Школа и вуз

Признавая ошибки, думают о будущем

http://www.schooly2.co
Израиль. На уроке в светской школе

Что объединяет школы Израиля в которых учатся носители разных культур и традиций? Установка, что ребенку в школе должно быть хорошо и что учение – это удовольствие.

 

Этим материалом «Лицей» начинает цикл публикаций о зарубежном школьном образовании.

Эти шумные и веселые израильские дети… К учителям они обращаются по имени или просто «учитель». И лишь недавно – спасибо новшеству – стали вставать, когда преподаватель входит в класс.

Рассказывать об израильских школьниках непросто, ведь они очень разные. Одни углубляются в святые книги в религиозных школах, другие нацелены на естественные и гуманитарные науки в светских учебных заведениях. В Израиле есть как бесплатные государственные, так и частные платные школы. В последних занимаются по особым программам в классах по 10-15 человек.

В Израиле хватает и элитных районов, и настоящих трущоб. Понятно, что школы в них будут отличаться. Но дело не только в уровне благосостояния. Ребята из ультраортодоксальных религиозных семей часто даже не пытаются сдавать выпускные экзамены. В то время как другие думают о карьере и уже в старших классах школы могут дистанционно учиться в вузе.

Подростки из религиозной школы в Иерусалиме. Фото автора

В Израиле около восьми миллионов жителей. Из них более двух миллионов – школьники и детсадовцы из еврейских, арабских, друзских, бедуинских семей.

Что объединяет учебные заведения, в которых учатся носители разных культур и традиций? Установка, что ребенку в школе должно быть хорошо и что учение – это удовольствие. На уроках – избыток слайдов, игр и наглядных пособий. Возможно, именно это помогает детям хорошо овладеть разговорным английским.

А еще дети на практике изучают правила дорожного движения: в ярких жилетах они регулируют пешеходные переходы у школ, выполняют проекты, которые могут им помочь в жизни. Моя знакомая пятиклассница исследует свой город: опрашивает жителей, знакомится с картами и даже предлагает решение городских проблем. Навыки исследовательской работы пригодятся ей в вузе.

В свои 11 лет она уже столько успела попробовать в обычной школе! Участвовала в археологических раскопках, занималась гимнастикой, хореографией. Причем, бесплатно. В неблагополучных районах факультативные занятия проводят как обязательные уроки, которые устраивают частные компании, выигравшие конкурс Министерства просвещения.

Удовольствия удовольствиями, но, по мнению критиков такого похода, учеба – это не только вечный праздник. Аргументы противников салютов и фейерверков весомы. Повышенная хаотичность и фрагментарность системы образования приводят к тому, что дети не умеют думать. Их натаскивают на результат, часто не объясняя смысл действия. Домашние задания по математике – это десятки однотипных задач. Но стоит уйти от шаблона и изменить условие задачи, как ребенок начинает угадывать, а не размышлять. Впрочем, так считают не все.

– Даже у выпускников начальной школы в Израиле хорошо развита речь, детей учат мыслить, подавать себя.  Это большой плюс, – уверена доктор педагогики Рахель Шапиро.

С другой стороны, по ее словам, в школе мало развивают творческие способности – недостаточно кружков, конкурсов, олимпиад. У малышей не развивают память: не учат стихи, не занимаются устным счетом. Еще проблема – в младших классах каждый год меняется преподаватель.

Рахель Шапиро работает в системе образования в одном из муниципалитетов и возглавляет общественную организацию «Педагогический мост». Она не согласна с утверждением, что в Израиле в младших классах только в бирюльки играют. По ее словам, с каждым годом учебные программы все сложнее. И начальная школа не исключение. Но, к сожалению, у детей нет широты видения мира.

В Израиле, как и в американских школах, принята ранняя специализация. Ученику уже к 12 годам нужно определиться, какие предметы изучать углубленно. В будущем он будет сдавать по ним выпускные экзамены повышенной сложности. В итоге школьники не получают хорошие базовые знания по всем дисциплинам. Если парень передумает идти в адвокаты и захочет учиться на врача, ему очень сложно будет осуществить свою мечту.

Отсутствие системного преподавания наук аукается в старших классах школах. При переходе из начальной школы, где учатся первые шесть лет, в среднюю, у ребят бывает срыв, они не привыкли, что с них много требуют.

