Школа и вуз

Средство для достижения блага

Участники одной из встреч в лаборатории сельской школы КГПА

Пять лет назад в КГПА создали лабораторию сельской школы с мыслью, что проблема сельской школы и сельского учительства общенациональная, от ее решения зависит судьба государства.

Научно-исследовательская лаборатория теории и практики развития сельской школы Карелии была создана в Карельской государственной педагогической академии в 2007 году. Первый юбилей – хороший повод оценить совпадение ожиданий и результатов, уточниться в позициях и определиться в перспективах, посмотреть на само явление – «лаборатория» через призму пятилетнего опыта.

Предназначение научно-исследовательских лабораторий

Одна из постоянных и трудно решаемых проблем – достижение согласованности педагогической науки и образовательной практики. Разрывы между педагогической теорией и педагогическим опытом приводит к диссонансу, к недовольству одной и другой стороны таким состоянием и друг другом, становятся препятствием в развитии образования. Как писал Д.И. Менделеев: «Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага». Мысль о данном предназначении педагогической науки, о ее практико-ориентированности неоднократно высказывали и высказывают многие ученые – Н.М. Амосов, Т.В. Бестужев-Лада, П.П. Блонский, Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, Н.Д. Никандров, Я. Корчак, О.Е. Лебедев, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.

Эффективным путем интеграции педагогической теории и практики для продвижения развития отечественного образования является деятельность научно-исследовательских лабораторий на базе педагогических учебных заведений с широкой сетью опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных и иных образовательных учреждениях, когда педагоги этих учреждений становятся субъектами – соучастниками совместной исследовательской деятельности.

При наблюдаемых и закономерных совпадениях и различиях целей педагогической науки и практики образования, научная опытно-экспериментальная деятельность объединений ученых-исследователей педагогических вузов определяется, прежде всего, проблемами развития образования в широком – мировом, общероссийском и более узких – региональном, локальном масштабах. Лаборатории – сообщества ученых и практиков создаются с целью исследования тематики усугубленной актуальности, которые обусловлены вызовами времени и процессами, происходящими в системе образования в целом и в педагогическом образовании как его составляющей. Таким образом, системообразующим ядром деятельности таких творческих исследовательских объединений является проблема-тема, разработка которой значима не только в плане «чистой» науки, но направлена на оперативное решение социально значимых проблем.

Практическая направленность исследований, необходимость глубинной связи науки и практики обуславливаются также предназначением профессионального педагогического учреждения: подготовка специалистов – педагогов нового поколения к работе в условиях модернизируемого отечественного образования. [2, 3]

Создание и деятельность научно-исследовательских лабораторий в высших педагогических учебных заведениях – явление достаточно известное и довольно распространенное, но всегда особое, работающее на авторитет вуза в научном мире, среди подобных учреждений и непосредственно в регионе.

Главная проблема

Главная проблема, над которой работает наша Лаборатория, относится к сфере образования, реализуемого в сельской (негородской) местности; она кровными узами связана с понятиями-явлениями – «сельская школа», «сельский школьник», «сельский учитель».

Образование в сельской местности Российской Федерации на рубеже XX-XXI веков, претерпевает значительные изменения и характеризуется наличием множества противоречий, как положительных, так и отрицательных тенденций, среди которых наблюдаемы несоответствиямежду:

  • усиливающимися требованиями к уровню и качеству общеобразовательной, сельскохозяйственной, общекультурной, нравственной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью образовательных возможностей сельской школы, отсутствием концепции ее устойчивого развития в новых социально-экономических условиях, нормативно-правовой необеспеченностью ее деятельности в изменившихся социальных условиях жизни общества;
  • повышением социальной и культурной роли школы, сельского учителя в условиях свертывания социокультурной сферы села и резким падением престижа педагогического труда;
  • потребностями образовательных учреждений села в инновационной деятельности, обеспечивающей их выживание и развитие, и отсутствием соответствующей квалификации педагогических кадров, современной нормативно-правовой базы функционирования инновационных образовательных учреждений села.

Модернизация системы отечественного образования, начавшаяся в конце 90-х, не решила эти проблемы, а во многом и обострила их, еще более увеличив разрыв между городской и сельской школой, между трудом городского и сельского педагога.

