Школа и вуз

В просторах Интернета

За год в петрозаводском лицее № 40 процент старшеклассников, зарегистрированных в социальных сетях, вырос с 0 до 70. Все чаще они ведут блоги и заходят в Сеть через мобильный телефон.

…Последний урок заканчивается, звучит звонок, и вот уже тысячи петрозаводских школьников спешат домой. Но обед, выполнение домашних заданий и даже прогулки с друзьями – это теперь не единственные способы послеучебного времяпрепровождения. Одно нажатие на кнопку – и открываются необъятные просторы Интернета, оторваться от которых не так-то просто.

На пороге совершеннолетия
Пока родители безуспешно пытаются отогнать свое чадо от монитора, эксперты, изучающие аудиторию Интернета, решают совершенно другие проблемы. Они обнаружились не так давно, но тем не менее непосредственно связаны с этим самым школьником, пропадающим в Сети.
В 2008 году социологи обнаружили, что дети от 12 до 18 лет гораздо активнее в интернет-пространстве, чем многие взрослые. Не приходится и говорить, что есть школьники, которые по уровню технической подготовки обгонят любого взрослого.
Между тем именно эту аудиторию ни рекламодатели, ни политики в Интернете никогда не учитывали. А зачем? До 18 лет детям ни голосовать, ни совершать крупные сделки нельзя. И вообще, как кажется, обращать внимание на несовершеннолетних экономически невыгодно. Потому неудивительно, что исследований о том, какое же именно место заняла Сеть в жизни школьников, практически не было.
По-другому решил посмотреть на ситуацию преподаватель ПетрГУ Олег Чеславович РЕУТ. Второй год подряд он проводит анкетирование среди учеников десятых – одиннадцатых классов лицея № 40. (См. публикацию в «Лицее», № 4 2008 год)
– Олег Чеславович, зачем надо изучать «невыгодную» аудиторию Интернета?
– Возраст старшеклассников 15 – 18 лет, последние годы перед совершеннолетием. То есть анкету заполняли те самые люди, которые уже завтра смогут и совершать сделки, и идти голосовать. Для кого-то из них первыми, например, станут выборы петрозаводского мэра. Это раз. Вторая причина – продвинутость школьников. Интернетом в лицее не пользуются всего лишь по одному школьнику из каждой параллели. А те, кто пользуется, уже давно обогнали и учителей, и родителей, и даже тех, кто учился в лицее пару лет назад, по уровню технической подготовленности и заинтересованности в процессе.
Миллионы старшеклассников ежедневно включают свои компьютеры, чтобы выйти в глобальное пространство. Причем с осени 2007 года это стали именно домашние компьютеры, так как аудитория тех, кто выходит в Интернет из дома, превысила количество пользующихся для тех же целей рабочими или учебными компьютерами.
Но мы не знаем, что именно интересует школьников. Пробел надо срочно заполнять.

Переходим на блог

– По сравнению с исследованием предыдущего года, многие цифры серьезно выросли. Старшеклассники осваивают и заполняют интернет-пространство?
– Конечно. Еще два года назад я буквально на пальцах объяснял, что такое социальная сеть. И вот буквально за год процент школьников, зарегистрированных в социальных сетях, таких как vkontakte.ru или odnoklassniki.ru, вырос с 0 до 70.
Но меня больше радует то, что увеличилось количество старшеклассников, ведущих свой блог. Блог будет посложнее, чем переписка в том же vkontakte.ru. Для того чтобы систематично вести дневниковые записи, нужна быстрая реакция на происходящие события, пишущий должен быть развитой и мыслящей личностью. Он-лайновый дневник помогает школьникам думать, особенно тем, для кого мышление и письмо практически одно и то же. Еще один плюс блога – старшеклассники по-новому формируют свой круг общения, расширяя его. Ведь обычно школьники просто переносят свое «сообщество» – прежде всего свой класс – в Интернет и редко дополняют его кем-то еще. А вот у студентов-первокурсников резко возрастает количество «сообществ» – тематических групп, в которых происходит их интернет-социализация.
Растет популярность мобильного Интернета. Для меня, например, заходить в глобальную сеть при помощи мобильника сложно. А для 25% старшеклассников лицея № 40 – обыденное дело.
– Надо ожидать, что скоро все старшеклассники переместятся в Интернет и вырвать их из виртуального пространства станет нерешаемой задачей?
– Старшеклассники лицея № 40 и так практически все в Интернете. А насчет «необходимости отрывать»… После исследования мы неожиданно пришли к еще одному выводу: 10 – 11-е классы стали относиться к Сети спокойнее. Во-первых, уже нет резкого и массового «набега» детей в глобальное пространство вечером, старшеклассники сидят в Интернете равномерно. Во-вторых, очевиден спад интереса к Сети в выходные. В субботу и воскресенье, как выяснилось, отдыхают и от нее.

