Главное, Образование, Школа и вуз

Первоклассный ажиотаж

первый классВ Петрозаводске запись детей в первый класс вновь превратилась в нервотрепку для родителей

Сегодня в четырех школах Петрозаводска началась запись в первый класс. Школы № 3, 33, 39 и 19 принимают заявления родителей, которые планируют учить детей в микрорайонах Ключевая и Птицефабрика.

— Запись у нас уже закончилась (время разговора 12-44 — Ред.). Работали с восьми утра, — рассказывает Елена Михеева, директор школы №3 Петрозаводска. — В актовом зале сидели родители с номерками, которые они сами распределили накануне, во время дежурства у школы. Мы планировали три первых класса. В итоге решили, что откроем пять, поскольку заявления сегодня подали 125 человек. Уже принято решение, что в новом учебном году третьи классы, в которых нет углубленного изучения иностранного языка, будут учиться во вторую смену. Льготников в этом году мы набрали целый класс — 25 человек. Они-то и буду зачислены в первую очередь. Хотелось бы, чтобы к следующему приему в первые классы восстановили электронную очередь. Конечно, Ключевой необходима еще одна школа. Сегодняшняя запись в первый класс — подтверждение тому.

Однако главный ажиотаж впереди- 30 января начнется запись в первые классы во все остальные школы города, престижные в том числе.

 

совещание1

Проблемы зачисления в первый класс обсуждали 27 января в Законодательном собрании Карелии. О ситуации с набором в первые классы рассказала заместитель главы города по социальным вопросам Римма Ермоленко, которая констатировала, что в этом году родителям вновь придется записывать детей в петрозаводские школы в режиме живой очереди:

— К сожалению, 21 января стало понятно, что система не справится с нагрузкой. К тому же в этом году у нас на 350 первоклассников больше, чем в прошлом. Допускаем, что к августу у нас еще увеличится число впервые поступающих в школу за счет детей мигрантов и тех дошкольников, которые по каким-то причинам переехали в Петрозаводск или не ходили в детсады. Поэтому уже сейчас мы приняли решение об открытии 14 дополнительных первых классов, а 10 школ города в связи с этим (сейчас таких школ в Петрозаводске шесть. — Ред.) будут работать во вторую смену.

 

Свое отношение к проблеме высказала Ирина Петеляева, заместитель председателя парламента, в прошлом директор школы №46 на Древлянке:

— Думаю, за прошедший год можно было провести работу, чтобы родители не стояли в очередях, а нормально работали. Вы же все знаете, что сейчас идут эти недельные дежурства, а в ночь с пятницы на субботу это будет круглосуточное бдение у школы. Считаю, что такой ажиотаж создан и поддерживается искусственно. Все дети должны быть приняты в первые классы школ города.

 

— Уже десять лет во время записи детей в первые классы у нас, условно, очереди, костры и палатки, — заметила Римма Ермоленко. —  Последняя новая школа в городе появилась в 1993 году, сейчас в Петрозаводске всего 36 школ и каждая из них откроет столько первых классов, сколько может.

 

Ирина Петеляева подчеркнула, что по закону об образовании школа обязана взять всех, кто подал заявление.

— Но родители иногда записывают ребят в три, а то и пять школ! —  подключилась к обсуждению Галина Васильева, депутат ЗС,  директор лицея №13 Петрозаводска. — Нам требуется несколько месяцев, чтобы составить списки и найти в них таких детей. Это отдельная работа завучей начальных классов, которые по телефону сверяют списки и выясняют, какую же школу выбрали родители для своего первоклассника.

 

Все участники вчерашнего совещания согласны с тем, что во многом ажиотаж с очередями вызван стремлением родителей выбрать престижную школу для ребенка. Уверены также и в том, что электронная очередь помогла бы решить проблему с ночными стояниями в очередях, а также сделала запись более открытой и объективной.

Василий Костин, старший помощник прокурора Республики Карелия по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, заявил, что необходимо создать гибкую систему записи в школы, которая позволяла бы учитывать интересы детей, которые живут рядом с учебным заведением, и тех, кто готов привозить детей до места учебы из других районов города.