В настоящее время сельские школы, сельские школьники и сельские учителя все еще представляют собой значительную часть системы отечественного образования. Сегодня представляется вполне обоснованным утверждать: сельский тип поселения, деревенская культура и образ жизни, следовательно, и сельская школа и сельское педагогическое сообщество будут существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические, существенные черты в рамках единой национальной культуры и единого образовательного пространства.

Сложное положение современной сельской школы обуславливается влиянием множества факторов и причин, среди которых есть и проблема педагогических кадров, которая объясняется, в частности, неготовностью выпускников педагогических учебных заведений к профессиональной деятельности в сельском образовательном учреждении и к жизни на селе. В свою очередь, эта неготовность – следствие отсутствия дифференцированной подготовки педагогов в системе профессионального педагогического образования, целенаправленного формирования у будущих сельских специалистов определенных специфических компетенций и личностных свойств.

Проблема сельской школы и сельского учительства – это не вопрос одного из видов образовательных учреждений или инварианта профессиональной педагогической деятельности, это общенациональная проблема, от решения которой зависит судьба самого государства. Последовательная и скрупулезная исследовательская работа «в проблематике сельской школы» сегодня является проявлением гражданской позиции ученого.

 

Цель и тематика исследований

Итак, положения, которые были приняты при создании Лаборатории и определяют основы ее функционирования:

 – гармонизация отношений педагогической науки и опыта, согласованность педагогической теории и образовательной практики, в условиях педагогического вуза проявляющиеся в чувствительности высшего образования к актуальным запросам-потребностям общего образования и адекватного реагирования на них;

– регионализация научной и образовательной деятельности педагогического вуза – их содержательное обогащение через теоретическую разработку и включение в научное и практическое решение актуальных проблем развития образования, в первую очередь, в регионе и через взращивание педагогических кадров, подготовленных к профессиональной деятельности в проблемном поле модернизируемого отечественного образования, в «зоне актуальных запросов» региона.

Цель деятельности Лаборатории была обозначена следующим образом: «Научное исследование и опытно-практическая разработка актуальных проблем современного общего образования, повышение качества профессиональной подготовки  специалистов для сельской местности Республики Карелия».

В данной формулировке просматриваются два основных направления и несколько уровней деятельности Лаборатории:

– направления: 1) функционирование образования в условиях сельской местности; 2) подготовка педагогических кадров к профессиональной педагогической деятельности в сельских образовательных учреждениях и в сельском социуме;

– уровни по содержанию: 1) научное исследование – теоретическое и опытно-практическое; 2) практическая деятельность по совершенствованию и развитию образования;

– уровни по масштабу: 1) общероссийский – образование в сельской местности РФ; 2) региональный – образование в сельских (негородских) территориях Республики Карелия.

В практической реализации данной целевой модели происходит многократное перекрещивание направлений и уровней, и тогда в «плоскостях пересечения» осуществляется многоаспектная интеграция, в результате которой рождаются новое знание и новый опыт.

Круг научных интересов и тематики научно-практических исследований Лаборатории теории и практики развития сельской школы КГПА определяется:

  • спецификой образования, реализуемого в условиях сельской местности, своеобразием педагогической деятельности сельского учителя России и Карелии;
  • научными исследовательскими и практическими интересами и возможностями двух категорий участников Лаборатории: 1) преподавателей-исследователей вуза; 2) педагогов и руководителей сельских образовательных учреждений.

В проблемном поле научных – теоретических и опытно-практических изысканий Лаборатории следующие темы и вопросы:

  • миссия сельской школы как социального института села;
  • ценностные основания образовательной и социокультурной деятельности сельской школы;
  • специфическое, обусловленное социокультурной ситуацией села, содержание образования;
  • национально-региональный компонент образования в Республике Карелия;
  • организационно-педагогические особенности образовательного процесса, образовательные технологии в малочисленной и малокомплектной сельской школе;
  • своеобразие педагогической деятельности сельского учителя в современной социокультурной ситуации, в условиях реструктуризации образования в сельской местности;
  • условия подготовки педагога к реализации профессиональной деятельности в современных сельских образовательных учреждениях и их социальном окружении;
  • и многие другие, где в качестве исследуемых понятий – основных или вспомогательных (фоновых) – зафиксированы «сельская школа», «сельский школьник», «сельский учитель».

