За год в петрозаводском лицее № 40 процент старшеклассников, зарегистрированных в социальных сетях, вырос с 0 до 70. Все чаще они ведут блоги и заходят в Сеть через мобильный телефон.
…Последний урок заканчивается, звучит звонок, и вот уже тысячи петрозаводских школьников спешат домой. Но обед, выполнение домашних заданий и даже прогулки с друзьями – это теперь не единственные способы послеучебного времяпрепровождения. Одно нажатие на кнопку – и открываются необъятные просторы Интернета, оторваться от которых не так-то просто.
На пороге совершеннолетия
Пока родители безуспешно пытаются отогнать свое чадо от монитора, эксперты, изучающие аудиторию Интернета, решают совершенно другие проблемы. Они обнаружились не так давно, но тем не менее непосредственно связаны с этим самым школьником, пропадающим в Сети.
В 2008 году социологи обнаружили, что дети от 12 до 18 лет гораздо активнее в интернет-пространстве, чем многие взрослые. Не приходится и говорить, что есть школьники, которые по уровню технической подготовки обгонят любого взрослого.
Между тем именно эту аудиторию ни рекламодатели, ни политики в Интернете никогда не учитывали. А зачем? До 18 лет детям ни голосовать, ни совершать крупные сделки нельзя. И вообще, как кажется, обращать внимание на несовершеннолетних экономически невыгодно. Потому неудивительно, что исследований о том, какое же именно место заняла Сеть в жизни школьников, практически не было.
По-другому решил посмотреть на ситуацию преподаватель ПетрГУ Олег Чеславович РЕУТ. Второй год подряд он проводит анкетирование среди учеников десятых – одиннадцатых классов лицея № 40. (См. публикацию в «Лицее», № 4 2008 год)
– Олег Чеславович, зачем надо изучать «невыгодную» аудиторию Интернета?
– Возраст старшеклассников 15 – 18 лет, последние годы перед совершеннолетием. То есть анкету заполняли те самые люди, которые уже завтра смогут и совершать сделки, и идти голосовать. Для кого-то из них первыми, например, станут выборы петрозаводского мэра. Это раз. Вторая причина – продвинутость школьников. Интернетом в лицее не пользуются всего лишь по одному школьнику из каждой параллели. А те, кто пользуется, уже давно обогнали и учителей, и родителей, и даже тех, кто учился в лицее пару лет назад, по уровню технической подготовленности и заинтересованности в процессе.
Миллионы старшеклассников ежедневно включают свои компьютеры, чтобы выйти в глобальное пространство. Причем с осени 2007 года это стали именно домашние компьютеры, так как аудитория тех, кто выходит в Интернет из дома, превысила количество пользующихся для тех же целей рабочими или учебными компьютерами.
Но мы не знаем, что именно интересует школьников. Пробел надо срочно заполнять.
Но мы не знаем, что именно интересует школьников. Пробел надо срочно заполнять.
Переходим на блог
– По сравнению с исследованием предыдущего года, многие цифры серьезно выросли. Старшеклассники осваивают и заполняют интернет-пространство?
– Конечно. Еще два года назад я буквально на пальцах объяснял, что такое социальная сеть. И вот буквально за год процент школьников, зарегистрированных в социальных сетях, таких как vkontakte.ru или odnoklassniki.ru, вырос с 0 до 70.
Но меня больше радует то, что увеличилось количество старшеклассников, ведущих свой блог. Блог будет посложнее, чем переписка в том же vkontakte.ru. Для того чтобы систематично вести дневниковые записи, нужна быстрая реакция на происходящие события, пишущий должен быть развитой и мыслящей личностью. Он-лайновый дневник помогает школьникам думать, особенно тем, для кого мышление и письмо практически одно и то же. Еще один плюс блога – старшеклассники по-новому формируют свой круг общения, расширяя его. Ведь обычно школьники просто переносят свое «сообщество» – прежде всего свой класс – в Интернет и редко дополняют его кем-то еще. А вот у студентов-первокурсников резко возрастает количество «сообществ» – тематических групп, в которых происходит их интернет-социализация.
Растет популярность мобильного Интернета. Для меня, например, заходить в глобальную сеть при помощи мобильника сложно. А для 25% старшеклассников лицея № 40 – обыденное дело.
Но меня больше радует то, что увеличилось количество старшеклассников, ведущих свой блог. Блог будет посложнее, чем переписка в том же vkontakte.ru. Для того чтобы систематично вести дневниковые записи, нужна быстрая реакция на происходящие события, пишущий должен быть развитой и мыслящей личностью. Он-лайновый дневник помогает школьникам думать, особенно тем, для кого мышление и письмо практически одно и то же. Еще один плюс блога – старшеклассники по-новому формируют свой круг общения, расширяя его. Ведь обычно школьники просто переносят свое «сообщество» – прежде всего свой класс – в Интернет и редко дополняют его кем-то еще. А вот у студентов-первокурсников резко возрастает количество «сообществ» – тематических групп, в которых происходит их интернет-социализация.
Растет популярность мобильного Интернета. Для меня, например, заходить в глобальную сеть при помощи мобильника сложно. А для 25% старшеклассников лицея № 40 – обыденное дело.