— Не понимаю, зачем вообще доводить ситуацию до крайности? Можно принимать заявления о приеме в первый класс с самого начала, тогда бы не было этой искусственно созданной проблемы, — считает Ирина Петеляева. — После того, как приняты документы, можно начинать работу со списками и родителями. Я уже за год до прихода ребенка знала, в какой класс он пойдет, за какую парту сядет и какую форму наденет. Если родитель принес в школу заявление о приеме в первый класс, то его по закону не могут туда не взять. Если нужно, то должны открывать новые классы, чтобы конституционное право на образование не нарушалось,

Статфакт. В этом году в первые классы петрозаводских школ придут 3400 детей. Это на 350 человек больше, чем в прошлом году. В школах Петрозаводска планируют открыть 14 дополнительных классов.

"Дежурим мы с 25 января. Дежурство круглосуточное, по три человека. Вахта - 2 часа. В основном все приезжают на машинах".
«Дежурим мы с 25 января. Дежурство круглосуточное, по три человека. Вахта — 2 часа. В основном все приезжают на машинах».

 

 

Как сообщается на сайте Прокуратуры Карелии, в связи с многочисленными выступлениями СМИ и  обращениями граждан о проблемах при подаче документов о приеме детей в первые классы прокурору Петрозаводска дано поручение проверить исполнение  администрацией Петрозаводского городского округа и руководителями школ города законодательства об образовании.

 

 

Мы спросили родителей петрозаводских школьников, как они записывали своих детей в первый класс или как планируют это сделать.

 

Мама гимназистки второго класса, Петрозаводск: «Мы прошли, а остальные нет»

— Дочка ходила в малышкину школу с октября, в то же время пустили список с записью очереди. Мы были 62 в этом списке, дежурили, отмечались каждую неделю, за неделю до даты приема заявлений дежурили каждый день, в назначенный день и ночью тоже. Дверь в школу открылась и без очереди прошли где-то 20 человек — льготники. В итоге мы стали 89-ми, документы сдали, прием закончился на 90. Мы прошли, а остальные нет, но я потом узнала через знакомых, что зачисляли и вне списка.

Инна, мама первоклассницы: «Дочка учится дома»

— Я решила, что пойдем мы в Петровскую школу. Директор, как мне казалось, была против всей этой клоунады с очередями по ночам, но в конце концов родители с обостренным чувством справедливости все-таки очередь создали. Информацию я получала из неофициальных источников. Пару раз прибегала в какие-то списки записываться, но в Петровскую школу мы не попали, дочка учится дома.

Татьяна, мама первоклассника, Петрозаводск: «Я за нормальную электронную запись»

— Я записывалась в три школы и в каждую по-разному. Первая — Петровская, с живой очередью и левыми списками, спонтанно возникающими по неведомой отмашке. Во вторую — по электронной записи. В третью без всякой очереди пришла и подала заявление. Я за нормальную электронную запись, а не за дежурства и списки. В ситуации с электронной очередью всё более честно и прозрачно, хотя знаю, что некоторые директора и завучи, как было это в школе на Древлянке, где мой сын учился первую четверть, могут обойти и это, но все же не так массово. В случае с электронной записью можно попросить прокуратуру или следственные органы проверить честность зачисления в школы.

Екатерина, мама пятерых детей, учительница, в отпуске по уходу за ребенком: «Если будет необходимо, встану в очередь»

— В очередях я не стояла, потому что мои старшие дети учились в той же школе, где я и работала. Думаю, в ситуации с двумя моими дошкольниками, шести лет и шести месяцев, все может сложиться иначе. Если будет необходимо, встану в очередь.

Мама школьников и дошколенка: «Недельные стояния»

— Мы зачислились по тесту в малышкину школу, ходили в нее полгода, узнавали про дату составления списков на недельные стояния у школы, дежурили и, наконец, зачислялись. Самое сложное было попасть в малышкину школу, желающих всегда было много. Зимнее зачисление более-менее спокойно проходило, поскольку из малышкиной школы в нашу гимназию попадают практически все.

Мама первоклассницы и будущего школьника, воспитатель, Петрозаводск: «Никто особо не возмущался»

— Мы планируем пойти в 33-ю школу, где уже учится моя старшая дочь. Особого ажиотажа и в прошлом году здесь не было, но накануне официальной записи было экстренное собрание по инициативе самых беспокойных родителей, где они составили список и дежурства на ночь. Никто особо не возмущался, записались в список, ночью по очереди подежурили, утром в 7.00 устроили перекличку, всё выстроились согласно списку. В 9.00 по очереди записывались в школу. Я так понимаю, что все, кто хотел, в школу попали, набрали ещё дополнительный класс, но это 33-я школа! Знаю, школы, где было круглосуточное дежурство в течение двух недель.