Родителям будущих выпускников приходится раскошеливаться на репетиторов по математике, ивриту, химии, биологии. По данным общественной организации «Аколь Хинух», 75 процентов старшеклассников не могут подготовиться к итоговой аттестации без репетитора по одному или нескольким предметам. ЕГЭ в Израиле не сдают, выпускные экзамены проходят в традиционной форме. При поступлении в вуз учитывается средний школьный балл, и еще сдается психометрия, вызывающая множество нареканий, говорят о том, что ее надо отменять.

Частные занятия не всегда помогают. В Израиле серьезный процент школьников проваливаются на летних выпускных экзаменах. Ребятам дают второй шанс зимой. Недавно стартовала государственная программа бесплатных занятий в мини-группах для тех, кто хочет исправить отметки.

Обучение в школах бесплатное, хотя кое за что родителям платить приходится – за ежегодные экскурсии, раздаточный материал, учебники, скидываются они на покупку кондиционера в класс.

В последние годы в израильской школе подул ветер перемен. На международных экзаменах TIMSS по математике восьмиклассники взлетели с 24-го места на седьмое.
По навыкам чтения четвероклассники из Израиля поднялись с 31-го места на 18-е. А часть из них – те школьники, для которых иврит родной язык, заняли второе место, поделив его с российскими учениками.

– Это настоящая революция. Израильским школьникам впервые удалось получить настолько высокие оценки, – сказал бывший министр просвещения Гидеон Саар.
Причин успеха несколько. Учителя без конца повышают квалификацию на курсах. Им повысили зарплату и увеличили нагрузку. Теперь они дополнительно занимаются с отстающими и отлично успевающими детьми в маленьких группах. Пять человек – это не шумящий улей из 30-40 детей, как на обычном уроке, можно многое успеть.

Кстати, о шуме. В Израиле дети в школе ведут себя крайне свободно, а порой и развязно. У учителя связаны руки: нет способов эффективно воздействовать на нарушителей порядка. Дети прекрасно осведомлены о своих правах, знают, что учителю не разрешено во время урока даже выставить хама из класса. Вызов родителей в школу не всегда решает проблему. Бывает, родители так ревностно защищают чадо, будто оно жертва обстоятельств.

Недавно прочла в новостях: родитель избил учителя за то, что тот отобрал мобильный у его сына. Парень разговаривал по телефону на уроке. Педагоги школы, возмущенные этой историей, устроили забастовку.

В последнее время безобразий на уроках стало столько, что всерьез задумались о реформе. Вспомнили, что 40-50 лет назад, когда в школах почти все преподаватели были из Европы, существовал определенный этикет вотношениях между учителем и учеником, и это шло на пользу. Теперь ученики вновь встают, когда звенит звонок и в класс входит педагог. Появились уроки, где обсуждают правила хорошего тона, вечные ценности, учат вести беседу. В целом в израильских школах подход демократичный: между учителем и ребенком, между директором и ребенком часто складываются дружелюбные и теплые отношения. Ко взрослым здесь легче подойти посоветоваться, поделиться чем-то личным.

В израильской школе никто не обзовет ученика лодырем. Принято считать, что ребенку что-то мешает продвигаться и дело специалиста в этом разбираться. Если третьеклассник, сын моих друзей, с трудом записывает домашнее задание, значит нужно помочь ему развить мелкую моторику. Многим детям в Израиле диагностируют гиперактивность, дислексию, дисграфию и другие проблемы. Если что-то не так — принято идти к специалистам в Центр развития ребенка и к психологам.

По словам моей подруги Татьяны, мамы двоих детей, в израильской школе думают не только об отметках.

– У сына в классе только один друг, – рассказывает она. – Учительница считает, что это плохо, собирается над этим работать.

Классная руководительница ее дочки на уроках ненавязчиво подчеркивала достоинства девочки, чтобы повысить ее статус в классе.

Праздник в детском саду

Тема взаимодействия в коллективе в Израиле более чем актуальна с самого нежного возраста. Здесь у мам короткий декретный отпуск, ребенок часто с первых месяцев жизни находится в обществе – многих малышей отдают в частные ясли с четырех-восьми месяцев. В государственные детсады принимают с трех лет, для пятилеток, которые готовятся к школе, детсад обязателен.

Дружбу между детьми одного сада всячески поощряют. Ребята вместе гуляют вечером на детских площадках, ходят друг к другу в гости маленькими группками – родители специально продумывают для них программу развлечений. А на день рождения к ребенку часто приглашают по 30-40 сверстников.

…При том, что школа в любой стране – один из самых консервативных институтов, в Израиле она стремительно меняется как внешне, так и внутренне. Здесь умеют признавать ошибки и задумываются о будущем.