 1869 годах Сигнеус возглавлял первую финляндскую учительскую семинарию.

Созданная при его участии  система народных школ действовала свыше 50 лет и сохраняла свою самобытность, несмотря на попытки вмешиваться в школьное дело со стороны царской администрации.

Уно Сигнеус был одним из главных разработчиков системы «слойда» — системы ручного труда. В начале 1860-х ему представилась возможность применить эту систему на практике. По счастливому стечению обстоятельств в середине 1850-х общественный деятель Герман Халлобланд из Сортавалы, в распоряжение которого перешло значительное наследство карельского купца-миллионера Ситонена, предлагает Сигнеусу капитал в 50 тысяч рублей и землю, приносящую 400 рублей годового дохода для организации близ Сортавалы  в местечке Кюммеля школы по проекту Сигнеуса.

В 1864 году школа была открыта. Она размещалась в прекрасном здании, где имелись гимнастический класс и мастерские, при школе был создан интернат и открыты детские ясли и детский сад. Учителя ездили в Германию и Швейцарию для знакомства с методикой преподавания. В процессе обучения, по мнению Сигнеуса, значительное внимание следовало уделять самостоятельным занятиям, как обязательные рассматривались уроки ручного труда. Уно Сигнеус считал важным для школы обучение основам культурного земледелия и лесоводства.

В основе педагогической методики, применяемой Сигнеусом, лежал деятельностный подход. По его мнению, важно было не только дать теоретические знания, но и на практике ознакомить учащихся с основными приёмами ручного труда. Соединение теоретических знаний с практикой – одно из главных положений системы Сигнеуса. Школа в Кюммеля стала экспериментальной площадкой для применения самых современных методов трудового обучения. К сожалению, в 1880 году, несмотря на протесты Сигнеуса, школа  была закрыта и преобразована в учительскую семинарию.

Велико значение Уно Сигнеуса для финляндского образования. Последовательный реформатор финляндской школы, один из главных организаторов образования в Великом княжестве Финляндском — того образования, которое способствовало осознанию финским народом своей национальной самоидентичности. Созданная при активном участии У. Сигнеуса школьная система  в Финляндии учитывала потребности экономического развития и не ставила препятствий для получения образования представителями различных слоев общества.

Безусловно, идеи Уно Сигнеуса о трудовом обучении, его методика, с таким успехом реализованные в Кюммельской школе, оказали существенное влияние и на русскую педагогику и, в частности, на разработку методики трудового обучения. В  то же время Сигнеус  способствовал финнизации образования в Северном Приладожье, считая, что на территории всего Великого княжества Финляндского школа должна быть финской, хотя значительную часть населения этого региона составляли православные карелы, которые должны были в соответствии с установками У. Сигнеуса обучаться на финском языке педагогами-лютеранами.

В период жизни и педагогической деятельности Уно Сигнеуса происходил рост национального самосознания финского народа, закладывались основы будущей независимой Финляндии. В этих процессах ведущая роль отводилась школе, образованию, которое и должно было воспитать будущих граждан независимого государства.

 

 

 

  • Nikolai Vladimirovth Tishsenk

    Большое спасибо, Василий Григорьевич. Вот вам и «тюрьма народов» — Российская Империя… Сколько же ещё Россия сделала добрых дел в Просвещении для «угнетённых и колонизированных» народов! Хотя и есть мнение — а зачем вообще давать простым, «быдлу», образование? Ведь может получится Зощенковская «Аристократка», «время хама» и пр. Современные «реформы» в нынешнем образовании от ВШи (ВШЭ) как раз выражение ПРАКТИЧЕСКОЕ сего мнения.