 

Советы экспертов

Галина Васильева, директор лицея №13: «Школу для младших школьников надо выбирать как можно ближе к месту проживания«

— В нашем лицее много лет накануне записи в первый класс проводится собрание, о котором оповещаем через официальный сайт школы. Далее на собрании предлагаем тут же установить очередь, чтобы все спокойно спали, не устраивая дежурств. Все соглашаются, люди верят, что все будет сделано, как договорились, и на деле убеждаются в этом. Еще одно — мы никому ничего не обещаем заранее, все на собрании в равных условиях. Что посоветовать родителям? Школу для младших школьников надо выбирать как можно ближе к месту проживания. Может быть, родителям сосредоточить внимание на выборе учителя, если есть такая возможность. Все учителя по-своему уникальны, как и дети. Посоветую ни в коем случае не поддаваться панике, которая чаще исходит не от школы, а от разных «распоряжений и постановлений» свыше. Наберитесь, уважаемые родители терпения. Всё проходит, и это пройдет!

Андрей Рогалевич, депутат ЗС РК: «Ни один ребёнок не останется без места в школе»

— Что можно посоветовать в сложившейся ситуации? Для начала, конечно, успокоиться. Ни один ребёнок не останется без места в школе. Право на образование закреплено и в Конституции РФ, и в законе об образовании. Затем важно определиться, в какую школу записать ребёнка, если не смогли попасть в то образовательное учреждение, в которое планировали изначально. Есть школы, я имею в виду образовательные учреждения не имеющие статуса лицея или гимназии, где и педагогический коллектив, и образовательные программы не уступают в своём профессионализме и качестве образовательного процесса.

Татьяна Казакова, мама первоклассника: «Не считайте концом света, если ваш ребенок не попал в желаемую школу»

1. Стоит серьезно подумать, отдавать ли ребенка к педагогу, который уже давно на пенсии. Во-первых, из-за выгорания, во-вторых, из-за того, что в любой момент учитель может уйти на пенсию.

2. Если вы заметили, что настрой учителя и его оценочные суждения не совпадают с вашими, то со всей серьезностью оцените для себя масштаб разрыва и вашу способность на протяжении четырех лет начальной школы нивелировать его дома.

3. Если вы отдаете своего ребенка в престижную школу, постарайтесь максимально собрать информацию и проанализировать, не утратит ли школа своего статуса в ближайшие 11 лет. В случае нашего поступления в первый класс первой школы получилось так, что я подавала в январе заявление в школу с углубленным изучением математики и английского языка, а в сентябре обнаружила информацию о том, что образовательное учреждение называется «Школой с углубленным изучением отдельных предметов». Тогда же на сайте появилась информация, что вместо двух классов с математическим и английским уклоном, в пятом классе этой школы открыто по одному математическому и английскому классу, но зато появился класс технологии. Если вы не планировали для своего ребенка углубленное изучение технологии («труды») с пятого по одиннадцатый класс, то делайте выводы и принимайте решение.

4. Выясните, какие педагоги будут набирать первые классы. По нашей первой школе у меня есть информация, что из всех выпускающих в этом году четвертый класс педагогов, остается только один, остальные уходят на пенсию или в декрет. Если для вас важен педагог, то, возможно, стоит взвесить и уточнить в школе рядом, какие учителя набирают детей там.

5. Если есть возможность, можно пообщаться (узнать через знакомых) с педагогами и другими сотрудниками школы. Иногда это дает информацию, которая поможет в принятии решения.

6. Не считайте концом света, если ваш ребенок не попал в желаемую школу.

7. Если ребенок попал в нужную школу, но вам там не все нравится, взвесьте масштаб этого «не нравится» и, если этот масштаб незначителен, и он не причиняет вреда здоровью ребенка и вашему, то успокойтесь и исправляйте недостатки школы дома. Если же вам кажется, что школа что-то недодает в знаниях, то есть возможность записать ребенка в кружки, секции, библиотеку и музыкальную школу, где отчасти можно компенсировать недостатки общего образования.

Фото Марии Голубевой

 

  • Александра Тарицына

    Нам не нужна электронная запись, нам нужны места в школах!

