Редакция газеты «Лицей» и общественная организация «Карельское образование» начинают серию «круглых столов» по проблемам современной школы. Темы для обсуждения предлагает сама жизнь, они рождаются в ходе наших поездок, встреч с учителями. Мы намерены не столько в очередной раз обозначить трудности, сколько предложить пути выхода, конструктивные идеи.
Первая тема за круглым столом, который прошел в нашей редакции 23 сентября, касалась дефицита молодых учителей в школах. Возникла она после беседы с преподавателем филфака КГПА, которая рассказала, что встречает своих выпускников в самых неожиданных местах. Они объясняют это тем, что вакансий нет, учителя-пенсионеры не собираются уходить из школы. В Петрозаводске средний возраст учителя — 40 лет. Молодых учителей со стажем работы до 5 лет в школах республики лишь 10 процентов.
{hsimage|Слева направо: Ольга Парамонова, Людмила Фрадкова, Светлана Артемьева, Ирина Данилова и Виктория Калева||||}Ирина ДАНИЛОВА, проректор КГПА по воспитательной работе: — Сегодня на лекции я провела блиц-опрос среди студентов четвертого курса физико-математического факультета. Они назвали такие причины, почему молодые не хотят идти в школу: низкая зарплата, трудности в общении с детьми, стрессы и напряженность в работе, отношение к профессии учителя со стороны государства и общества. Студенты считают, что необходимо повышать зарплату, предоставлять льготы при покупке или съеме жилья, улучшать материальную базу школ, уменьшать бумажную волокиту, обеспечить места в школе, дать возможность повышения квалификации и карьерного роста. Пугает их и ответственность: только придешь в школу, а уже через год их ученикам держать ЕГЭ, надо показывать хорошие результаты.
Людмила ФРАДКОВА, кандидат биологических наук, сотрудник Центра развития образования Петрозаводска: — Почему, если в КГПА учатся за бюджетные деньги, не вернуться к практике распределения? Более 30 процентов выпускников педвузов, по российской статистике, не идут в школы, находят себя в других сферах.
Ирина ДАНИЛОВА: — Находят, потому что в КГПА есть возможности для самореализации – участие в волонтерском движении, педагогических и железнодорожных отрядах. Сегодня в академии работает 26 студенческих творческих коллективов и спортивных секций. Но я согласна – распределение должно быть. Возможно, называться это будет иначе, но уже назрел вопрос о насыщении школ молодыми учителями.
Людмила ФРАДКОВА: — Возможно ли оно в рамках республики?
Ольга ПАРАМОНОВА, преподаватель начальных классов петрозаводской школы № 48: — Нигде в мире нет распределения. Можно ли заставить человека работать там, где он не хочет? Может, лучше сократить набор в педвузы?
Виктория КАЛЕВА, главный специалист Минобразования РК: — Мы ежегодно составляем прогноз педагогических кадров. О резком сокращении мест в КГПА надо говорить очень осторожно. Мы проводим ежемесячный мониторинг трудоустройства выпускников педакадемии, а также наличие вакантных мест в образовательных учреждениях республики. На 15 сентября в школах республики была 81 вакансия в 14 муниципалитетах. Требуются учителя русского языка, информатики, английского языка, химии, начальных классов. Как известно, по президентской программе поддержки выпускников вузов Карелии выделено 17 мест в школах республики. Тем, кто поедет в эти школы, выделяется по 500 тысяч рублей: выплачивается по 250 тысяч в конце 2010 и 2011 годов, предоставляются полная нагрузка и жилье. Сегодня (то есть к 23 сентября. – прим. Н.М.) закрыты лишь 8 вакансий. Пока нет желающих отправиться в Медвежьегорский, Лоухский, Пудожский, Олонецкий и Муезерский районы.
Людмила ФРАДКОВА: — Такая же ситуация и в других регионах. Это ли не означает, что таким путем не решить проблему привлечения молодых кадров в школы? Мне очень понравились два высказывания на форумах: «Поражает, насколько мы готовы делать все, ради того, чтобы не делать главного». И еще одно: «Никакие гранты не могут стимулировать любовь к детям, не могут повысить квалификацию и компетентность учителя, если его заманивать в образование рублем! Должен быть иной механизм, способствующий формированию престижа профессии учитель, к примеру определенный социальный статус, ведь шла речь в прошлые годы о присвоении учителю статуса госслужащего, и где эта идея?» Дело не только в низких зарплатах. Молодые боятся огромных нагрузок, учеников, родителей.
Ольга ПАРАМОНОВА: — Студентов не учат работать с родителями. С современными родителями даже опытному учителю иногда бывает трудно договариваться.
У нас в школу взяли двух молодых педагогов. Англичанка поработала только четверть, ушла после первого же конфликта с родителями.
