Школа и вуз

Дом детский или детский дом?

Так выглядит здание детдома снаружи…

Может, пора понять, что детский дом – бесперспективный путь? Репортаж из Медвежьегорского детского дома.

Дом детский. Детский дом. Стоит поменять два этих слова местами, как полностью меняется смысл. Так и у меня в душе остались противоречивые чувства от вчерашнего посещения  Медвежьегорского детского дома. Одно – теплое, приятное от того, что работают здесь замечательные люди, профессионалы своего дела, пытающиеся сделать дом родным для ребят.   Другое – с оттенком горечи, потому что живут здесь дети, оставшиеся сиротами, иногда при живых родителях. И дом этот, как не старайся его сделать родным, никогда, очевидно, таковым не будет, останется казенным домом.

Надежда Сергеевна Хоменко работает здесь уже 17 лет

Вера Федотовна Готчиева 40 лет руководит в детдоме вокальной группой и хором. Рассказывает, сколько всего интересного было сделано с ребятами за все эти годы

Побывать в Медвежьегорском детском доме меня позвали сотрудники музея-заповедника «Кижи», который в течение нескольких лет оказывает ему помощь: то белье постельное закупят, то подарки детям, то компьютер. И на этот раз привезли новый компьютер,  сладости к чаю, а также интересную игровую программу.

Меня пригласили показать  фотографии с нашей с Владимиром Ларионовым выставки «Вокруг света».  С ребятами  мы в течение получаса виртуально путешествовали по всему белому свету. Посетили Индию, Южную Корею, Арабские Эмираты – страны все экзотические.  

А потом были игры, самые разнообразные. Развлекающие, познавательные и даже ролевые. Надо сказать, что ребята, особенно малышня,  с увлечением изображали  сказочных героев.  Старшие тоже играли, но как бы нехотя, а мальчишки еще и  с перерывом на перекур. К концу дня уставшие от игр все собрались в зале и с удовольствием пели под гитару вместе с Аней Антоновой из петрозаводского Клуба авторской песни. 

Елена Ивановна Филиппова, сотрудник музея «Кижи», ставит с ребятами сказку

 

Дарья Данилкина играет с малышами в настольную игру

Анна Антонова исполнила авторские детские песенки

К сожалению, никого из руководителей детского дома во время нашего визита не было. Но директор, в общем-то, и не нужен для того, чтобы представить  себе положение дел в детском доме. Все налицо.

Достаточно большое здание. Видно, что идет ремонт. На третьем этаже поменяли окна.  Светлая столовая и  хороший обед на столах – ребятишки подтвердили: «Кормят хорошо и вкусно». Дети одеты вполне прилично. Но и прорехи видны невооруженным глазом: спортзал на замке, медицинского кабинета я не увидела, комнаты у ребят неприбранные и неуютные, хотя в некоторых кое-где кровати новые и красивые. У школьников до сих пор проблемы с тетрадями и учебниками: государство ими не обеспечивает. Если учебники можно перекупить по дешевой цене, то тетради нельзя, нужны новые, а они дорогие

В столовой чистота и вполне приличный обед. Но не увидишь ни салфетки, ни цветочка

.

В библиотеке главная достопримечательность компьютер. Много ветхих книг, что бросается в глаза

Мальчишки больше всего мечтают, когда их заберут отсюда домой

 

Есть здесь театральная студия, но мальчишкам нужно приложить свою силу куда-то, ведь не все хотят и могут быть артистами, тем более что у многих очевидны проблемы с учебой. В детдоме  нет никакой мастерской для парней, да и вообще мужчин нет, педагоги и воспитатели все женщины. Получают они не более 8 тысяч рублей,  а работа нелегкая да еще и по сменам.

Меня одолевало странное чувство – какого-то умирания, тлена  на всем. В коридорах и классах чисто, даже вазы с цветами стоят, но при этом хотелось распахнуть окна и  впустить  струю свежего воздуха. Даже на взгляд со стороны нужны кардинальные перемены.

Возвращаясь обратно в маршрутке,  размышляли о судьбах детских домов и судьбах детских. Вроде и ремонт идет, и ребятки только что с руководителем в Москву уехали на общенациональный фестиваль-ассамблею «Будущее России», и к конкурсу бального танца платья уже готовы. А есть ли у этих детей будущее?

Напоследок общая песня «Синее море»

Чаепитие самый приятный момент, все гости за столом. Ребята кричат хором:  «Спасибо!»