    Только ленивый еще не сравнивал очереди из родителей под стенами школ с советскими очередями за коврами и машинами. При этом все забывают об одном – в советское время стояли за чем угодно, но только не за тем, чтобы записать ребенка в школу. Парадокс? Вовсе нет. В те далекие годы родители знали, что их ребенка в любом случае возьмут в ближайшую школу, и что классов откроют столько, сколько нужно. Раньше и технологий-то таких не было, чтобы какую бы то ни было электронную запись организовать – но не было проблем с нехваткой мест, соответственно, не было и очередей. Так может, нужно бороться с первопричиной проблемы? Электронная запись бесполезна и вредна, если всё сводится к тому, что 200 родителей, пытаясь попасть на 100 мест, лихорадочно пытаются нажимать на кнопки, стараясь на тысячные доли секунды опередить остальных – тут любая система не выдержит!

    Оказывается, мест не хватает.

    Что меня лично возмутило во время нынешней записи детей в школы – это признание факта нехватки мест в самый разгар кампании. В день записи нам объявили, что оказывается (!) детей у нас на 350 человек больше, чем мест во всех школах города. Как это комментировать вообще? Где вы были раньше со своими подсчетами? За год хотя бы можно было предусмотреть эту ситуацию? Мониторинг рождаемости? – Не, не слышали. А потом начинают лихорадочно открывать новые классы в школах, совершенно на такое количество детей не рассчитанных, при этом не забывая родителей обвинить в том, что они сами создают ажиотаж.

    Кстати, про ажиотаж.

    Вот история из нашей школы (№3 на Ключевой). В сентябре в малышкину школу было набрано 150 человек (6 классов) – это всё дети из близлежащих садов, при этом первых классов собирались набирать всего 3. (Опять же – даже не закралось подозрение, что желающих будет в 2 раза больше, чем готовы вместить классы! Мониторинг рождаемости? – смотри выше.) На собрании за 5 дней до приема заявлений (когда уже стало известно, что электронная запись провалилась и прием заявлений будет осуществляться в порядке живой очереди) нам, родителям, было сказано, что да, нам сочувствуют, но сделать ничего не могут, классов будет открыто ровно 3, это ровно 81 человек максимум и ни ребенком больше, и что на Ключевой всегда детей было больше, чем мест во всех трех школах, и что «традиционно детей Ключевой выручали школы № 2 и 5 на Кукковке, а еще – на Птицефабрике школа полупустая, там в этом году всего 4 первоклассника!». Нормальные перспективы обрисовали, короче. И можно представить состояние родителей. А потом, за сутки до приема заявлений, было объявлено, что классов в итоге будет 5! Т.е. не 81 человек, в 125-135. Очередь из 150 человек выдохнула. А сейчас вообще циркулируют слухи, что возьмут абсолютно всех. Ну и кто из нас создавал ажиотаж? Или это такая древняя русская забава – издеваться над родителями?

    Как мы стояли.

    А теперь немного про нашу образцово-показательную живую очередь. В четверг электронная запись рухнула, но никакой информации о том, что будет дальше, не было. В пятницу, когда на сайте администрации Петрозаводска было опубликовано официальное сообщение, что во все школы города прием заявлений будет осуществляться в порядке живой очереди, я схватила в охапку младшего и побежала к школе. Время было около 12 дня, и возле школы уже стояли 3 мамочки. Пока мы стояли и разговаривали, что делать дальше (потому что в самой школе информацию о живой очереди пока подтвердить отказались, сославшись на то, что им еще не поступало официальных указаний), подбежало еще 3 человек. И видно было, что люди идут и идут – мамы, папы, бабушки, старшие дети. И мы стали писать список, прекрасно понимая, что живая очередь – это не список, живая очередь – это люди, круглосуточно стоящие у крыльца школы. И мы готовы были с самого начала стоять, во избежание появления второй очереди и второго списка. А люди все шли и шли. За час в списке было уже 25 человек, за 2 часа – 40+. Были определены дежурные до конца дня и в 20.00 договорились организовать общий сбор из всех записавшихся. На первой перекличке в 20.00 пятницы было уже больше 100 человек, и такие переклички мы проводили каждый день. На перекличках определялись дежурные на ближайшие сутки (причем дежурные никогда не назначались, все было исключительно на волонтерских началах, и добровольцев всегда было много, даже на ночные смены – люди из начала списка понимали, что охранять свою очередь в их собственных интересах). Помимо этого, были заранее продуманы и предусмотрены ситуации, если бы к школе пришли какие-то люди (из конца списка, либо вообще в него не попавшие), и, растолкав всех, объявили бы себя новой живой очередью. На этот случай у нас была создана «группа быстрого реагирования» из числа активных пап из начала списка (порядка 10 человек), которые оставили свои телефоны и готовы были по первому звонку в любое время дня и ночи примчаться к школе и объяснит вновь пришедшим, что они не правы. Кроме этого, дежурные должны были сразу начать методично обзванивать всех людей по списку, и все родители тоже были морально готовы чуть что – прибежать к школе и подтвердить свое место в очереди. Возможно, благодаря тому, что мы сразу все эти ситуации обговорили, ничего подобного ни разу и не произошло, несмотря на то, что о дополнительных двух классах стало известно в самый последний день, и поначалу – при 117 человек в списке помимо предполагаемых 21 льготника (итого 140+ на 81 место!) – атмосфера была довольно напряженная. Но наша инициативная группа смогла создать правильный настрой, мы знали, что не виноваты в сложившейся ситуации, и хотели выйти из нее максимально достойно – что у нас и получилось!

