{hsimage|Какой быть школе XXI века? В центре — Николай Савин, учитель информатики из Питкяранты||||}Эта мысль не раз звучала в речах молодых учителей на третьих Фрадковских педагогических чтениях, которые прошли в Институте повышения квалификации работников образования. Такого средоточия креативных, нестандартно мыслящих, влюбленных в свою профессию педагогов видеть давно не приходилось! Последний раз на предыдущих Фрадковских чтениях два года назад.
Ректор ИПК Людмила Ковру назвала в своем приветственном слове И.С. Фрадкова «гордостью карельской педагогики» и представила тему нынешних чтений – сотрудничество в образовательном пространстве. По мнению ректора КГПА Сергея Гриппы, чей приветственный адрес был зачитан, многие идеи Фрадкова воплощены на практике.
Ученица Исаака Самойловича, известный журналист Валентина Акуленко живо и с юмором рассказала о своих школьных годах в 9-й школе. О градусе доверия со стороны директора, который поддерживал их инициативы, даже такие, казалось бы, безрассудные, как поездка в трудовой лагерь в Молдавию. Съездили прекрасно, организовали все сами и проложили дорогу на юг другим старшеклассникам Карелии.
– Фрадков открыл нам истину: «Вы сами себя не знаете. Вы многое можете!»
Тогда, в 60-е, в 9-й школе впервые в Карелии были открыты классы программистов. Может, потому сейчас выпускники «девятки» невзирая на возраст так активны в Сети? Их приветствие молодым участникам Фрадковских чтений прозвучало на открытии прямо со страницы 9-й школы в «Одноклассниках».
{hsimage|Марина Гвоздева||||}Наводящий на размышления доклад «Сотрудничество в образовательном пространстве» сделала декан факультета иностранных языков КГПА Марина Гвоздева. О грустных вещах она говорила, в том числе об отставании нашего образования от лидеров – Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Финляндии. (Последнее особенно обидно, мы привыкли считать, что у нас несравнимо лучше образование, чем у соседей.) Говорила Марина Гвоздева и об инертности школьников. Она привела такой пример: отвечая на вопрос анкеты «Инициировали ли вы изменения в школе?», первокурсники КГПА ответили в том духе, что пусть, мол, учителя думают. Нынешние школьники не проявляют инициативу, не привыкли и не приучены.
Об этом говорили на чтениях молодые педагоги. Учитель технологии предложила ученикам проект по благоустройству школьного двора и услышала в ответ обреченное: «А что мы можем…» Сравните с тем, что было у Фрадкова! Не случайно Надежда Максимова, зав. отделом психологии и педагогики ИПК, подчеркнула в своем выступлении, что ученик должен накапливать опыт принятия решений. А они заведомо настроены на поражение, как заметил Максим Иванов, учитель истории Державинского лицея.
{hsimage|Ирина Габелко и Максим Иванов||||}Максим Викторович ярко заявил о себе на прошлых чтениях, поразил и сейчас. Он пригласил на заседание киноклуба, который уже третий год ведет для старшеклассников. В этот раз показал фрагменты немых фильмов – братьев Люмьер, Жоржа Мельеса, Фрица Ланга, – обсудил с ребятами их особенности, монтаж, дав понятия саспенса, гэга. Но это не был киноведческий разбор для общего развития. Фрагмент знаменитого фильма Ланга 1927 года «Метрополис» дал повод поговорить с ребятами о художественном предвидении наступления тоталитарного режима – всего через несколько лет в Германии придет к власти Гитлер, обсудить жанр антиутопии в литературе и современном кино.
Встречи в киноклубе проходят в школе по субботам. Вначале их посещали два-три человека, что объяснимо при нынешней загруженности школьников, а вскоре уже 30 – 40, причем с разных отделений – приходят и лирики, и физики. Обсуждение фильмов проходит «ВКонтакте». К «Тарасу Бульбе» было около 300 комментариев!
Молодые учителя не пасуют перед трудностями. Много сейчас говорят о компетентностном подходе, между тем учебники старые. Алексей Доронин, учитель математики Державинского лицея, не стал ждать и сам разработал учебно-методический комплекс, да еще использовал флэш-мультипликацию. Галина Федулова, учитель математики средней школы № 2 Олонца, использует метод проектов, благодаря чему все, и слабые ученики в том числе, могут проявить себя.
Учитель английского языка петрозаводского лицея № 1 Александр Пашков убежден, что надо серьезно заниматься конфликтологией. Он привел такой пример. На уроке английского одна ученица вдруг начала в голос рыдать и никак не могла остановиться. Урок на грани срыва, молодой учитель в растерянности: что делать? попросить ее выйти? Он предпочел выяснить причину: оказалось, мелодия песни, включенной для упражнения по аудированию, навеяла трагические воспоминания. Ситуации на уроке могут быть самые неожиданные, вплоть до нелепой оговорки учителя.
Гвоздем нынешних чтений стал учитель информатики Николай Савин из средней школы № 2 Питкяранты. Мало того что он сумел подключить родителей к воспитанию собственных детей (что в наше время головная боль классных руководителей, как ни грустно это звучит), так еще и оказался едва ли не впереди других участников чтений по оснащенности своего кабинета IT. Его коллеги за голову схватились, услышав об озабоченности Николая: пока не со всеми учениками он по скайпу общается! Не у всех из них и компьютер-то есть! Именно Николай первым сказал: «Мы – другие!»
{hsimage| Никакого пессимизма! В центре — Владимир Яговзик||||}Неудивительно, что и завершающий круглый стол «Молодой учитель и вызовы XXI века» прошел нестандартно. Вели его Максим Иванов и методист ИПК Ирина Габелко. Выделив четыре категории – ученики, школа, родители, социум,– ведущие поставили вопрос: изменились ли они за последние три десятка лет? Согласились, что ученик стал более информированным, а учитель более усталым, родители более инертными и менее добрыми, социум менее нравственным и более мобильным. Затем, разбив участников на четыре группы, ведущие попросили сформулировать вызовы каждой категории. И вот что среди прочего получилось. Ученик: «Каким идеалам служить?» Родители: «Воспитайте его!» Школа: «Материально-техническая база отстает от современных требований!» Социум: «Обеспечьте подготовку компетентного работника!»
Самое поразительное – вывод, который сделали молодые учителя. Никакого пессимизма, они готовы к вызовам XXI века, хотят работать, при этом оставаясь реалистами. Вот что, например, говорит о модной идее перехода на дистанционное обучение Владимир Яговзик, зам. директора Державинского лицея, совсем молодой человек:
– Мы здесь собрались, и это говорит о том, что никакое дистанционное обучение не заменит общения. Пока жив человек, жив и учитель.
Николай Савин сделал для себя открытие:
– Удивился здесь на чтениях, что у нас столько молодых педагогов. Меня из района послали на разведку. В следующий раз привезу с собой группу молодых педагогов. Самое ценное – секции. Не было ни одного пустого выступления! Хочется объединить всех молодых вокруг Фрадковских чтений.
– Удивился здесь на чтениях, что у нас столько молодых педагогов. Меня из района послали на разведку. В следующий раз привезу с собой группу молодых педагогов. Самое ценное – секции. Не было ни одного пустого выступления! Хочется объединить всех молодых вокруг Фрадковских чтений.
Сотрудники ИПК пообещали, что подготовят электронный сборник всех выступлений.
Общее пожелание участников: проводить Фрадковские чтения каждый год. Все они поблагодарили ИПК за безукоризненную организацию, внимание и заботу.
"Лицей" № 11 2009