В 40 километрах от Петрозаводска, чуть меньше часа езды на автобусе, находится станция Деревянка. В поселке живут три тысячи человек, дома раскиданы далеко друг от друга. Средняя школа представляет собой деревянное двухэтажное здание, к которому пристроена кочегарка. Тут же куча угля, стволы нераспиленных деревьев. Рядом три одноэтажных здания: столовая, спортивный зал, мастерские. В расположенном неподалеку пришкольном интернате лет пять никто не живет: в отдаленных деревнях не осталось детей……Вхожу в школу вместе с директором. Нина Викторовна Морозова, в прошлом учитель начальных классов, теперь преподаватель информатики. Четыре года из 25 лет, отданных учительскому делу, трудится в должности директора. Поскольку в деревянной школе я впервые, меня здесь удивляет все: неровные стены, старого образца двери, большие окна, высокие пороги.
Ощущение того, что я нахожусь в старом здании, пропало, как только оказалась на уроке географии в 7 классе. Уютный вполне городской кабинет – новые парты, телевизор, современная доска. Удивительная тишина, потому невольно вздрагиваешь, когда со стороны железнодорожной станции доносится протяжный гудок паровоза. Еще один урок удалось посмотреть в 4 классе. Математику для 14 ребятишек ведет Татьяна Викторовна Филиппова, сама мама двоих мальчуганов. В детях она души не чает. После работы над ошибками в контрольной с радостью поделилась впечатлениями:
– Класс хороший, ребята готовы к среднему звену. Проблема одна – дети выросли за лето и зиму, парты им уже маловаты.
Из разговора выяснилось, что не одна проблема. Еще вчера ребята сидели на уроке в куртках – из-за сильного ветра в классе было холодно.
Общение с педагогами сводилось к одной теме – судьбе школы. Учителя и директор понимают, что жить в этом старом здании все сложнее. Нина Викторовна, например, все колебания температуры помнит как заправский синоптик.
Но решение такое не принято. Из-за этого, наверное, настроение у педагогов приподнятым не назовешь. В автобусе разговорилась с молодой женщиной, учившейся в Деревянке.
– Нам еще в 1991 году говорили, что мы в 1 класс пойдем в новую школу. Частенько нам было страшно: то угол начинал заваливаться, то полы вздувались пузырем. А туалеты – это же выгребные ямы! Запах от них на половину первого этажа шел…
Уезжая из Деревянки, я все же запомнила не только это, но и огромное желание педагогов школы учить 143 мальчишек и девчонок. Для детей открыты филиалы музыкальной и спортивной школ, группа продленного дня, есть краеведческая группа. До 2012 года здесь ждут ежегодно по 20 – 25 первоклассников. Это говорит о том, что школа поселку нужна. Как нужна она родителям и жителям поселка, для которых это хоть какая-то возможность разнообразить свой досуг. Дом культуры в Деревянке сгорел несколько лет назад, и теперь интеллектуальная и культурная жизнь переместилась в детский сад и школу, где проходят все сколько-нибудь важные для жителей поселка события.
Шелтозере. После их завершения будет приниматься решение по новым объектам.
Сергей ДИАНКОВ, глава администрации Деревянкского сельского поселения:
– Для Карелии деревянная двухэтажная школа – явление редкое. Здание не признано аварийным, но с каждым годом становится все более ветхим. По сути, мы находимся в тупике. По-настоящему в школе тепло только на втором этаже, несмотря на то что мы утепляли и первый. В две смены школа работать не может, потому как поселок разделен железной дорогой. Получится, дети окажутся вне контроля в темное время суток, так как не все родители смогут провожать и встречать своих чад. Многие из них работают в Петрозаводске и приезжают домой поздно вечером. Я считаю, вопрос строительства новой школы должен решаться сообща с Правительством РК. Тем более что директор Н.В. Морозова совместно с администрацией сельского поселения неоднократно обращались во все инстанции и просили о помощи. Мы стараемся всеми силами помогать школе. Вот и в этом году впервые залили каток, провели к нему освещение. Для ребятишек это настоящий праздник!