    Не мы создаем очереди. Но мы готовы в них стоять.

    Сама запись прошла идеально, без каких бы то ни было конфликтных ситуаций, и всё это дает нам право утверждать: живая очередь – это единственная работающая на данный момент система записи детей в школы, и при правильной организации – она будет действительно честной и прозрачной. Чего нельзя сказать об электронной записи, где даже номер заявления по школе не был показан! Только номер по городу, что не давало никакой информации о шансах попасть в ту или иную школу. Пассажи некоторых чиновников о том, что родители сами виноваты в срыве записи особенно радуют. Я это называю, «с больной головы на здоровую». И хочу сказать – можно потратить еще не один миллион на отладку системы электронной записи. А в следующем году опять развести руками и сказать «ну не шмогла!» (с) А можно начать решать проблему с другой стороны – за счет устранения дефицита мест в школах. Вернуть систему опросов в детских садиках, для выяснения того, в какую школу собирается идти ребенок. Провести мониторинг по районам и заранее (!) принять решения об открытии новых классов, если это необходимо. И начать-таки строить школы! Ведь мы стояли ночь не в крутой лицей – мы все просто пытались попасть в ближайшую школу! А пока ничего этого не будет сделано – живые очереди будут единственным инструментом записать ребенка в школу.

    • Лариса Красавцева

      А продолжение истории мне рассказала женщина, которая стояла в живой очереди в последний день. Рассказала о том, как поразила всю оставшуюся очередь директор школы № 3, которая журналистами очень красиво описала теплый прием заявлений от родителей. На самом деле все было несколько иначе, директор вышла к последним, стоящим в очереди и заявила, что льготные категории (насколько я поняла, это работники МВД и т.п.) могут пройти без очереди. Ей доступно объяснили, что в данном случае она уже ничего не решает, и никто никого без очереди не пропустит. В итоге, принимая несговорчивых родителей, она считала возможным «устанавливать» диагнозы детям из логопедических групп детсадов, пытаясь сплавить их в другую школу, задавала лишние вопросы и была крайне недовольна «излишком» родителей и их напористостью. Та же родительница рассказала, что в 33-ей школе все выглядело иначе, были приветливы и учителя и директор, делали все, чтобы люди могли как можно быстрее написать заявления и уйти домой, а не обивать пороги, выслушивая унизительные диагнозы.

  • Татьяна Казакова

    Тоже вспомнилось из детства ))) Петрозаводская школа у дома. Единая сильная образовательная программа (еще до реформ) во всех школах страны. Никаких очередей в школу. Никаких метаний у родителей, какую программу выбрать. Учитель просто учит детей, а не впрягается в работу директора школы. Улыбки учителей, улыбки детей и родителей)))