Перечисленные вопросы-проблемы, естественно, находятся в разной степени разработки и погружения в них: общее представление, теоретический уровень, уровень опытно-практической работы и др.

Теоретическую базу – основные научные положения, которые разделяют и развивают исследования Лаборатории, составляют идеи:

– социокультурной модернизации образования А.Г. Асмолова, А.М. Цирульникова;

– формирования качеств жизнеспособной личности сельского школьника средствами образования и сельского социума М.П. Гурьяновой;

– этнокультурного подхода в образовании и культурных практик сельских детей Н.Б. Крыловой;

– продуктивного образования А.М. Макаренко и др.;

– социально ориентированного образования Дж. Дьюи;

– метода анализа социокультурной ситуации А.М. Цирульникова; и др.

Ученые-исследователи Лаборатории, опираясь на эти и другие достижения отечественной и зарубежной науки, претендуют сегодня на определенную степень авторства и новизны в разработке идей:

– гуманизации образовательной среды сельской школы через диалогизацию образовательного процесса и педагогического диалога как условия функционирования школы в режиме развития – Г.Г. Столяров;

– педагогической (воспитательной, социализирующей, дидактической) ресурсоемкости – потенциальности социального окружения сельского образовательного учреждения – З.Б. Ефлова;

– нетрадиционной – неклассно-урочной организации образовательного процесса в разновозрастных группах учащихся в малочисленной и малокомплектной сельской школе – Е.С. Казько.

В активе Лаборатории за эти годы состояли от 14 до 10 ученых-исследователей КГПА. Основа этого состава – преподаватели факультета начального образования академии, которой инициировал создание исследовательского коллектива, стал и остается ее кадровой и организационной базой.

Сотрудничество

Практическая направленность исследований Лаборатории может состояться лишь тогда, когда апробация идей и проверка гипотез происходит непосредственно в педагогической практике, когда образовательные учреждения, педагогические коллективы, руководители образования и педагоги включаются в опытно-экспериментальную работу, руководствуясь словами Леонардо да Винчи: «Знания, не рожденные опытом – матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок». Поэтому для нас было важно создать широкую сеть партнерских отношений с муниципальными управлениями образованием, с сельскими образовательными учреждениями и социальными институтами, сохранившимися в современных сельских поселениях. В системном сотрудничестве с Лабораторией находятся более 30 различных сельских учреждений и организаций. Самая насыщенная и сложная форма взаимодействия в области педагогического исследования – это опытно-экспериментальная работа сельских школ – опытно-экспериментальных площадок Лаборатории ОЭП). В этом статусе работают одиннадцать сельских общеобразовательных учреждений из восьми муниципальных районов Республики Карелия. С глубочайшим уважением и благодарностью к нашим партнерам назовем их:

Деревянкская средняя общеобразовательная школа Прионежского района (директор Морозова Н.В.);

Заозерская средняя общеобразовательная школа Прионежского района (директор Зайцева Е.В., заместитель директора Никонова Ю.И.);

Ильинская средняя общеобразовательная школа Олонецкого района (директор Оноева О.В., заместитель директора Матвейчук Н.В.);

Кепская средняя общеобразовательная школа им. Ортье Степанова Калевальского района (директор Лазарева Л.И., заместитель директора Растригина Н.Ф.);

Основная общеобразовательная школа деревни Усть-Река Пудожского района (директор Назарова Г.И.)

Пряжинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Марии Мелентьевой Пряжинского района (директор Степанов О.Ю., заместители директора Адерихо Н.С., Кюлюева С.С.);

Рыпушкальская основная общеобразовательная школа Олонекого района (директор Сарычева Е.С., заместитель директора Агафонова О.Н.);

Пушнинская средняя общеобразовательная школа Беломорского района (директор Танцева Т.И., заместитель директора Воробьева С.В.);

Спасогубская средняя общеобразовательная школа Кондопожского района (директор Марковская Л.И., заместитель директора Мижуева М.В.);

Шуйская средняя общеобразовательная школа Прионежского района (директор Капкова С.Г., заместители директора Остальцова С.В., Шипнягова Н.Г.);

Элисенваарская средняя общеобразовательная школа Лахденпохского района (директоры Александрова О.А., Левина Т.А., заместитель директора Шадрина Л.Г.)