Речь не только об этом конкретном детском доме. Государство приучает детей  к иждивенчеству – об этом говорили сами педагоги. Дети, даже маленькие, живут с чувством, что все им должны, а сами они никому ничего не должны. Учиться не хотят. Становятся старше – курят и даже пьют. Дальше идут в ПТУ. Лишь некоторые создают семьи. Став взрослыми,  становятся заложниками порочного круга: кто-то попадает в тюрьму, кто-то сдает уже своих детей в детский дом, кто-то сводит  счеты с жизнью, так и не сумев к ней приспособиться… Даже забытую систему Макаренко мы вспоминали. Государство тратит на воспитание сирот большие деньги, но, может, пора понять, что детский дом – бесперспективный путь? Во всяком случае детский дом-казарма…  Сейчас не послевоенное время и  мало детей одеть,  обуть и накормить.

Так выглядит комната в детском доме в Германии
Почему бы не использовать опыт других стран? Интересен опыт Германии. Взять хотя бы детский дом в Бонне (на фото слева комната подростков в немецком детском доме). Там каждый воспитанник, получая деньги от государства, частично  может распоряжаться ими сам. Поэтому у многих есть свой телевизор, магнитофон. Если воспитанник хорошо учится, то, получив стипендию, он может купить не только одежду, обои и шторы, но и телевизор. Молодой человек понимает, что  без денег купить ничего невозможно, а заработать их можно только хорошей учебой. Появляется разумный стимул. Интересно, что старшие воспитанники могут закупать продукты вместе и готовить еду. На каждом этаже специально построена кухня со столами, стульями, домашней утварью. Кстати, если они не хотят обедать на кухне, могут пройти в гостиную или комнату отдыха, где стоит телевизор, уютный диван с креслами. Уборку комнат и кухни осуществляют самостоятельно. В детдоме царит чистота и порядок.

Есть хороший опыт и у нас. Вспоминается посещение детского дома в Питкяранте, еще в 90-е годы. Там было действительно здорово, по-домашнему. На памяти всего один такой пример…

 

 

  • Маргарита

    Воспитываю бывшего детдомовца. При первом знакомстве мальчуган сообщил с гордостью, что умеет пить, курить и водить машину! Привирал немножко, конечно, но в 8 лет многому научился у старших подростков. В благополучном, во общем-то детском доме был.Социальную задержку потихоньку ликвидируем, но уже в условиях нормальной семейной и школьной жизни.

  • Алексей Конкка

    Да уж, к сожалению, так было уже довольно давно. Это еще неплохой пример. Но суть, естественно, в том, что государство в общем-то всегда плевало на своих детей, количество беспризорников зашкаливает, во многих детдомах дедовщина как в армии, пьют, курят и воруют. А часто еще и потому, что берут пример со своих воспитателей.Вот и весь набор для будущей «жизни». К сожалению еще и потому, что детдома брошены на произвол судьбы, нет никакой концепции их развития, нет настоящего финансирования, не говоря уже о разработке всякого рода педагогических стратегий, которыми призваны были заниматься всякие там Академии педнаук. Собственно, ведь и положение в лечении детей не лучше, если не хуже. Денег нет ни на что, что там говорить об операциях заграницей… При этом расходы на здравоохранение и образование не растут, а сокращаются параллельно вывозу все большего количества миллиардов в офшоры, то есть воровства.
    Остается надеяться только на «низовой уровень», на сердобольность наших женщин! С «высшим» или «средним» лучше не иметь дела, от них помощи не получишь, а можно ждать только уголовных дел (см. соседний материал о Древлянкской школе).

  • Светлана Станиславовна

    Вчера я прочитала статью Ирины,а сегодня весь день провела в Медвежьегорском детском доме-работала с коллективом — малышами,подростками, юношами и девушками, психологом, воспитателями, администрацией по просьбе Союза Защиты Детей. Хочу вскоре поделиться впечатлениями с читателями,а пока искренне благодарю детей и работников за умение принимать незнакомых взрослых в своем добром доме!

  • Аркадий Реутов

    Спасибо, Ирина, за репортаж, за то, что напомнила о печальном и стыдном для государства (ведь не послевоенное ныне время!) явлении — детских домах, казенных, как верно подмечено. Очень верен, увы, и посыл об иждивенческом менталитете детей, воспитываемом самим государством. Как-то так получается, что ни в семье, ни в школе, да, полагаю, и в данных детских учреждениях детям навыки труда, по большому счету, не прививаются. И вырастают детки потребителями.
    Лично я не понимал и не пойму, наверное, никогда либерального отношения общества и государства к горе-матерям и горе-отцам, плодящим, иначе и не скажешь, новые жизни, которые потом пополняют детские дома, к этим «родителям», которые ни мало не заботятся о тех, кого произвели на свет, может быть, обрекая на безрадостную жизнь.
    Не понимал и не пойму, как можно на уровне государства миллиарды рублей пускать на различные буффонады (им же нет числа!) и при этом экономить на детях — для многих из них уже и школьное образование становится не по карману.
    Спасибо Лицею, что напоминает нам, согражданам, об этих проблемах.

  • Стен

    Не думаю, что нам подходит опыт Германии. Что будет если нашим дать деньги? Известно что… Но и так жить, как у нас, нельзя!