У нас в школу взяли двух молодых педагогов. Англичанка поработала только четверть, ушла после первого же конфликта с родителями.
Ирина ДАНИЛОВА: — Наш вуз как раз выиграл сейчас такой грант. В рамках социальной гостиной откроется родительский факультет — название условное.
Светлана АРТЕМЬЕВА, отличник народного просвещения РСФСР: — Те молодые, кто прошел общественно-педагогическую практику, лучше адаптируются к работе, не так боятся своих первых шагов, они уверенно закрепляются в школах. Это те, кто имеет опыт практической деятельности в детских и молодежных общественных организациях и программах, кто работал в лагерях и постоянно в школах.
— Понятно, что отпугивает молодых от школы. Однако есть и те, кто готов стать учителем, но нет вакансий, учителя со стажем не торопятся на пенсию. Что нужно сделать, чтобы выйти из этого замкнутого круга?
Людмила ФРАДКОВА: — 90 процентов пожилых педагогов работают из-за маленькой пенсии. Но есть и те, кто хочет и может работать.
Светлана АРТЕМЬЕВА: — В городе должен быть создан центр наставничества. Смысл в чем? Опытные педагоги-пенсионеры смогут работать методистами-наставниками. Для них в округах необходимо выделить ставки. За каждым ветераном закрепить молодых педагогов из 4 — 5 школ, он будет посещать их уроки, помогать советами. Нужда в таких наставниках есть, об этом говорят и сами учителя-новички. Чем платить молодежи пособия по безработице в центрах занятости, так лучше эти деньги направить на работу вот таких вот центров.
При МГТУ имени Баумана открыт центр наставничества. Должен быть свой наставник как у учителя, так и у директора.
Ирина ДАНИЛОВА: — В истории академии был такой опыт – учебно-научный педагогический центр, созданный Анатолием Бритвихиным. Семь лет просуществовал.
Людмила ФРАДКОВА: — Есть хороший опыт у финнов – система непрерывного образования, где для обучения взрослых как раз нужны опытные учителя. Но быть наставниками, методистами могут единицы. Я думаю, нужно продумать систему льгот для тех, кто уходит на пенсию по достижению пенсионного возраста. Простой прием, но эффективный. Появляется возможность выбора.
Ирина ДАНИЛОВА: — Это сложная проблема. Многие пенсионеры творчески активны, инициативны и еще лет десять могут плодотворно работать. Ни один молодой учитель не заменит учителя с опытом. Как бы не получилось так, что начнется кампания: «Вон пенсионеров с работы!»
Светлана АРТЕМЬЕВА: — В каждой школе во всех трех звеньях ее (начальном, среднем и старшем) обязательно должны присутствовать три возрастных категории учителей: учителя молодого, среднего и золотого возраста. Это модель нашего общества и создавать искусственно превалирование какого-то – от этого нет пользы, а только вред.
— И все-таки как привлечь в школу молодых учителей?
Людмила ФРАДКОВА: — Есть определенный опыт, например, предоставлять молодым специалистам служебные квартиры, и для тех, кто отработал 10 лет в школе, передавать ее в собственность.
Виктория КАЛЕВА: — И у нас многое делается для поддержки молодых. Есть муниципальные программы, выпускники Петрозаводского педколледжа заочно могут продолжить обучение в КГПА по специальностям «Иностранный язык» и «Дошкольное образование» на бесплатной основе. Тем, кто после окончания образовательного учреждения педагогического профессионального образования год отработал в сельской школе, полагается единовременная выплата в 20 тысяч рублей. Правда, таких учителей становится все меньше: в 2008-м было 63, в 2009-м – 42, в этом году всего 29.
А вообще многое зависит от заинтересованности директора школы. На комиссиях по трудоустройству выпускников мы видим, что молодежь хочет идти работать в школу. В этом году свыше 100 выпускников педакадемии были распределены в образовательные учреждения республики.
А вообще многое зависит от заинтересованности директора школы. На комиссиях по трудоустройству выпускников мы видим, что молодежь хочет идти работать в школу. В этом году свыше 100 выпускников педакадемии были распределены в образовательные учреждения республики.
Людмила ФРАДКОВА: — Мне кажется, что выпускник вуза, который принял решение работать в школе, в течение двух лет должен быть своего рода интерном. Он должен пройти период адаптации. Ему нужно создать условия для быстрого освоения работы с документацией, освободить от целого ряда дополнительных нагрузок. Для этого, действительно к нему должен быть прикреплен наставник.
Светлана АРТЕМЬЕВА: — Дать бы молодым на ставку 9 часов нагрузки, а не 18…
Людмила ФРАДКОВА: — … а наставнику засчитать в нагрузку посещение уроков молодых.