За пять лет деятельности Лаборатории удалось построить партнерские отношения и включиться в устойчивое сотрудничество со специалистами Института социальной педагогики РАО (М.П. Гурьянова – д.п.н., проф., заместитель директора ИСП РАО) , Института управления образованием РАО (А.М. Цирульников – чл.-корр. РАО, д.п.н., проф.; Н.Б. Крылова – к.филос.н., доц., редактор научной серии «Новые ценности образования), с родственными в проблематике исследований лабораториями и центрами, с учеными-исследователями из разных регионов России – из Арзамаса, Великого Новгорода, Иванова, Костромы, Красноярска, Пскова и др. В сложившейся системе взаимодействия представлены органы управления образованием республики – Министерство образования РК, отделы управления образованием Администраций муниципальных районов РК; научно-исследовательские учреждения Карельского центра науки РАН; профессиональные образовательные учреждения региона – Петрозаводский государственный университет, Петрозаводский педагогический колледж и др.; учреждения дополнительного профессионального образования – Институт повышения квалификации работников образования РК. Немалым будет перечень и иных учреждений, общественных организаций, СМИ, с которыми простроены и строятся наши контакты.

Совместная деятельность Лаборатории с учреждениями и организациями разных типов, видов и уровней всегда предполагает:

– деловой характер отношений: их содержание – всегда деятельность, работа, направленная на решение конкретной проблемы с очевидными результатами;

– СО-трудничество, СО-деятельность – совместная и взаимно полезная деятельность, где у каждой стороны есть свои обязанности и ответственность, свои интересы;

– паритетный характер взаимодействия, когда все участники находятся позиции равных партнеров, обладают равными правами и возможностями влияния в сотрудничестве.

Опытно-экспериментальная работа

Как было сказано выше, наиболее насыщенными и трудоемкими контактами Лаборатории являются отношения со школами – опытно-экспериментальными площадками. Научное руководство преподавателей КГПА исследовательской деятельностью школ-ОЭП – это генерирование идей, обучение, постоянное отслеживание и анализ происходящих изменений, прогнозирование развития эксперимента и его эффектов, и многое другое. Все школы-ОЭП работают в логике классического научного эксперимента, в принятой последовательности его этапов: подготовительный (мотивационный), диагностический, формирующий, констатирующий (итоговый).

Первое, что было выявлено руководителями школ и научными руководителями площадок на начальной стадии ОЭР – это необходимость в оперативном повышении квалификации педагогов школ в области исследовательских компетенций. Лаборатория совместно с факультетом дополнительного образования Карельской государственной педагогической академии разработала программу командного повышения квалификации педагогических коллективов школ – ОЭП. Полностью или частично, обучение по данной программе прошли все педагогические коллективы. Важно отметить, что для каждой школы программа корректировалась согласно запросу – потребностям педагогов и теме опытно-экспериментальной работы.

Исследовательскую работу пяти сельских (негородских) школ – площадок Лаборатории объединяет общая тема «Формирование качеств жизнеспособной личности сельского школьника средствами образования». Научный руководитель темы З.Б. Ефлова. Идейным и научным основанием работы является Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума, разработанная М.П. Гурьяновой.

Каждая школа «уточнила» – определила предмет исследования исходя из выявленных качеств жизнеспособности, актуальных с точки зрения учащихся, родителей, жителей сельских поселений, а так же из своих возможностей и условий, что нашло отражение в тематике и в программах опытно-экспериментальной работы:

– «Ориентация школьников на здоровый образ жизни в сельском (негородском) образовательном учреждении (в контексте формирования качеств жизнеспособной личности)» – Деревянкская СОШ;

–  «Воспитание жизнеспособной личности сельского школьника средствами национальных традиций и культуры своего края» – Ильинская СОШ;

–  «Интеграция ресурсов школы и сельского социума в формировании жизнеспособной личности сельского школьника» – Пряжинская СОШ;

– «Формирование жизнеспособной личности в условиях сельского социума» – Спасогубская СОШ;

– «Формирование жизнеспособной личности в сельском социуме средствами краеведения» – Элисенваарская СОШ.