  • Марина Галаничева

    время сейчас такое
    беспокойное, сложное, больное
    людям не то, что не хватает зрелищ и крови и жертвы, мы просто не умеем уже жить- по другому…((((
    каждый человек » ловит» свой адреналин сам.
    я вспомнила на этой всей истории своё детство.
    Ульяновская область
    село Старая Сахча
    я, первоклассница.
    улыбки учителей и ни разу! ни разу за всю свою школьную жизнь не было поисков другой школы, другого учителя, другого пути.
    закончила школу с одной четверкой,мама двоих великолепных сыновей, бабушка четырёх внуков, врач всю жизнь.
    и я вам так скажу, ребята.
    я не знаю, сколько мне ещё отведено Богом.
    но жизнь- удалась!
    всем спокоя в душу

  • Мама троих детей

    Ажиотаж случаетсят в последнюю ночь, когда льготники придут, а они как раз и подают по несколько заявлений в разные школы. Мне кажется, что нужно везде принимать один оригинал свидетельства о рождении и не давать дублировать очередь.

  • Учитель школы №39

    А у нас прошло все спокойно, родителям сказали, чтоб очередь не занимали, возьмут всех. Попросили не создавать ажиотаж. К 15.00 28 января все 125 человек заявление написали.

    • А.В.

      Действительно, мы в 39-ю без очереди и ночных бдений записались Школа то не котируется особо, так что свободно. По месту жительства.

  • Татьяна Казакова

    1. Имела опыт неконструктивного общения, затянувшегося на час с Василием Костиным, который в прокуратуре отвечает за права карельских детей. Как вижу, изменений со старшим помощником прокурора Республики Карелия по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних никаких. Согласно статьи Василий Костин «заявил, что необходимо создать гибкую систему записи в школы, которая позволяла бы учитывать интересы детей, которые живут рядом с учебным заведением, и тех, кто готов привозить детей до места учебы из других районов города.» УДРУЧАЕТ, ЧТО СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО НИЧЕГО СОЗДАВАТЬ НЕ НАДО, ВСЕ ПРОПИСАНО В ЗАКОНЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ЕСТЬ ПРАКТИКА ДРУГИХ ГОРОДОВ (достаточно выйти на официальный сайт Санкт-Петербурга, например, зайти в раздел образование и ознакомиться с документом «Порядок приема в образовательные учреждения) ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧТО СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА ЗАХОЧЕТ ПРОВЕРИТЬ ЗАКОННОСТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ШИРШИНОЙ О ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИИ ( И ПРАВИЛЬНОСТЬ ЕГО РЕГИСТРАЦИИ В МИНЮСТЕ КАРЕЛИИ) СВЕРИВ ЕГО С НОРМАМИ РАССТОЯНИЙ ОТ ДОМА ШКОЛЬНИКА ДО ШКОЛЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СаНПиН, НЕ ПРИХОДИТСЯ ТЕМ БОЛЕЕ (там надо узнавать к какому поясу относится Петрозаводск, проанализировать расстояние от какого-либо дома на Древлянке, например, и до Сулажгорской школы, например, куда может попасть ребенок с Древлянки, т.к. в школах на Древлянке будут и есть уже с 2014 года, как Ширшина подписала постановление о единой территории всего города для закрепления за школами, дети с других районов. Потом, сравнить все это с нормами расстояний от дома до школы по СаНПиН. Потом, выяснив, что постановление о признании всего города единой территорией нарушает нормы СаНПиН по максимальному расстоянию от дома до школы, ему надо будет предпринять какие-либо действия, чтобы признать это постановление не законным…муторное, однако, дело).
    2. Никто на заседании в правительстве не сказал, что надо ставить задачу причастным и делать так, чтобы все школы города были привлекательны для родителей по уровню образования и комфорта. Чтобы родители были уверены, что школа рядом с домом дает такое же прекрасное образование, как и школа в другом районе города. Да, где уж там, причастные в управлении образованием и министерстве, даже, статистику не ведут по каким программам работают городские школы, не то, что анализ успешности этих программ. Когда встал вопрос перевода моего сына в другую школу, ответственный за общее образование в управлении образованием не мог ответить на мой вопрос: «в каких еще школах ведется преподавание в первом классе по программе Эльконина-Давыдова», она обзванивала школы… что говорить, какой анализ качества предоставляемых услуг… Для них (управление образованием во главе с министром образования) открытие сегодняшнего дня «рост рождаемости и приезжие»….
    КАКАЯ ЖЕ СЕРАЯ ГРУСТЬ ТВОРИТСЯ У НАС В КАРЕЛИИ