– Надо ожидать, что скоро все старшеклассники переместятся в Интернет и вырвать их из виртуального пространства станет нерешаемой задачей?
– Старшеклассники лицея № 40 и так практически все в Интернете. А насчет «необходимости отрывать»… После исследования мы неожиданно пришли к еще одному выводу: 10 – 11-е классы стали относиться к Сети спокойнее. Во-первых, уже нет резкого и массового «набега» детей в глобальное пространство вечером, старшеклассники сидят в Интернете равномерно. Во-вторых, очевиден спад интереса к Сети в выходные. В субботу и воскресенье, как выяснилось, отдыхают и от нее.
Обо всём на свете
– Серьезная часть вашего исследования была направлена на то, чтобы выяснить, нужен ли старшеклассникам школьный ресурс и каким он должен быть. Можно ли говорить о результатах?
– Результаты анкетирования подтвердили, что ученики 10 – 11-х классов хотят, чтобы школьный ресурс был. Но есть одно условие – анонимность. Дети наотрез отказываются действовать на школьном сайте под собственными именами. Общение с использованием настоящих имен и фамилий (даже с учителями) переносится в социальные сети, где степень открытости и достоверности именно для школьников довольно высока. А виртуалов (тех, кто «скрывается» под вымышленными именами) очень мало.
– Мне кажется, посещаемость школьного сайта не может быть высокой по определению. Неужели школьников можно чем-то привлечь на «школьное информационное пространство» после уроков?
– Посещаемость может вырасти, если информация на сайте будет постоянно обновляться, старшеклассники действительно смогут найти для себя что-то полезное, она будет интерактивной, то есть станет соответствовать тому, что ребенок получает в тех же социальных сетях.
Сейчас 10 – 11-е классы хотят вовремя получать образовательную информацию. В наше время катастрофически растет количество всевозможных сведений обо всем на свете. И любому человеку, а особенно старшекласснику, просто необходимо научиться самостоятельно превращать эту информацию в знания. А ведь именно в этом и заключается задача формирования современных школьных интернет-компетенций.
У школьников есть потребность в получении социальной информации, связанной с профилактикой курения, употребления пива, а тем более соблазном попробовать наркотики.
А вот какие бы то ни было сведения о себе старшеклассники размещать на школьном сайте не намерены.
В настоящее время аудитория Интернета пополняется, в основном за счет старшего поколения – тех, кто старше 55 лет, оно еще только начинает осваивать глобальную Сеть. А школьники уже успели преодолеть «технический барьер» на пути к миру, построенному на цифровой информации. Аудитория почти не растет, ведь все школьники уже и так там. Но что именно интересует детей, как они осваивают формы интернет-общения и что их заинтересует завтра, пока неизвестно.
И старшеклассники, которые скоро станут полноправными гражданами, все еще остаются самой неисследованной аудиторией Интернета.
Сейчас 10 – 11-е классы хотят вовремя получать образовательную информацию. В наше время катастрофически растет количество всевозможных сведений обо всем на свете. И любому человеку, а особенно старшекласснику, просто необходимо научиться самостоятельно превращать эту информацию в знания. А ведь именно в этом и заключается задача формирования современных школьных интернет-компетенций.
У школьников есть потребность в получении социальной информации, связанной с профилактикой курения, употребления пива, а тем более соблазном попробовать наркотики.
А вот какие бы то ни было сведения о себе старшеклассники размещать на школьном сайте не намерены.
В настоящее время аудитория Интернета пополняется, в основном за счет старшего поколения – тех, кто старше 55 лет, оно еще только начинает осваивать глобальную Сеть. А школьники уже успели преодолеть «технический барьер» на пути к миру, построенному на цифровой информации. Аудитория почти не растет, ведь все школьники уже и так там. Но что именно интересует детей, как они осваивают формы интернет-общения и что их заинтересует завтра, пока неизвестно.
И старшеклассники, которые скоро станут полноправными гражданами, все еще остаются самой неисследованной аудиторией Интернета.
Из результатов опроса старшеклассников лицея № 40 в 2009 году
* Скачивают музыку, фильмы, софт 80% десятиклассников и 81% одиннадцатиклассников (в 2008 году было 78% и 83%).
* 70% десятиклассников и 77% одиннадцатиклассников интересуют социальные сети. Поиск информации привлекает 67% и 80% соответственно (в 2008 году – 75% и 86%), электронная почта – 54 и 52%. Блог ведут по 12% учеников в 10 – 11 классах (в 2008 году – 8% и 5%).
* На школьном интернет-ресурсе, по мнению опрошенных, должна содержаться образовательная информация – 58% десятиклассников и 63% одиннадцатиклассников (в 2008 году – 64% и 70%), ссылки на полезные Интернет-ресурсы – 49% и 50% (в 2008 году по 51%), социально значимая информация – 36% и 53%, объявления – 45% (в 2008 году – 57% и 56%), личная информация – 17% (в 2008 году – 23% у десятиклассников и 6% у одиннадцатиклассников).
"Лицей" № 5 2009