Динамика, глубина, последовательность и, естественно, содержание исследований различаются, но общая проблема и единое научное руководство позволяют назвать участников целостной проблемной исследовательской группой, в которой сложились деловые отношения, где происходит постоянный обмен опытом и полезными наработками, присутствует дух соревнования. В настоящее время школы-ОЭП по теме «Жизнеспособность…» завершают исследование – обобщают результаты, готовят статьи и публикации в Книге школы.

Другая исследовательская группа работает в проблематике нетрадиционных вариативных форм организации обучения в условиях малочисленной малокомплектной школы. Руководитель Е.С. Казько. Более пяти лет занимаются поиском, разработкой и апробацией технологии обучения в разновозрастных группах и методов КСО педагоги Пушнинской школы. Не так давно в исследование по данной проблеме включилась Кепская СОШ. Идет оттачивание методики и технологии, начинается оценка их эффективности и способности к экстраполяции.

В разработке находятся также еще три исследовательские темы:

– «Педагогический диалог как условие функционирования школы в режиме развития» – Заозерская СОШ. Научное сопровождение: Кошкаров В.Л., Казько Е.С., Столяров Г.Г. – руководитель;

– «Партнерство школы и социальных институтов поселения как социально-педагогическое условие формирования социальной инициативности и ответственности учащейся молодёжи» – Шуйская СОШ. Научное кураторство: Ефлова З.Б.;

– «Здоровая карельская школа. Педагогический потенциал карельской культуры в здоровьесбережении и ориентации сельских детей и подростков на здоровый образ жизни» – Рыпушкальская ООШ. Научное сопровождение: Бычкова О.А., Голубева Л.А., Ефлова З.Б. – руководитель.

Лаборатория создавала опытно-экспериментальные площадки с первых дней своей деятельности: первой «стартовала» Пряжинская средняя школа (осень 2007 г.), последней оформила статус ОЭП по теме «Образовательные технологии как фактор мотивации учащихся сельской школы» основная общеобразовательная школа д. Усть-Река Пудожского района (ноябрь 2012 г.). Научный руководитель С.И. Смирнова.

Для системы современного отечественного образования характерны динамичные преобразования, перманентность состояния изменчивости. Инновационная, исследовательская, опытно-экспериментальная работа и другие виды творческой активности стали в последние годы нормативными для образования всех уровней: дошкольного, среднего, высшего, дополнительного. Опыт нашего сотрудничества показывает, что научная, исследовательская, экспериментальная деятельность дают образовательному учреждению, его структурным подразделениям шанс из типичного, стандартного, рядового стать нетипичным, уникальным, развивающимся; способствуют вхождению педагогических коллективов в режим развития.

Условия эффективного функционирования

Рассматривая условия как факторы, благоприятствующие или препятствующие продвижению чего-либо, обнаруживаем две группы таких обстоятельств: внешние – влияющие на явление снаружи, и внутренние – располагающиеся в самом явлении.

Условия внешнего порядка имеют большое значение в создании и поддержке деятельности такого неформального научного сообщества, которое объединяет представителей разных учреждений и разных структурных подразделений одной организации; соединяет в общей работе в единой проблематике исследователей, различающихся по интересам и уровню подготовки. К таковым условиям следует отнести: организационные, учебно-методические, информационные, материально-технические.

Организационные – организационное содействие в реализации программы деятельности научного коллектива, его легализация как структурного подразделения вуза, нормативно-правовое обеспечение работы.

Лаборатория является особым подразделением педагогического академии, входит в структуру научного отдела вуза и находится в непосредственном подчинении проректора по научной работе. Поскольку исторически сложилось, что Лаборатории была инициирована и создана факультетом начального образования, ее «адресом прописки» является этот факультет, а представители ФНО – ядро в составе Лаборатории.

При организационной поддержке академии за последние пять лет участники Лаборатории смогли принять участие в более 50 научно-практических конференциях и семинарах муниципального, регионального, российского и международного уровней. Сама Лаборатория инициировала, организовала и приняла на базе КГПА более десятка массовых научно-практических мероприятий (круглые столы, секции конференций, семинары и т.п.), в которых участвовали сельские педагоги из самых дальних территорий – «глубинки» Карелии, представители науки из Москвы и Санкт-Петербурга, конечно, преподаватели и студенты академии.