Ольга ПАРАМОНОВА: — Это правильно!Но при новой системе оплаты не каждый директор может это сделать. Надо, чтобы молодых учителей в школе окружили в первые годы работы мудрой материнской заботой, чтобы молодому учителю захотелось остаться в «педагогической семье» школы, куда он пришел.
Людмила ФРАДКОВА: — Проблема, которую мы обсуждаем, многогранная. Это индикатор того, что происходит с образованием. Если в школе есть молодые учителя, все с ним в порядке. Когда молодой педагог пришел в школу, дальше это уже внутренняя проблема школы, как его удержать. А способность привлечь и удержать в школе молодых талантливых педагогов может быть одним из значимых критериев оценки работы директора школы. Хороший пример мы видим в Питкяранте, о чем рассказал Николай Савин. Кстати, на этого неординарно работающего молодого человека мы обратили внимание на Фрадковских чтениях, которые проводятся для молодых педагогов республики.
Ольга ПАРАМОНОВА: — Мне практикантки как-то сказали: «Вы первый учитель, который говорит нам, что в школе работать можно»…
Светлана АРТЕМЬЕВА: — Наша молодежь думает, что это только в школе сложно так…
Людмила ФРАДКОВА: — Мы завалили всю профориентацию, закрыт центр профориентации. В школах пропагандируют новомодные специальности, дети знают всего 3 — 4 профессии.
Виктория КАЛЕВА: — Не согласна. Сегодня учреждения профобразования активно занимаются профориентационной работой. Проводятся акции по профориентации, выезды в районы, встречи со школьниками. В КГПА заключены договоры с муниципалитетами о сотрудничестве.
Мнения по теме
Евгения МАКАРОВА, зам. председателя Карельского рескома профсоюза работников образования: — Молодые уже на первом году работы понимают, правильно ли они выбрали профессию. Слишком высокие требования предъявляют к ним родители, ученики. Трудно этим ожиданиям соответствовать. На молодежном совете при рескоме учительница из Сегежи сказала, что энтузиазма хватает до первой зарплаты. Дать молодым педагогам подзаработать сейчас стараются во многих школах, но не везде есть такая возможность.
Уволить учителя со стажем по закону невозможно. Даже при сокращении закон предписывает оставлять учителей с более высокой квалификацией, которую имеют в основном опытные учителя.
Не секрет, что учителя в возрасте не хотят уходить из школы из боязни, что на пенсию не проживут. Хотя есть и те, кто не мыслит себя без работы, кто идет в ногу со временем и чувствует свою востребованность.
Николай САВИН, учитель информатики питкярантской школы № 2: — В нашу школу в этом году пришли три молодых специалиста, в прошлом четыре. В коллективе должна быть золотая середина – и молодые учителя, и опытные. Только тогда можно реализовать все задуманное. Если уберем пенсионеров — потеряем школу наставничества.
Мало молодых идет в школу не из-за маленькой зарплаты, а по той причине, что профессия сложная, требует самоотверженности. Сложно работать с детьми в условиях, когда разрушены институты пионерской организации и дополнительного образования. У нас в городе есть художественная и музыкальная школы, центр детского творчества, но сколько в них учеников 7 — 11 классов? Чем эти дети занимаются в свободное время?
Второй фактор – социальная неустроенность, зарплата и жилье, но здесь уже многое делается. Я пришел в школу в 2005 году, тогда не было таких условий, как сейчас. В нашей школе помогают учителю найти и оплатить жилье. У молодого специалиста оклад 6500 рублей, что соответствует учительскому окладу при 2-й категории. В помощь ему дается опытный учитель-наставник. Есть возможность подзаработать, если ты хочешь организовать кружок, вести факультатив или заняться выпуском газеты.
У руководства нашей школы современный подход к подбору кадров, поэтому к нам молодые стремятся прийти работать.
У руководства нашей школы современный подход к подбору кадров, поэтому к нам молодые стремятся прийти работать.
Резюме «круглого стола»:
* Повысить зарплату молодому педагогу, дав ему возможность подзаработать. Во многом это в компетенции директора школы.
* Администрация школы должна создавать в отношении молодых педагогов режим наибольшего благоприятствования, прикреплять наставника, не загружать рутинной и бумажной работой. Полезно отмечать активных, не забывать награждать их.
* Студентам необходим опыт общественно-педагогической работы, это подготовит их к сложностям профессии учителя.
* Если появятся центры наставничества и непрерывного образования взрослых, опытные педагоги уйдут туда и освободят места в школах для молодых,
* Независимая аттестация качества работы с четкими критериями позволит освободить школу от учителей низкой квалификации.
"Лицей" № 10 2010