Школа и вуз

Не придётся ли начинать сначала?

Школа в ЗаозерьеДорога в Заозерье идет через мост. Именно эта идея – соединение села и города – легла в основу педагогического начинания в заозерской средней школе № 10.
Мосты наведены
 

Начинанию уже три года, проведено семь проектов, создана организация «Центр социальной адаптации «МОСТ» («Молодежная организация содействия творчеству»). На этих зимних каникулах активные подростки вновь будут наводить мосты. Суть проектов, чего бы они ни касались – экологии, наркотиков, культурного наследия, – одна: научить ребят взаимодействию с организациями, адаптировать их к городским реалиям, развить лидерские качества. Руководит этой работой в Заозерской школе Василий Иванович Еремеев. Он завуч по информатизации, преподает химию и биологию. Именно с его урока, первого в девятом классе, началось мое знакомство со школой.

«Получу зарплату и многое станет ясно»
 

Василий Иванович ЕремеевДесять учеников с трудом отвечали на вопросы учителя. Видимо, не проснулись еще. Холод в классах этому не способствовал. Учитель:
– Вспомните, название этого вещества, такое вкусное…
Вопросительные интонации со второй парты:
– Спирт?
После этой шутки ребята чуть оттаяли, урок начался. Завершился он самостоятельной работой, а мы в эти 20 минут с Василием Ивановичем, преподавателем с 11-летним стажем, говорили об образовании. Спросила:
– Как вы относитесь к планам Министерства образования России сокращать сельские школы? Вот и министр Фурсенко считает, что деньги, которые идут в школу с пятью учениками, можно расходовать эффективнее – перевести этих ребят в соседнюю, более крупную.

– Как можно отнестись к тому, что меня хотят лишить работы? Хотя, я не исключаю, что уйти придется. Вот зарплату в январе получу и многое станет ясно. Пока я вижу, как государство пытается сделать труд учителя подотчетным. Мы в бесконечных бумагах должны фиксировать, сколько времени уходит на проверку тетрадей. И вместе с тем стимулирующие надбавки за работу в сельской местности, а это 25%, сняли. У учителей из города, их в нашей школе почти половина, как раз такая сумма уходила на проезд.

Жить в эпоху перемен
 

Показательно, что о трудностях говорят успешные учителя. В 2006 году школа выиграла один миллион. Василий Иванович Еремеев стал победителем российского конкурса «Лучшие учителя-2007» по нацпроекту «Образование». В 2008-м поощрение от Главы республики в 50 тысяч рублей получила Ольга Валерьевна Денисова, учительница начальных классов. В конце декабря на республиканском педагогическом форуме по обобщению опыта педагогов и школ-победителей конкурса нацпроекта «Образование» она давала открытый урок.
Поднятые руки, непрерывное общение с учителем, которого дети увидели впервые – все это говорило о том, что математика третьеклассникам из 34-й школы понравилась. В обычные дни у Ольги Валерьевны шесть ребят третьего класса, а тут 28 учеников, да еще 20 учителей, которые пришли посмотреть урок. Вспышки фотоаппаратов и оператор с видеокамерой.

– Раньше и в наших классах было по 24 человека, – рассказывает она. – Сейчас детей мало. Но это не наша вина – такова реальность. Благодаря победе в конкурсе я отдохнула в санатории. Но после лета вновь стресс с новой оплатой труда и тревога: что будет со школой?

Клерк, а не учитель

Людмила Юрьевна Чернышева учит второклассников английскому языкуЭтот немой вопрос я читала в глазах учителей, с которыми мне довелось общаться в Заозерской школе. Светлана Валерьевна Сергеева, учитель обслуживающего труда, педагог-организатор, в этом году стала завучем по воспитательной работе.
– В школе работаю пять лет, до этого 18 лет отдала детскому саду, – говорит она. – В последние два года упор идет на образовательную деятельность. Но школа должна воспитывать! Если бы не проектная деятельность, все наши кружки, секции, система самоуправления, на создание которой ушли силы и время, можно было бы говорить о смещении акцентов.
Смещение акцентов – примета нынешнего дня. С учительской деятельности – на отчетную, с воспитательной – на образовательную, хотя эти две составляющие должны не заменять друг друга, а дополнять.
– Из нас хотят сделать клерков, – констатирует Юлия Ивановна Никонова, учитель истории и обществознания, завуч по учебно-методической работе. – В школе мы должны находиться, судя по новым разнарядкам, целый день, строго фиксировать все свои действия в отчетах, за которыми можно не заметить самого главного – детей.
Вековая история

Заозерская средняя школа рассчитана на 300 учеников. Сегодня в ней учатся 96 ребят, работают 25 учителей, пятеро из которых мужчины.
Образованию в Заозерье 110 лет. Школа прошла долгий путь от начальной до средней, от деревенского дома Ларкиных до просторного каменного двухэтажного здания, построенного в 1995 году. И благодаря этому сегодня школьники Заозерья и соседних деревень – Ялгубы и Лехнаволока – имеют возможность получать знания недалеко от дома.
Средний возраст педагогического коллектива 35 – 40 лет. Для сельской школы это большая удача. Но иллюзий у молодых специалистов нет. Оксана Леонидовна Морозова преподает физику второй год:
– Я начинаю сомневаться, правильно ли выбрала профессию. И дело тут даже не в зарплате, а в том, что не вижу отдачи. Многие дети учатся ради отметок, знания нужны единицам.
Поддержал свою бывшую ученицу и Василий Иванович Еремеев:
– С каждым годом школьники интеллектуально слабее, а вот напора и наглости им не занимать. Но у сельской школы есть возможность подтянуть ученика, мы работаем с каждым индивидуально.
Подтверждение тому – выпускники 2008 года: двое поступили в педколледж, трое в вузы Петрозаводска.
Прощаясь со школой и учителями Заозерской школы, спросила:
– О чем мечтаете?
– Чтобы в школе стало теплее и можно было в туфельках ходить, – ответила Светлана Валерьевна Сергееева. – Еще хотим новую аппаратуру: колонки и музыкальный центр для выступлений и дискотек.
А ведь мечты неглобальные, подумалось мне. Может быть, от того, что школа уже сложилась как живой и полноценный организм. Основной вектор движения определен – недаром в школе работает свой центр социальной адаптации «МОСТ», и коллектив сложился творческий. Но вот вопрос: как справится сельская школа с новой оплатой труда и не придется ли начинать все сначала?

Фото автора
 

"Лицей" № 1 2009