В 2000-е годы, после забвения 90-х, вновь заговорили о патриотическом воспитании. Каким оно должно быть, чтобы не вызвать реакцию отторжения у молодых, которым так не нравятся пафосные речи и бессмысленные заседания?
Об этом наш разговор с Ниной Михайловной ВИНОКУРОВОЙ. Она больше 20 лет работает в Министерстве образования Карелии. Как главный специалист отдела специального, дополнительного образования и защиты прав детей занимается многим – от танцев и пения до рисования и туристических походов, олимпиад и исследовательской деятельности школьников. Но есть у нее и особый интерес…
– Тема любви к Родине, обращенности к прошлому нашей страны – это боль всей моей жизни, – говорит она.
– Многие годы позиция управленцев была такова, что школа не может и не должна отвечать за воспитание. Ей отводилась только функция обучения. Сейчас ЕГЭ и его результаты – это главное в работе школы?
– Такой подход в 90-х годах и начале нового века не миновал и Карелию. Хотя должна подчеркнуть: лучшие классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования никогда не прекращали служить главной миссии учителя – становлению нравственных позиций растущего человека. В период духовного кризиса родилась государственная программа патриотического воспитания граждан России на период 2001–2005 годов. Нынешняя составлена на 2006 – 2010 годы. В концепции, предваряющей программу, обозначен актуальный и сегодня аспект: «Патриотизм – нравственная основа жизнеспособности государства и внутренний мобилизующий ресурс развития общества и личности».
– Не кажется ли вам, что в этом документе предлагаются мероприятия, связанные лишь с датами военной истории?
– Мы ни в коем случае не отвергаем событийный подход! За последние годы вместе со всей страной наши школьники прикоснулись к памяти воинов Великой Отечественной – защитников Москвы, героев Сталинградской битвы, участников сражения на Курской дуге. В 2009 году отмечаем 65-летие освобождения Карелии от захватчиков. Дети и взрослые принесут цветы к обелискам павшим воинам и партизанам Карельского фронта. Мы приглашаем всех присоединиться к одному из направлений акции «Герои земли карельской» по приведению в порядок захоронений ветеранов. Идею эту когда-то завещал учитель кондопожской школы № 1, известный краевед Герус Яковлевич Пудышев. В таком начинании доброе дело надолго оставляет след в душах участников. Для тех, кто без информационных технологий себя не мыслит, тоже найдется занятие. Мы предлагаем записать или перенести на цифровые носители рассказы вершителей Победы. Акцию «Нам завещаны память и слава» начали в Карельском кадетском корпусе. Ее уже подхватили школы Суоярвского и Прионежского районов.
– На одном из круглых столов вы рассказывали о мониторинге, который проводился по заказу Министерства образования Карелии социологической лабораторией факультета политических и социальных наук ПетрГУ…
– В 2007 году было опрошено 780 человек, 14,4% всех выпускников общеобразовательных учреждений из районов республики. Затем мы проанализировали более 300 сочинений школьников и студентов на тему «Присущ ли патриотизм современной молодежи?». Мнение о невысоком уровне патриотизма не подтвердилось. Подавляющее большинство молодых людей любят Родину и переживают за нее. Но их патриотизм отличается от чувств предыдущих поколений, он более рационален и прагматичен. Школьники хотят гордиться своей страной совершенно осознанно, но не готовы бездумно жертвовать интересами ради чего-то абстрактного. В ответ на свою лояльность ждут ответной поддержки от государства и общества. Большинство убеждено, что имеет на это полное право. Если сравнивать ответы школьников и студентов, то первые гораздо активнее приводили многочисленные примеры проявления патриотизма, называли имена героев. Публикуя эти материалы, мы не боимся показать власти и обществу слабые стороны нашей работы. Мы открыты и приглашаем к сотрудничеству все институты общества и органы государственной власти.
– Как вы считаете, могут ли фильмы значительно улучшить знания школьников о Великой Отечественной войне, помочь понять трагизм и героизм пережитого?
– Целиком смотреть кино на уроке – непозволительная роскошь, но яркий фрагмент, документальное свидетельство – почему бы нет? Знания, подкрепленные яркой эмоцией, зрительным рядом, будут прочными. В этой ситуации очень важна роль учителя. Он не только может использовать лучшие фильмы во время классного часа, но и поговорить с подростками об увиденном. В этом году мы анкетировали группу работников образования, которые так или иначе связаны с патриотическим воспитанием. Один из участников опроса отметил, что проблема патриотического воспитания кроется в отсутствии таковой позиции у некоторых учителей.
– Военно-патриотическое воспитание, на ваш взгляд, единственная эффективная форма воспитания любви к Родине?
– Любовь к Родине начинается с семьи. Если говорить о более старшем возрасте, необходимо некое эмоциональное подкрепление, которое ребенок может получить в театральной или танцевальной студии, музыкальной или художественной школе. Об этом недавно шел разговор на первых Андреевских педагогических чтениях. Они так названы в память об ученом-лесоводе и педагоге Киме Александровиче Андрееве. Он не говорил громких слов, но вместе с детьми сажал лес, изучал его, помог десяткам своих учеников утвердиться в гражданской и патриотической позиции.
– Нина Михайловна, какие литературные произведения, связанные с темой нашего разговора, произвели на вас в последнее время сильное впечатление?
– «Письма о добром» Дмитрия Сергеевича Лихачева. В главе «По велению совести» он развивает важнейшую «технологическую» идею нравственного воспитания. Как простейшие математические действия, навыки езды на велосипеде становятся автоматическими не сразу, а постепенно – в заучивании, в практике, так и нравственные правила должны быть накрепко освоены ребенком в детстве. Чтобы в нужный момент мгновенно принять правильное решение. И по жизни потом человек не ковылял на костылях, а вступал в нее уверенно. А мы были бы за него спокойны…
Фото автора
"Лицей" № 5 2009