Нормативно-правовая база деятельности Лаборатории – Положение о Лаборатории, Программа деятельности, планы работы, другие локальные документы и приказы ректора академии – легализируют деятельность структурного подразделения и обеспечивают ее устойчивость.

Учебно-методические – осуществление образовательной деятельности; наличие достаточного ресурса в виде научных, методических, учебных материалов; возможность публиковаться и издавать результаты исследований.

Преподаватели – участники Лаборатории апробируют свои исследовательские наработки не только в рамках традиционно преподаваемых учебных дисциплин, но и инновационных – разработанных ими в проблематике Лаборатории. В настоящее время на факультете начального образования преподаются три таких курса:

  • «Своеобразие образовательной деятельности в сельских образовательных учреждениях (СОУ)». Преподаватель Ефлова З.Б.
  • «Личностно-ориентированное обучение математике в условиях сельской малочисленной малокомплектной школы». Преподаватель Казько Е.С.
  • «Национально-региональный компонент в преподавании технологии в начальных классах». Преподаватель Бычкова О.А.

Сегодня Лаборатория имеет самое большое и значительное в Карелии собрание печатных и электронных работ в проблематике сельской школы: в библиотечном кабинете ФНО собраны и доступны для желающих более 300 научных, научно-популярных, методических изданий. Здесь и в читальном зале КГПА в наличии периодические научно-методические издания «Сельская школа» и «Директор сельской школы».

За прошедший период преподавателями КГПА и педагогами-практиками были подготовлены и изданы более 100 публикаций. Наиболее авторитетные и значимые из них: спецвыпуск журнала «Директор сельской школы» (№1, 2009 г.), спецвыпуск журнала «Новые ценности образования» (№ 4, 2010 г.), выпуски серии «Библиотечка журнала «Директор сельской школы» – «Школа жизнеспособности» и «Учимся вместе: внедрение модели не классно – урочной системы обучения в малокомплектной сельской школе» (2011г.); учебно-методическое пособие «Особенности образовательной деятельности современной сельской школы» (2012г.); научно-методический сборник «Теория и практика социокультурной модернизации современной сельской школы» –  первому нашему юбилею (2012г.).

Информационные – доступность современных и разных средств коммуникации; возможность для оперативного получения и обмена информацией;

Лаборатория имеет свой раздел на сайте КГПА, регулярно публикует научно-методические, организационно-информационные материалы в вузовских печатных органах – газете «Педагогическая академия», «Факультет» и региональных – Интернет-журнал «Лицей», «Учитель Карелии» и др.; в СМИ федерального и регионального уровней – «Учительская газета», ГТРК – Государственное телевидение Карелии.

В нашем опыте организация и проведение Интернет-конференций и семинаров с дальними районами Республики Карелия и другими регионами России (Москва, Санкт-Петербург, Якутия и др.) и зарубежья (Украина, Финляндия).

Материально-технические – материальное и техническое обеспечение текущей деятельности и развития структурного подразделения.

Здесь следует отметить, что Лаборатория имеет необходимую материально-техническую базу, а главное, имеет доступ к пользованию ресурсами академии.

Заинтересованность педагогического вуза в эффективной работе Лаборатории проявляется в системной поддержке, которая включает обеспечение необходимых условий для творчества. Режим благоприятствования создается управлением педагогического вуза (ректорат, административные структуры) также путем морального и материального стимулирования преподавателей-исследователей.

Важно сказать, что какой бы мощной не была поддержка извне, она не приведет к ожидаемым эффектам, если не будут реализованы внутренние условия. Результативность деятельности Лаборатории обеспечивается, в первую очередь, факторами внутреннего порядка:

– наличием научного интереса, деятельной заинтересованностью каждого участника в предмете исследования – в развитии отечественной сельской школы;

– способностью к диалогу, к свободному и открытому обмену информацией, к научной дискуссии, к работе в командном режиме;

– альтруизмом, готовностью к кропотливой и практически безвозмездной работе с отсроченными во времени результатами;

– максимально комфортными в организационном и психологическом отношении условиями – целесообразным, системным и не перенапрягающим режимом работы; добровольностью, свободой выбора объема, времени, содержания деятельности. Следует учитывать, что преподаватели академии и педагоги-практики работают в Лаборатории дополнительно к своим основным профессиональным обязанностям, в свободное от них время.