Обо всём на свете

– Серьезная часть вашего исследования была направлена на то, чтобы выяснить, нужен ли старшеклассникам школьный ресурс и каким он должен быть. Можно ли говорить о результатах?
– Результаты анкетирования подтвердили, что ученики 10 – 11-х классов хотят, чтобы школьный ресурс был. Но есть одно условие – анонимность. Дети наотрез отказываются действовать на школьном сайте под собственными именами. Общение с использованием настоящих имен и фамилий (даже с учителями) переносится в социальные сети, где степень открытости и достоверности именно для школьников довольно высока. А виртуалов (тех, кто «скрывается» под вымышленными именами) очень мало.
– Мне кажется, посещаемость школьного сайта не может быть высокой по определению. Неужели школьников можно чем-то привлечь на «школьное информационное пространство» после уроков?
– Посещаемость может вырасти, если информация на сайте будет постоянно обновляться, старшеклассники действительно смогут найти для себя что-то полезное, она будет интерактивной, то есть станет соответствовать тому, что ребенок получает в тех же социальных сетях.
Сейчас 10 – 11-е классы хотят вовремя получать образовательную информацию. В наше время катастрофически растет количество всевозможных сведений обо всем на свете. И любому человеку, а особенно старшекласснику, просто необходимо научиться самостоятельно превращать эту информацию в знания. А ведь именно в этом и заключается задача формирования современных школьных интернет-компетенций.
У школьников есть потребность в получении социальной информации, связанной с профилактикой курения, употребления пива, а тем более соблазном попробовать наркотики.
А вот какие бы то ни было сведения о себе старшеклассники размещать на школьном сайте не намерены.
В настоящее время аудитория Интернета пополняется, в основном за счет старшего поколения – тех, кто старше 55 лет, оно еще только начинает осваивать глобальную Сеть. А школьники уже успели преодолеть «технический барьер» на пути к миру, построенному на цифровой информации. Аудитория почти не растет, ведь все школьники уже и так там. Но что именно интересует детей, как они осваивают формы интернет-общения и что их заинтересует завтра, пока неизвестно.
И старшеклассники, которые скоро станут полноправными гражданами, все еще остаются самой неисследованной аудиторией Интернета.

Из результатов опроса старшеклассников лицея № 40 в 2009 году


* Скачивают музыку, фильмы, софт 80% десятиклассников и 81% одиннадцатиклассников (в 2008 году было 78% и 83%).
* 70% десятиклассников и 77% одиннадцатиклассников интересуют социальные сети. Поиск информации привлекает 67% и 80% соответственно (в 2008 году – 75% и 86%), электронная почта – 54 и 52%. Блог ведут по 12% учеников в 10 – 11 классах (в 2008 году – 8% и 5%).
* На школьном интернет-ресурсе, по мнению опрошенных, должна содержаться образовательная информация – 58% десятиклассников и 63% одиннадцатиклассников (в 2008 году – 64% и 70%), ссылки на полезные Интернет-ресурсы – 49% и 50% (в 2008 году по 51%), социально значимая информация – 36% и 53%, объявления – 45% (в 2008 году – 57% и 56%), личная информация – 17% (в 2008 году – 23% у десятиклассников и 6% у одиннадцатиклассников).

"Лицей" № 5 2009