В отношении нашей Лаборатории, занимающейся социально напряженной и сложной проблематикой, важнейшим условием становится наличие у исследователя активной жизненной и гражданской позиции.

Кратко о перспективах

Обозначим основные штрихи – направления движения Лаборатории в будущее. Сегодня таковыми видятся:

– Научная поддержка и организационное сопровождение деятельности Ассоциации малочисленных малокомплектных школ Карелии, созданной, в том числе, по инициативе Лаборатории в августе 2012 г. С этой целью – специальное внимание перспективным исследованиям в проблематике маленькой сельской школы – специфике обучения, воспитания, социализации, дополнительного образования…

– Обогащение и обновление тематики исследований, вхождение в изучение новых педагогических теорий и практик в контекстах проблематики сельской школы, особо – путем привлечения к деятельности Лаборатории специалистов КГПА с разных факультетов и кафедр, специалистов иных научных и образовательных учреждений Карелии и за ее пределами.

– Достижение Лабораторией и ее членами высоконаучных результатов в виде защищенных диссертационных исследований.

Благодарим!

Лаборатория выражает глубокую признательность за пятилетнее деловое сотрудничество и заинтересованное действенное отношение:

С.П. Гриппа – ректору; Н.А. Бурдюговой, Г.Г. Геккину, И.Л. Даниловой, В.М. Кирилиной, А.М. Федорову – проректорам; С.А. Маркеловой – начальнику ЦИТ, Е.А. Нетылько – главному редактору издательства, Г.В. Посновой – начальнику отдела международных связей, Г.В. Рогинской – декану факультета дополнительного образования, Е.В. Серовой – начальнику отдела информации, всем преподавателям, сотрудникам и студентам Карельской государственной педагогической академии, поддерживающим наши начинания;

М.П. Гурьяновой – заместителю директора, А.В. Нагибиной – ведущему научному сотруднику Институт социальной педагогики РАО; Н.Б. Крыловой – ведущему научному сотруднику ИУРО РАО, редактору научно-методической серии «Новые ценности образования» (посмертно); Е.В. Ивановой, О.В. Цаплиной – редакторам журнала «Директор сельской школы»; Н.Н. Мешковой – главному редактору Интернет-журнала «Лицей», а также всем многим коллегам в Республике Карелия и за ее пределами, принимавших участие в наших делах;

конечно, мы благодарны тем преподавателям, кто успешно работали в активе Лаборатории, но по объективным причинам вышли из него – О.А. Морозовой, А.К. Павлову, Н.А. Харитоновой.

В заключение представляем действующий актив Лаборатории теории и практики развития сельской школы Карелии в 2012 – 2013 учебном году:

  1. Ефлова Зинаида Борисовна – заведующая Лабораторией; к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ФНО.
  2. Трифонова Алла Леонидовна – методист Лаборатории.
  3. Бычкова Оксана Анатольевна – начальник отдела по работе со студентами, ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания ФНО, аспирант.
  4. Голубева Лариса Алексеевна – ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания ФНО.
  5. Казько Елена Сергеевна – заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин и методик их преподавания ФНО, к.п.н., доцент.
  6. Конкина Татьяна Юрьевна – ст. преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания ФНО, аспирант.
  7. Кошкаров Владимир Лаврентьевич – заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания ФНО, к.фил.н., доцент.
  8. Лебедева Ирина Викторовна – преподаватель кафедры иностранных языков КГПА, аспирант.
    1. Раевская Ольга Сергеевна – ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения ФНО, аспирант.
    2. Смирнова Светлана Иосифовна – декан факультета начального образования; к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания ФНО.
  9. Столяров Геннадий Геннадьевич – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ФНО.

Литература:

  1. Ефлова З.Б., Смирнова С.И. Научно-исследовательская лаборатория теории и практики развития сельской школы Карелии // Директор сельской школы. – 2009. – № 1. – С. 34–43.
  2. 2.      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 14.02.2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591, свободный.
  3. Решение коллегии Минобразования России от 9.12.1997 г. № 15/2 «О совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации» // Вестник образования. – 1998. – №1. – С. 10-17.